Консультация для родителей. " На что обратить внимание родителям, по развитию речи детей 5-6 лет."
консультация (старшая группа)

На что обратить внимание родителям, по развитию речи детей 5-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«На что обратить внимание по развитию речи детей 5-6 лет».

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи. К этому времени у ребенка накапливается значительный запас слов. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития ребенка- этап усвоения грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Как развивать речь у ребенка 5-6 лет?

Основная задача родителей на возрастном этапе ребенка 5-6 лет – развивать связную, логичную речь. Для этого необходимо расширять словарный запас (включать в обиход эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы), развивать умение точно и логично пересказывать сюжет, формировать грамотную речь (особенно, правильное склонение по числам, падежам, ударение, уместное употребление предлогов).

 В этом вам помогут следующие упражнения:

Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.

Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом  тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий - тяжёлый, открыли-закрыли). Классифицируем предметы по определенным признакам.

 Попросите перечислить, каким бывает предметы?  Например:  шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный).

 Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например называть названия деревьев , ель, тополь -  вместо слова «дерево»).

 «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка - угадать, что вы загадали. Например:  круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»

Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» – тренируем склонение по числам.

Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» – тренируем склонение по падежам.

Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например:  груша, лежать, стол. Ребёнок должен сказать «Груша лежит на столе», или девочка, сидит, на, стул -  ребёнок должен сказать (Девочка сидит на стуле).

 Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Одно из самых эффективных средств -  для развития речи - это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок. Очень важно, чтобы при совместном чтении ребенок был вовлечен в процесс и понимал то, что вы ему читаете.

Поэтому обязательно объясняйте значение новых слов и пословиц. Также стоит отметить, что ребенок копирует речь взрослых. Поэтому если родители неверно склоняют существительные и неправильно ставят ударения, скорее всего ребенок будет повторять эти же ошибки. Следите за правильностью и богатством своей речи. Лучшее средство для развития речи ребенка любого возраста — это полноценное общение с родителями: обсуждение ситуаций и прочитанного, придумывание своих историй и другие интересные занятия вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».

Упражнения артикуляционной гимнастики ,игры для развития лексико0грамматических представлений....

Консультация для родителей " Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей"

Материал рекомендован  родителям дошкольников.  В  статье предложены игры для  формирования грамматически правильной речи...

Консультация для родителей на тему: "Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

В вашей семье появился новый человек. И важен каждый день, каждый час. Шаг за шагом ребенок осваивает все новые и новые горизонты, поднимается на следующие ступеньки. Давайте поможем ему на этом пути....

консультация учителя-логопеда для родителей на тему «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

консультация учителя-логопеда на тему  "Роль фонематического слуха в развитие речи детей"  В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастн...

Консультация для родителей. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.

    Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад.  Давайте же поможем нашим детям стать грамотными в речевом развитии!...

Консультация для родителей на тему «Игры и упражнения для развития речи детей»

C речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо". В консультации можно рассмотреть, с какими проблемами в э...