Родительский всеобуч «Права ребенка - обязанности родителей»
консультация
Информация для родителей с целью повышения психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах защиты прав детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_detey_zhobrashchenie.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский всеобуч
«Права ребенка - обязанности родителей»
Цель – повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах защиты прав детей.
Задачи:
1.Познакомить родителей (законных представителей) с нормативно – правовыми документами, регламентирующими защиту прав детей.
2.Актуализировать существующие проблемы в вопросах нарушения прав детей в процессе семейного воспитания.
3. Способствовать формированию основ правовой культуры родителей.
Место проведения: музыкальный зал ДОУ
Оборудование: ручки, листы А4, памятки для родителей «Права детей»
Участники: родители
Ведущий: педагог – психолог
Ход собрания:
1. Вводная часть (1 - 2 минуты)
2. Основная часть (30 минут)
- выступление педагога – психолога по теме:«Права ребенка - обязанности родителей»
3. Разное (10 минут)
- ответы на вопросы родителей по данной теме;
- рекомендации родителям.
4. Подведение итогов (5 минут)
Ожидаемые результаты:
- Соблюдение прав несовершеннолетних в процессе семейного воспитания.
- Рекомендации педагога – психолога по соблюдению правд детей будут применены родителями в процессе семейного воспитания.
Ход родительского всеобуча:
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Педагог – психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Тема родительского всеобуча «Права ребенка - обязанности родителей».
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на Земле и прежде всего от окружающих его взрослых людей, прежде всего от родителей.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В прочной надежной семье нуждается каждый человек.
И именно семья играет первоочередную роль в развитии ребенка.
Родителями создается определенная атмосфера в семье, где с первых дней жизни ребенка происходит становление его личности, формируется мировоззрение и ценностные ориентиры.
Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции.
Согласно Конституции РФ ст. 38 п.2 «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность.
Таким образом, за воспитание своих детей несут ответственность родители.
Ребенок верит в любовь родителей и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
20 ноября – Всемирный день прав детей.
Проблема защиты прав детства – это проблема современного общества.
Права и достоинства ребенка защищает Международное и российское законодательство.
Детский фонд ООН-ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребенка разработал следующие документы:
- Декларация прав ребенка (1923г)
- Конвенция о правах ребенка (1989г)
В Российской Федерации права детей регулируются:
- Конституцией РФ
- Семейным кодексом
- Гражданским кодексом
- Жилищным кодексом
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Ни для кого не секрет, что права детей очень часто нарушаются в семье. Унижение ребенка, физическое наказание – это, безусловно, нарушение прав детей. И, к сожалению, в наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия в семье становится все более актуальной.
Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, раны, сексуальные домогательства, но и унижение ребенка, насмешки, издевательства, сравнения, необоснованная критика.Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:
1. Физическое
2. Психическое
3. Сексуальное
4. Пренебрежение основными потребностями ребенка
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку кем – либо физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, ведут к отставанию в развитии.
К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Недопустимы физические наказания!
Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка.
Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем.
Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания, смерть.
Физические наказания унижают личность ребенка, порождают озлобление.
Такие дети живут с чувством страха, мести.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Психологическим насилием является:
- Отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- Оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
- Угрозы в адрес ребенка, запугивания;
- Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
- Предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- Обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
- Принижение его успехов;
- Совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям.
Что происходит с ребенком, если он подвергается постоянному эмоциональному насилию:
- Задержка физического и психического развития
- Появляются вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос)
- Низкая самооценка (ребенок становится уступчивым, податливым)
- Агрессия
- Депрессия
- Ложь, воровство
- Девиантное (отклоняющееся поведение)
- Нервно – психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройство сна, аппетита и т.д.
- У подростков попытки самоубийства, потеря смысла жизни.
Сексуальное - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми, демонстрация ребенку гениталий, демонстрация ребенку порнографии, использование ребенка для производства детской порнографии.
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
- конфликтные отношения между родителями
- мать ребенка чрезмерно занята на работе
- вместо родного отца отчим, сожитель матери
- мама имеет хроническое заболевание и часто лежит в больнице
- родители являются алкоголиками, наркоманами
Как показывает практика, 80% случаев сексуального насилия над ребенком совершается его родственником или знакомым.
