. Значение режимных моментов в организации детей дошкольного возраста.
консультация

 Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Значение режимных моментов в организации детей                           дошкольного возраста.

        

                                                                         

Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, особенно в период дошкольного детства, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

Режим дня дошкольника — не искусственная выдумка врачей и педагогов. Он основан на точных наблюдениях над физиологией дошкольника и изменением его активности в течение дня и недели.У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. Каждый режимный момент с течением времени превращается в ритуал. Дети уже знают, что за одним режимным моментом последует другой, у них формируется нужный настрой, в связи с чем, они спокойны и уравновешены, в отличие от детей, у которых нет режима дня, и они живутпо принципу своих сиюминутных потребностей.Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием в соответствии с режимными моментами. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму -- смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14--16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5--6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Поэтому не случайно особое внимание в настоящее время уделяется разработке режима пребывания детей в детском саду в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, а также федеральными государственными требованиями.

Так п.11.4. СанПиНа гласит: режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.

   Важно понимать, что режим-это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными.

Огромное значение придавал режиму дня выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим - это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений.

Разрабатывая режим дня в детском саду, ориентируются в первую очередь состояние здоровья, медицинские предписания, требования ФГОС и нормы СанПиНа необходимо придерживаться следующих принципов организации дня дошколят:

- Соответствие возрастным особенностям. Объединение в группы третьего года жизни, четвёртого и т. д. позволяет удовлетворить потребности воспитанников, которые на каждом этапе взросления по-разному воспринимают новую информацию и по-разному устают. Длительность и количество занятий, прогулок и сна меняется в соответствии с возрастом. Так, в младшей группе занятия длятся не более 7-10 минут дважды в день, в средней — уже 20 минут, а в подготовительной — трижды по полчаса. На подготовку ко сну и прогулке, приемы пищи малышей отводится больше времени, чем для деток старшего возраста. 

- Ритмичность. Длительность и чередование режимных моментов (разных видов деятельности) в течение дня соответствуют потребностям детского организма в еде, отдыхе, движении. Кроме того, берутся во внимание периоды наибольшей активности, работоспособности дошкольников и необходимость восстановления сил после умственной и физической нагрузки. Поэтому занятия проводятся в первой половине дня после завтрака, за занятиями неизменно следует игровая деятельность, а в режиме присутствует время для сна и самостоятельной игровой деятельности, которая способствует снятию нервного напряжения и усталости.

- Цикличность режимных моментов. Приём пищи, организованная образовательная деятельность, сон, гигиенические процедуры присутствуют в режиме каждый день и повторяются в одно и то же время. Это способствует выработке у детей как полезных рефлексов (аппетит приходит в определённое время), так и привычек: малыши учатся мыть руки перед едой, делать зарядку по утрам, играть в подвижные игры на свежем воздухе. Избежать рутинности режимных моментов помогут игровые педагогические приемы, использование иллюстративного материала или художественного слова.  

- Чередование видов деятельности. Суточный режим ребенка предполагает смену времени ночного сна и дневного бодрствования, но в детском саду распорядок дня содержит больше режимных моментов, которые сменяют друг друга в установленной последовательности. Чередоваться должны не только период сна и бодрствования, но такжеумственные нагрузки с физическими, активная и спокойная деятельность, прогулки на свежем воздухе с играми в помещении, самостоятельная деятельность с коллективной.

- Гибкость, индивидуальный подход. Воспитатель группы обязан обеспечить соблюдение режима, однако индивидуальные особенности малышей тоже берутся во внимание. Есть дети, которые не любят шумных игр, быстрее утомляются, нуждаются в дополнительном отдыхе. Для таких малышей предусмотрены в каждой группе уголки уединения, где ребёнок может просто посидеть с любимой игрушкой, посмотреть иллюстрации в книге. Ослабленных, часто болеющих детей рекомендуется укладывать спать первыми, а будить последними. Существуют у детей и предпочтения в еде, которые нужно учитывать. Замечательно, если все воспитанники в группе съедают предложенную порцию полностью. Но ребёнка, который категорически отказывается от определённого блюда, нельзя кормить силком, это вызовет отвращение к процессу приёма пищи в целом.

