Родительский всеобуч «Права ребенка - обязанности родителей»
консультация

Информация для родителей с целью повышения психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах защиты прав детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_detey_zhobrashchenie.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский всеобуч

«Права ребенка -  обязанности родителей»

Цель – повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах защиты прав детей.

Задачи:

1.Познакомить родителей (законных представителей) с нормативно – правовыми документами, регламентирующими защиту прав детей.

2.Актуализировать существующие проблемы в вопросах нарушения прав детей в процессе семейного воспитания.

3. Способствовать формированию основ правовой культуры родителей.

Место проведения: музыкальный зал ДОУ

Оборудование: ручки, листы А4, памятки для родителей «Права детей»

Участники: родители

Ведущий: педагог – психолог

Ход собрания:

1. Вводная часть (1 - 2 минуты)

2. Основная часть (30 минут)

- выступление педагога – психолога по теме:«Права ребенка -  обязанности родителей»

        3. Разное (10 минут)

- ответы на вопросы родителей по данной теме;

- рекомендации родителям.

           4. Подведение итогов (5 минут)

Ожидаемые результаты:

  1. Соблюдение прав несовершеннолетних в процессе семейного воспитания.
  2. Рекомендации педагога – психолога по соблюдению правд детей будут применены родителями в процессе семейного воспитания.

Ход родительского всеобуча:

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Педагог – психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Тема родительского всеобуча «Права ребенка -  обязанности родителей».

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на Земле и прежде всего от окружающих его взрослых людей, прежде всего от родителей.

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В прочной надежной семье нуждается каждый человек.

И именно семья играет первоочередную роль в развитии ребенка.

Родителями создается определенная атмосфера в семье, где с первых дней жизни ребенка происходит становление его личности, формируется мировоззрение и ценностные ориентиры.

Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции.

Согласно Конституции РФ ст. 38 п.2 «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность.

Таким образом, за воспитание своих детей несут ответственность родители.

Ребенок верит в любовь родителей и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

20 ноября – Всемирный день прав детей.

Проблема защиты прав детства – это проблема современного общества.

Права и достоинства ребенка защищает Международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН-ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребенка разработал следующие документы:

  • Декларация прав ребенка (1923г)
  • Конвенция о правах ребенка (1989г)

В Российской Федерации права детей регулируются:

  • Конституцией РФ
  • Семейным кодексом
  • Гражданским кодексом
  • Жилищным кодексом
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Ни для кого не секрет, что права детей очень часто нарушаются в семье. Унижение ребенка, физическое наказание – это, безусловно, нарушение прав детей. И, к сожалению, в наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия в семье становится все более актуальной.

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, раны, сексуальные домогательства, но и унижение ребенка, насмешки, издевательства, сравнения, необоснованная критика.Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:

1. Физическое

2. Психическое

3. Сексуальное

4. Пренебрежение основными потребностями ребенка

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку кем – либо физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, ведут к отставанию в развитии.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Недопустимы физические наказания!

Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка.

Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем.

Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания, смерть.

Физические наказания унижают личность ребенка, порождают озлобление.

Такие дети живут с чувством страха, мести.

Психическое  (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Психологическим насилием является:

  • Отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • Оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
  • Угрозы в адрес ребенка, запугивания;
  • Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
  • Предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
  • Обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
  • Принижение его успехов;
  • Совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям.

Что происходит с ребенком, если он подвергается постоянному эмоциональному насилию:

  • Задержка физического и психического развития
  • Появляются вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос)
  • Низкая самооценка (ребенок становится уступчивым, податливым)
  • Агрессия
  • Депрессия
  • Ложь, воровство
  • Девиантное (отклоняющееся поведение)
  • Нервно – психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики,  расстройство сна, аппетита и т.д.
  • У подростков попытки самоубийства, потеря смысла жизни.

Сексуальное -  вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми, демонстрация ребенку гениталий, демонстрация ребенку порнографии, использование ребенка для производства детской порнографии.