Пренебрежения нуждами ребенка– отсутствие элементарной заботы о ребенке (моральная жестокость), недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего появляется угроза его здоровью и развитию.
Это невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
- Ребенок одет не по сезону, не по размеру
- Немытый, голоден
- Оставление надолго без присмотра
- Невылеченные заболевания
- Ненадлежащее исполнение родительских обязательств
К жестокому обращению с детьми склонны родители, которые:
- не являются биологически родными для ребенка;
- часто конфликтуют в семье, импульсивны, эмоционально неустойчивы, имеют психические и личностные расстройства;
- в детстве сами пережили насилие;
- обладают низким уровнем культуры и образования;
- а также социально – экономическим статусом, например, относятся к категории безработных, имеют уголовное прошлое;
- относительно молоды и неопытны, поэтому безразличны к состоянию и развитию ребенка;
- злоупотребляют алкоголем, наркотиками;
- воспитывают ребенка без супруга(и).
Российским законодательством установлено несколько видов ответственностидля лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
1. Административная ответственность.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ)
2. Уголовная ответственность.
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них: (ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117 (истязание), ст. 131 (изнасилование), ст. 135 (развратные действия).
3. Следующий вид ответственности - Гражданско – правовая ответственность в соответствии с Семейным кодексом.Лишение или ограничение родительских прав.
3. РАЗНОЕ
- ответы на вопросы родителей по данной теме;
- рекомендации родителям, примеры
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Педагог – психолог:
Вывод:Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то почти каждый ребенок хоть раз сталкивался с проявлением жестокости.
Жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается.
Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям – эстафета зла, жестокости, ненависти и насилия продолжается.
Уважаемые взрослые, давайте будем добрее и мудрее по отношению друг к другу и к нашим детям!
Приложение 1
Права ребенка
20 ноября – Всемирный день прав детей.
Проблема защиты прав детства – это проблема современного общества.
Права и достоинства ребенка защищает Международное и российское законодательство.
Детский фонд ООН-ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребенка разработал следующие документы:
- Декларация прав ребенка (1923г)
- Конвенция о правах ребенка (1989г)
В Российской Федерации права детей регулируются:
- Конституцией РФ
- Семейным кодексом
- Гражданским кодексом
- Жилищным кодексом
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Ни для кого не секрет, что очень часто права детей нарушаются в семье. Унижение ребенка, физическое наказание – это, безусловно, нарушение прав детей. И, к сожалению, в наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия в семье становится все более актуальной.
Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, раны, сексуальные домогательства, но и унижение ребенка, насмешки, издевательства, сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Выделяют четыре основные формы жестокого обращения в отношении детей:
1. Физическое
2. Психическое
3. Сексуальное
4. Пренебрежение основными потребностями ребенка
Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то почти каждый ребенок хоть раз сталкивался с проявлением жестокости.
Жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается.
Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям – эстафета зла, жестокости, ненависти и насилия продолжается.
Уважаемые взрослые, давайте будем добрее и мудрее по отношению друг к другу и к нашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий семинара-практикума с педагогами ДОО на тему: Родительское собрание: “Права и обязанности родителей по воспитанию детей”
Родительское собрание является традиционной формой взаимодействия с семьями воспитанников ДОО. Возможно, поэтому многие педагоги относятся к нему как к рядовому мероприятию. Между тем от уровня подгот...
Родительское собрание: «Права ребенка – обязанности родителей».
Цель:- Обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка;- Уточнить и углубить знания родителей о правах ребенка;- Формиров...
Семинар-практикум с педагогами на тему: «Родительское собрание: «Права и обязанности родителей по воспитанию детей»
Представлены материалы проведения семинара для педагогов и родителей...
Муниципальное общесадовское родительское собрание "Права ребенка - обязанности родителей"
Собрание посвящено правам детей и обязанностям родителей....
Презентация для родительского собрания "Права ребенка-обязанность родителей"
Презентация по правм детей.Родительское собрание....
Тема родительского собрания: «Права ребенка – обязанности родителей»
Родительское собрание...