- Последовательность и постепенность. Все процессы идут один за другим, логически связаны между собой, и чтобы перейти к следующему, нужно выполнить предыдущий (собрать игрушки, чтобы выйти одеваться на прогулку, помыть руки перед едой). Когда ребёнок начинает понимать, зачем всё это нужно делать, ему гораздо легче привыкнуть к распорядку.

Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма

   При проведении того или иного режимного процесса воспитатель должен: своевременно и полностью удовлетворять органические потребности детей (в  сне, отдыхе, пищи, деятельности, движении); воспитывать положительное отношение к любому из процессов; развивать и совершенствовать движения, речь, ориентировку в окружающем; систематически и планомерно прививать детям культурно-гигиенические навыки; воспитывать привычки культуры поведения и положительные взаимоотношения с детьми и взрослыми; развивать самостоятельность ребенка, предоставляя ему возможность участвовать в самообслуживании, прививать первоначальные трудовые навыки, обеспечить эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов, использовать исключительно спокойный и доброжелательный тон обращения.

Правильное проведение режимных процессов является условием не только полноценного физического развития детей, но и их жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного сна. Специальными исследованиями установлено, что эмоциональное неблагополучие ребенка не только серьезная психолого-педагогическая, но и медицинская проблема. Научно подтверждено, что длительное пребывание ребенка в угнетенном, подавленном состоянии отрицательно влияет на состояние сердечно-сосудистой и нервной систем. Не менее красноречивые данные приводятся в исследовании И. А Шишковой, выполненном на базе московских детских садов: патологические отклонения в состоянии нервно-психического здоровья отмечаются у 9% обследованных детей, а функциональные нарушения - у 62%. На седьмом году жизни в результате частичного преодоления функциональных нарушений и частичного их перехода в устойчивые отклонения соответствующие показатели составили 21% (патология) и 38% (функциональные нарушения). Таким образом, к концу дошкольного возраста стойкие нервные расстройства обнаруживаются у каждого пятого ребенка, функциональные - у каждого третьего, здоровыми же в собственном смысле слова можно считать менее половины детей. Очевидно, что рост числа детей с поврежденной или ослабленной нервной системой ставит перед педагогами сложную задачу создания в детском коллективе благоприятного психологического климата. Для этого, по мнению специалистов, надо изменить содержание и формы общения между воспитателем и детьми; удовлетворить потребность детей в эмоциональном насыщении и разнообразии переживаний. Очевидно, что для этого не подходят ныне существующие формы организации жизни детей, связанные с их "пребыванием" в детском саду. Ребенок должен не "пребывать", а жить там.

Остановимся и детально рассмотрим значение отдельных режимных моментов в воспитании и развитии дошкольника:

1. Утренний прием детей. Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня. Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад. Принимать малышей можно как на воздухе, так и в помещении. При наличии участка в хорошую погоду прием детей в любое время года лучше проводить на свежем воздухе.Утренний прием в детском саду начинается с профилактического осмотра детей медицинской сестрой или, в случае ее отсутствия, воспитателем. Воспитатель обязан лично встретить родителей и каждого ребенка. Поздороваться с ним. Выразить радость по поводу того, что они пришли.

2.Утренняя гимнастика. Основная цель утренней гимнастики – это «разбудить» организм ребенка, дать ему заряд бодрости, настроить на рабочий лад. Гимнастика положительно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность систем организма и работу внутренних органов. При ежедневном проведении гимнастики у детей формируется привычка и потребность в физических упражнениях по утрам. В холодное время года воспитанники занимаются гимнастикой в помещении в спортивной форме. В теплое время года зарядка проводится на воздухе. В соответствии с возрастом детей увеличивается ее продолжительность (с 4-5 мин в младшей до 10--12 мин в подготовительной к школе группе).Содержание утренней гимнастики составляют в основном общеразвивающие упражнения, соответствующие возрасту детей, знакомые им.