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

- конфликтные отношения между родителями

- мать ребенка чрезмерно занята на работе

- вместо родного отца отчим, сожитель матери

- мама имеет хроническое заболевание и часто лежит в больнице

- родители являются алкоголиками, наркоманами

Как показывает практика,  80% случаев сексуального насилия над ребенком совершается его родственником или знакомым.

Пренебрежения нуждами ребенка– отсутствие элементарной заботы о ребенке (моральная жестокость), недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего появляется угроза его здоровью и развитию.

 Это невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

  • Ребенок одет не по сезону, не по размеру
  • Немытый, голоден
  • Оставление надолго без присмотра
  • Невылеченные заболевания
  • Ненадлежащее исполнение родительских обязательств

К жестокому обращению с детьми склонны родители, которые:

  • не являются биологически родными для ребенка;
  • часто конфликтуют в семье, импульсивны, эмоционально неустойчивы, имеют психические и личностные расстройства;
  • в детстве сами пережили насилие;
  • обладают низким уровнем культуры и образования;
  • а также социально – экономическим статусом, например, относятся к категории безработных, имеют уголовное прошлое;
  • относительно молоды и неопытны, поэтому безразличны к состоянию и развитию ребенка;
  • злоупотребляют алкоголем, наркотиками;
  • воспитывают ребенка без супруга(и).

Российским законодательством установлено несколько видов ответственностидля лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

1. Административная ответственность.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних -  в  виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП  РФ)

2. Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них:  (ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117 (истязание), ст. 131 (изнасилование), ст. 135 (развратные действия).

3. Следующий вид ответственности - Гражданско – правовая ответственность в соответствии с Семейным кодексом.Лишение или ограничение родительских прав.

  3. РАЗНОЕ

- ответы на вопросы родителей по данной теме;

- рекомендации родителям, примеры

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Педагог – психолог:

Вывод:Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то почти каждый ребенок хоть раз сталкивался с проявлением жестокости.

Жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается.

 Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям – эстафета зла, жестокости, ненависти и насилия продолжается.

 Уважаемые взрослые, давайте будем добрее и мудрее по отношению друг к другу и к нашим детям!

Приложение 1

Права ребенка

20 ноября – Всемирный день прав детей.

Проблема защиты прав детства – это проблема современного общества.

Права и достоинства ребенка защищает Международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН-ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребенка разработал следующие документы:

  • Декларация прав ребенка (1923г)
  • Конвенция о правах ребенка (1989г)

В Российской Федерации права детей регулируются:

  • Конституцией РФ
  • Семейным кодексом
  • Гражданским кодексом
  • Жилищным кодексом
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Ни для кого не секрет, что очень часто права детей нарушаются в семье. Унижение ребенка, физическое наказание – это, безусловно, нарушение прав детей. И, к сожалению, в наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия в семье становится все более актуальной.

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, раны, сексуальные домогательства, но и унижение ребенка, насмешки, издевательства, сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Выделяют четыре основные формы жестокого обращения в отношении детей:

1. Физическое

2. Психическое

3. Сексуальное

4. Пренебрежение основными потребностями ребенка

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то почти каждый ребенок хоть раз сталкивался с проявлением жестокости.

Жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается.

 Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям – эстафета зла, жестокости, ненависти и насилия продолжается.

        Уважаемые взрослые, давайте будем добрее и мудрее по отношению друг к другу и к нашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семинара-практикума с педагогами ДОО на тему: Родительское собрание: “Права и обязанности родителей по воспитанию детей”

Родительское собрание является традиционной формой взаимодействия с семьями воспитанников ДОО. Возможно, поэтому многие педагоги относятся к нему как к рядовому мероприятию. Между тем от уровня подгот...

Родительское собрание: «Права ребенка – обязанности родителей».

Цель:- Обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка;- Уточнить и углубить знания родителей о правах ребенка;- Формиров...