На что обратить внимание родителям детей 3-4 лет
консультация (младшая группа)
Полезные игры для всестороннего развития детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_chto_roditelyam_delat_upor_v_razvitii_rebyonka_3.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
На что родителям делать упор в развитии ребёнка 3-4 лет
3-4 года — очень важный этап в жизни ребёнка. В этом возрасте дети любознательны, активны и сами тянутся к открытию для себя всего нового и неизвестного. И помогать им в этом, безусловно, должны родители и педагоги.
Сегодня мы расскажем вам о том, какие необходимы занятия для детей 3 лет и на что нужно сделать упор в их психическом и физическом развитии.
Что умеет ребёнок в 3–4 года?
- Знает основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный).
- Знает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
- Может сравнивать предметы по величине, форме и цвету.
- Запоминает и повторяет движения за взрослым.
- Знает свои: имя, фамилию и возраст.
- Самостоятельно надевает вещи (без молнии и пуговиц).
- Умеет пользоваться карандашами и фломастерами.
- Знает 3-4 названия диких и домашних животных, птиц и насекомых.
- Ориентируется в пространстве и на листе бумаги.
- Знает времена года и части суток (утро, день, вечер, ночь).
- Знает названия овощей, фруктов и ягод, умеет их различать.
- Знает и может показать названия частей тела.
- Может пересказать короткий рассказ или сказку.
На что родителям делать упор в развитии ребёнка этого возраста?
- 3-4 года — это период интенсивного психического развития и появления новых психических особенностей. Поэтому малышу необходимы развивающие занятия, которые помогут формированию его личности.
- Ведущая деятельность в этом возрасте — игровая, поэтому все занятия должны проходить в игровой форме.
- Следите за тем, чтобы малыш не переутомлялся. Оптимальное время для одного занятия — 15-20 минут.
- Старайтесь поддерживать ребёнка во время выполнения задания, подбадривайте его.
- Трёхлетнему ребёнку ещё сложно управлять своим поведением, поэтому не критикуйте, если у него что-то не получается.
- Главная потребность этого возраста — признание самостоятельности ребёнка. Давайте ему больше свободы в действиях. Ваши отношения должны складываться не как «взрослый-ребёнок», а на равных.
«Коробка форм»
Эту игру часто используют педагоги в детском саду. Вам потребуется коробка с прорезями для разных геометрических фигур и сами фигуры. Такую коробку можно купить в магазине, а можно легко сделать самим.
Ребёнку даётся задание — положить каждую фигурку в своё окошечко в коробке.
«Танграм»
Это головоломка, состоящая из семи геометрических фигур, которые нужно сложить определённым образом, чтобы из них получились другие, более сложные фигуры, например, человек или птица.
Вы можете сами вырезать фигуры для танграма из цветного картона и подобрать несложные для ребёнка шаблоны, а можете интерактивный
вариант этой игры в Интернете
«Змейка Рубика»
С помощью этой головоломки можно создать разные фигуры, как лёгкие, так и сложные. Вы можете вместе с ребёнком воспользоваться готовыми алгоритмами сборки, а можете сами придумать что-то необычное и интересное.
Формируем интеллектуальные способности
К интеллектуальным способностям относятся память, внимание, мышление, восприятие и воображение.
«Угадай, чего не стало?»
Перед ребёнком раскладываются 5 игрушек или картинок. Он запоминает их, а затем взрослый просит его закрыть глаза и убирает один предмет. Ребёнок открывает глаза и называет, какой картинки или игрушки не хватает.
«Найди отличия»
Ребёнку предлагаются две картинки с 3-4 отличиями. Он должен внимательно посмотреть на картинку и найти все отличия.
«Пройди лабиринт»
Это лёгкое задание развивает у ребёнка зрительное внимание и пространственное мышление. Для неё необходимо найти в Интернете или сделать самим картинку, в которой ребёнок должен нарисовать правильный путь от одного предмета к другому. Например, провести зайчика к морковке или мишку — к мёду.
Старайтесь подбирать лёгкие лабиринты, чтобы ребёнку не наскучило искать выход в многообразии дорожек и тупиков.
«Волшебный мешочек»
Вам потребуются: тканевый мешочек и 4-5 предметов, различающихся по форме и материалу (например, ластик, шарик, прищепка и т. д.).
Взрослый предлагает ребёнку посмотреть, что лежит у него в волшебном мешочке. Ребёнок достаёт по очереди все предметы, внимательно их рассматривает и ощупывает. Затем взрослый убирает всё обратно в мешочек и предлагает ребёнку с закрытыми глазами на ощупь достать из мешочка тот или иной предмет.
Развиваем речь
Для развития речевых навыков предлагаем вам следующие задания.
«Кто как голос подаёт?»