3.Прием пищи. Обязательным элементом режима дня является питание ребенка, которое состоит из нескольких приемов пищи через установленные промежутки времени и в установленном количестве. Строгое соблюдение приема пищи способствует ее усвояемости и формированию здорового аппетита у ребенка. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки: мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом. По режиму дня на подготовку и прием пищи отводится от 2 ч - в младших до 1 ч 25 мин - в старших группах. Между тем ребенку достаточно 10-15 мин, чтобы съесть всю порцию еды во время завтрака и ужина, 15-20 мин - для обеда, 5-7 мин - для полдника, что в общей сложности составляет не более 50-60 мин на все приемы пищи. Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании пищи и после ее приема - это способствует утомлению.

4.Закаливание. Одним из важных режимных элементов является закаливание. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма внешним воздействиям. Закаливание ребенка необходимо начинать с рождения, использую мягкие методы (воздушные ванные, обливание во время купания ножек прохладной водичкой и т.д.). Закаливание можно проводить как самостоятельный режимный момент (обливание водой, специально организованные воздушные ванны и т.д.), а можно в рамках иного режимного момента (например, во время дневного сна дети спят при открытых окнах, без сквозняков). Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений стопы.

5.Прогулка. Способствует укреплению здоровья ребенка, так как прогулка на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, повышает аппетит, а также способствует закаливанию организма ребенка. Кроме того, на прогулке ребенок может максимально удовлетворить свои потребности в движении, общении со сверстниками во время совместных игр, исследовательской деятельности и т.д. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений. Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьируется. Согласно п.11.5 СанПиНа рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена! При низких значениях температур и сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом. Прогулки решают не только оздоровительные, но и воспитательные задачи. На них педагог проводит с детьми наблюдения за природой, индивидуальную работу по развитию основных движений, спортивные игры, развлечения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.

6.Занятия (НОД). НОД является одной из основных форм образовательной деятельности детей, способствует всестороннему развитию детей, удовлетворяет их потребности в новых знаниях, развивают познавательные способности. Правильно организованный процесс обучения способствует нормальному психическому и физическому развитию ребенка. Так же от НОД и того как она организована во многом зависит общий уровень развития детей.

7.Игра. Игра ребенка, является ведущей формой деятельности в дошкольном детстве. Помимо воспитательного и образовательного значения, игра, в первую очередь подвижная, представляет собой и важное средство укрепления здоровья. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко, высоко оценивая ее роль, писал: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать этой игрой всю его жизнь».

    Характер игр, задачи, которые они решают, и их влияние на организм различны: дидактические игры аналогичны занятиям. Они, также как и сюжетно-ролевые, игры со строительным материалом, способствуют развитию органов чувств, формированию сложных процессов умственной деятельности -- речи, логического мышления, воображения, памяти и др. Обеспечивая эмоциональную окраску бодрствования, они не дают двигательной разрядки. Эту задачу выполняют подвижные игры, которые способствуют укреплению организма, повышению его выносливости, совершенствованию движения, воспитанию нравственных качеств, волевых черт характера, организованности. Подвижные игры снимают утомление после занятий, связанных со статическими усилиями и умственной нагрузкой, удовлетворяют потребность детей в движении.

8. Сон. Во время сна ребенок имеет возможность восстановить не только свои физические силы, но отдохнуть нервной системе, успокоиться. Дневной сон обеспечивает ребенку активность во второй половине дня. С возрастом потребность в дневном сне у детей проходит, они способны обойтись без него. Однако необходимо правильно организовать ночной сон, а именно отход на сон, его продолжительность, спальное место ребенка, пробуждение. При организации сна важно не только соблюдать его длительность, но и следить за тем, чтобы дети хорошо спали. В спальнях и группах, временно превращаемых в спальни, важно создать условия для спокойного сна: в помещения, где спят дети, должен постоянно поступать свежий воздух, ускоряющий наступление сна и поддерживающий его физиологическую глубину и длительность (температура 14-15°), удобные постели, неяркий свет, тишина. Воспитатель должен находиться в спальне с детьми.