Взрослый предлагает ребёнку картинку и спрашивает, как «разговаривает» животное, изображённое на ней. Например, собака лает, кошка мяукает, корова мычит и т. д. Попросите ребёнка изобразить каждое животное.
«Что, где, когда?»
Взрослый бросает ребёнку мяч и задает вопросы со словами что, где, когда. Например:
- Что растёт на грядке?
- Где летают птицы?
- Когда идёт снег?
Ребёнок должен ответить на вопрос и кинуть мяч обратно взрослому.
«Вопросы по картинке»
Вам потребуется картинка с изображением какого-нибудь сюжета. Например «Весна в городе», «Зимние забавы», «Мама собирает дочку в детский сад» и т. д. Можно использовать картинки из книг или журналов.
Взрослый задает ребёнку вопросы по картинке:
- сначала общие: «Что изображено на картинке?», «Кого ты здесь видишь?»;
- затем уточняющие: «Какого цвета у мальчика шапка?», «Что девочка держит в руках?»;
- и в конце вопросы-рассуждения: «Куда мама собирает девочку?», «Куда идёт этот мальчик?» и т. д.
«Поймай звук»
Взрослый загадывает ребёнку звук, например а, и начинает называть по очереди гласные звуки: о, а, у, и, э. Задача ребёнка — услышать загаданный звук среди других и хлопнуть в ладоши.
Социализируем ребёнка
Социализация – это процесс, который предполагает обучение ребёнка нормам и правилам поведения в обществе: здороваться при встрече, вежливо разговаривать со взрослыми и сверстниками, дружить и знакомиться и т. д.
Эти навыки хорошо усваиваются в ролевых играх.
«Ау-ау!»
В игре участвуют 5-6 человек. Ребёнок становится спиной ко всем остальным, он «потерялся в лесу». Кто-нибудь из детей или взрослых кричит ему «Ау-ау!». «Потерявшийся» должен угадать, кто его позвал.
«Магазин»
В этой игре взрослый и ребёнок распределяют между собой роли продавца и покупателя. «Товарами» могут стать игрушки или картинки.
«Продавец» и «покупатель» не забывают говорить друг другу вежливые слова: здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания.
«Зеркало»
Взрослый и ребёнок по очереди изображают зеркало. Тот, кто смотрит в «зеркало», должен показать какое-нибудь движение, а «зеркало» — его повторить.
«Хорошо-плохо»
Взрослый показывает ребёнку сюжетные картинки, на которых изображён хороший или плохой поступок. Например, дети кормят птиц зимой или старшие ребята отбирают игрушки у малышей. Ребёнок должен ответить, хорошее или плохое поведение у детей на картинке.
В этом возрасте ваш малыш уже наверняка ходит в детский сад. А вы наверняка очень за него волнуетесь.
Занимаемся физическим развитием
Энергию детей в 3-4 года нужно направлять в правильное русло, поэтому им необходимы умеренные физические нагрузки. У ребёнка следует формировать такие качества, как гибкость, скорость, выносливость и координацию движений.
«Весёлые зверята»
Ребёнок по команде взрослого превращается в:
- лягушку (садится на корточки);
- цаплю (стоит на одной ноге);
- зайчика (прыгает на месте);
- медведя (переваливается с одной ноги на другую);
- жирафа (становится на цыпочки и тянется вверх).
«Полоса препятствий»
Её можно сделать из подручных предметов: стульев, табуреток, книг, подушек и т. д. Вместе с ребёнком обойдите всю полосу и покажите ему, где нужно перешагивать, где перепрыгивать, а где — проползти. Когда ребёнок всё запомнит, игру можно начинать.
«Балансировка»
Для этого упражнения вам потребуется скакалка.
Взрослый даёт ребёнку разные задания:
- Пройти по растянутой по полу скакалке, расставив руки в стороны.
- Пройти по скакалке, держа в руках игрушку.
- Пройти по скакалке, держа на голове книгу.
«Пингвинёнок»
Ребёнку нужно зажать небольшой шар между колен и пройти определённую дистанцию, не потеряв его.
Также в 4 года вы уже можете отдать ребёнка в спортивную секцию. Попробуйте разные виды спорта и выберите тот, который больше всего понравится сыну или дочери.
Игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики
Как развивать мелкую моторику
- «Собери бусы». Ребёнку необходимо нанизывать бусины или фигурки с дырочками на шнурок.
- «Мозаика». Игры с мозаикой могут быть самые разнообразные: можно сортировать детали мозаики по цвету, можно выложить какую-нибудь фигуру, например, цветок, а можно сделать цветные дорожки.
- Пальчиковая гимнастика. Игры с пальчиками очень любят использовать педагоги в детском саду. Вы тоже можете разучить эти игры с ребёнком.
- «Солнышки». Вам потребуются: круги из картона разного цвета, цветные прищепки. Взрослый предлагает ребёнку сделать всем солнышкам лучики из прищепок, но так, чтобы лучики были такого же цвета, как и само солнышко.