9. Соблюдение культурно-гигиенических навыков. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированиюкультурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Происходит это в играх, труде, занятиях, в быту.

10. Труд. Содержание детского труда разнообразно. Это и самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, на участке (уборка игровых площадок, расчистка участка от снега, перелопачивание песка в песочных ящиках), на мини-огороде (рыхление и перекапывание грядок, посадка, поливка, прополка растений, сбор урожая и др.). Рационально организованная трудовая деятельность обогащает двигательный режим и способствует снятию утомления от занятий, связанных с умственным напряжением. Труд в природе целесообразнее организовывать во второй половине дня, с 15 ч 40 мин до 16 ч 30 мин. Эти рекомендации обоснованы рядом существенных обстоятельств. В указанном отрезке времени отмечается хорошее функциональное состояние организма ребенка; поскольку утренние часы насыщены учебными занятиями, проведение труда во вторую половину дня позволяет относительно равномерно распределять нагрузку. Наконец, при таком распорядке сохраняется первая прогулка. В жаркое время года работу на мини-огороде целесообразно планировать на утренние часы до завтрака, в связи с тем, что в послеобеденное время в спектре солнечных лучей преобладают тепловые лучи, а увеличение теплового воздействия нежелательно при физических нагрузках. Продолжительность труда на участке в старшей группе ограничивается 10 мин, в подготовительной к школе группе --15 мин. Хозяйственно-бытовая работа может быть более длительной -- до 25--30 мин. Эффективность занятия определяется продолжительностью активного внимания детей. У дошкольников 3-4 лет она не превышает 10 минут, 4-5 лет - 15 минут и 6-7 лет- 25 минут.

Воспитателям необходимо помнить, что дети дошкольного возраста могут выполнять необходимый для их правильного развития режим дня только под руководством взрослых. Организаторам правильного режима в каждой возрастной группе является воспитатель. Он проводит постоянную кропотливую работу по приучению детей к выполнению режима, ведя их от первых шагов в усвоении режимных требований к известной самостоятельности. Но чтобы быть детям в радость и приносить пользу растущему организму, он должен поддерживаться и дома. Воспитателям нужно вести непрерывную разъяснительную работу с родителями, пропагандировать здоровый образ жизни и следование распорядку дня, пусть не точно такому, как в детском саду, но с соблюдением основных моментов (время сна, приёма пищи, прогулок).

Большим подспорьем в этом станут различные наглядные пособия для родителей, которые размещают в помещении группы для всеобщего ознакомления. Это могут быть как агитационные плакаты, призывающие делать гимнастику, проводить больше времени на свежем воздухе, играть в спортивные игры с малышами, так и разного вида источники полезной информации: папки, настенные стенды, ширмы, перекидные стенды-книжки и т. д

 В заключении хотелось бы отметить: «Чтобы вырастить здоровых, ловких, жизнерадостных малышей, педагоги детских садов и родители воспитанников должны направить совместные усилия на обеспечение рационального распорядка жизни и деятельности каждого ребёнка

Используемаялитература:

1.  Тонкова - Яшпольская Р. В., Черток Т. Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста. М., 1978.

2. Грохольский Г. Г Двигательная активность детей дошкольного возраста: методические рекомендации / Г. Г. Грохольский. - Минск: Высшая школа, 2007.

3.Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. - М.:ТЦ Сфера, 2007.  

4.Богина Т. П., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. М., 1987.

5.Зуйкова М. Б. Режим - путь к здоровью // Укрепление ДОУ. 2009. №1.

6.Злановский Ю. Ф. Воспитываем детей здоровыми. М., 2008.

.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дош...

Организация режимных моментов в группах детей раннего возраста.

Советы воспитателям, работающим с детьми раннего возраста....

Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Прав...

Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста

Консультация "Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста"...

Организации режимных моментов в группах детей раннего возраста.

1.     Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста.2.     Методика проведения режимных моментов и их значение в воспитательном процессе.3....

Комплекс ситуативных бесед, при организации режимных моментов в группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, готовности к действиям в неадекватных ситуациях)...