Развиваем творческие и музыкальные способности
Для ребёнка 3-4 лет будут полезны любые виды творчества — рисование, лепка, аппликация и конструирование.
Развивать воображение и детскую фантазию помогут следующие задания.
«Нарисуй необычное животное»
У этой игры может быть несколько вариаций:
- Предложите ребёнку изобразить животное самостоятельно! Пусть он включит фантазию и создаст то, что ещё не видел в природе.
- Набросайте эскиз самостоятельно, а затем предложите ребёнку закончить.
- По очереди с ребёнком рисуйте необычное животно: он — круг головы, вы — форму туловища, он — размер и расположение лап, и т. д.
«Домашний театр»
С помощью игрушек, пальчиковых кукол и кукол бибабо вы можете вместе с ребёнком разыграть целое представление по любимой сказке, а возможно, сами придумаете занимательный сюжет.
Что касается музыкальных способностей, то детей могут заинтересовать следующие игры.
«Угадай мелодию»
Ребёнок угадывает подборку детских песен или знакомых мелодий.
«Угадай, на чём играю»
Для этой игры вам понадобятся музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, дудочка, треугольник и другие.
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый играет на одном из инструментов. Задача ребёнка — угадать, какой инструмент звучал.
Игру на реальных инструментах можно заменить на аудиодорожки или видео.
«Танцующие зверята»
Взрослый включает весёлую музыку и предлагает ребёнку потанцевать как птички, котики, рыбки, мишки и т. д.
Познаём окружающий мир
Эти игры и упражнения помогут ребёнку закрепить знания о предметах и явлениях, которые окружают нас в повседневной жизни.
«Съедобное – несъедобное»
Если взрослый называет что-то съедобное, ребёнок должен поймать мяч, если несъедобное — откинуть его от себя.
«Что перепутал художник?
Эта игра доступна в интерактивном виде, но её можно найти и в печатном.
Ребёнок должен найти на картинке все несоответствия и сказать, как художнику надо было нарисовать правильно.
«Расскажи о…»
Ребёнок выбирает карточку с изображением какого-либо предмета и рассказывает о нём. Если это животное или птица, то как называется, где живёт и чем питается. Если это овощ или фрукт, то как называется, какого цвета и где растёт. Если это мебель или транспорт, то как называется, какого цвета и зачем нужен.
Формируем бытовые навыки
К бытовым навыкам относится умение самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться и чистить зубы, ходить в туалет и мыть руки и т. д.
Поскорее научиться необходимым бытовым навыкам ребёнку помогут следующие игры.
«Кто быстрее»
Устройте с ребёнком соревнование: кто быстрее уберёт игрушки, сложит вещи в шкаф, заправит кровать и т. д. Конечно, придётся иногда поддаваться малышу, зато как ему будет приятно обогнать вас!
«Готовимся к приходу гостей»
Скажите ребёнку, что сегодня к его игрушкам придут гости, и нужно обязательно убрать комнату. Покажите малышу, как правильно подметать пол, вытирать пыль, убирать лишние вещи. Затем обыграйте ситуацию: в гости приходят новые игрушки из магазина, обращают внимание на порядок в комнате, спрашивают, кто это всё убирал.
«Весёлая кулинария»
Приобретите в магазине наборы игрушек «Кухня», «Продукты», «Овощи» и «Фрукты» и вместе с ребёнком «готовьте» разные блюда.
Помогите ребёнку освоить новые навыки с помощью интересных и увлекательных занятий, радуйтесь вместе с ним его победам и достижениям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность ребенка к школе. На что следует обратить внимание родителям.
Готовность ребенка к школе. На что следует обратить внимание родителям. Готовность ребёнка к обучению в школе включает в себя несколько очень важных компонента. Во-первых, и это самое ...
На что обратить внимание родителям будущих первоклассников
рекомендации для подготовки к школе...
Рекомендация родителям "Тревожные признаки состояния глаз ребенка, на которые необходимо обратить внимание родителям"
В рекомендации описаны признаки состояния глаз ребенка, на которые стоит обратить внимание родителям....
Информация для стенда психолога на тему "Основные пункты в психическом развитии детей, на которые стоит обратить внимание родителям"
Материал содержит информацию для родителей, размещаемою на стенде психолога об основных особенностях в психическом развитии детей....
Основные пункты в психическом развитии детей, на которые следует обратить внимание родителям
Советы психолога для родителей детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "На какие возрастные особенности следует обратить внимание родителям будущих первоклассников"
Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся подготовительной к школе группы....
Консультация для родителей. " На что обратить внимание родителям, по развитию речи детей 5-6 лет."
На что обратить внимание родителям, по развитию речи детей 5-6 лет....