Картотека дидактических игр для детей 4-7 лет
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)
Лучшим способом тренировки различных образовательных навыков у детей дошкольного возраста служат игры. В процессе игры ребёнок запоминает информацию, которая становится для него интересной.
Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы помочь детям включиться в учебно-воспитательный процесс за счёт коррекции недостаточного сформированных интеллектуальных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_dlya_detey_4-7_let.docx | 438.48 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
дидактических
игр и упражнений
для детей 4-7 лет
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
- «Яблоко»
Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.
Дидактический материал: три похожих яблока.
Описание игры. Воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».
На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, воспитатель дарит его ребенку.
- «Хлопни в ладоши»
Цель: обучение способности к переключению внимания.
Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.
- «Зачеркни букву»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.
Описание задания. Ребенку предлагается газетная вырезка. Воспитатель обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?»
- «Портрет»
Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании.
Дидактический материал: кукла,
Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.
- «Слушай музыку»
Цель: развитие активного внимания.
Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.
Описание задания. Воспитатель: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».
- «Ушки на макушке»
Цель: обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать.
Описание задания. В абсолютно тихой комнате попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать (шум за окном, скрип форточки и т.п.). Ребенок должен перечислить все услышанные звуки.
- «Корректурные пробы»
Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
Дидактический материал: бланк с заданием.
Описание задания. Ребенкупредлагается расставить значки, как в образце.
- «Бубен и колокольчик»
Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.
Дидактический материал: бубен, колокольчик.
Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по комнате, во время звучания колокольчика – бегать по ней.
- «Бубен, колокольчик, дудочка»
Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов.
Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.
Описание задания. Вовремя звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика – бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки – стоять на месте.
- «Пульс»
Цель: обучение способности: концентрировать внимание на ощущениях своего тела.
Дидактический материал: секундомер или часы.
Описание задания. Попросить ребенка лечь, закрыть глаза, положить руку на пульс и вслушаться в звуки «внутри себя». Можно попросить ребенка сосчитать количество ударов пульса за 1 мин.
- «Узор»
Цель: развитие слухового внимания.
Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.
Описание задания. Ребенок под диктовку воспитателя рисует узор.
Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки.
- «Выложи кружочки»
Цель: увеличение объема внимания.
Дидактический материал: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.
Описание задания. Воспитательвыкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в течение 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил воспитатель. Повторить 2 – 3 раза.
- «Погода»
Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке.
Дидактический материал: картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт.
Описание задания. Воспитатель: «Сейчас ты пойдешь гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (Показывает картинку с изображением солнышка.) Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать».Упражнение выполнить 5 – 6 раз.
- «Мышка – птичка»
Цель: обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции.
Описание задания. Воспитатель называет слово «мышка». Ребенок, услышав это слово, должен присесть на корточки. Услышав слово «птичка», ребенок должен встать и помахать руками. Затем взрослый выполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т.е. мешает ребенку правильно выполнять инструкцию. Ребенок должен сосредоточиться только на словесной инструкции и не обращать внимание на помехи.
- «Найди отличия»
Цель: развитие концентрации внимания.
Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.
Описание задания. Воспитатель: «Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от Друга».
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ
- «Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.
Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.
- «У оленя дом большой»
Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.
У оленя дом большой,
Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.
Он глядит в свое окошко.
Руки перед лицом изображают окно.
Заяц по лесу бежит,
Производят движение руками, как при беге.
В дверь к нему стучит:
Кулачком имитируют стук в дверь.
Стук-стук.
- Дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.
- Заяц, заяц, забегай!
Лапу подавай!
Вытягивают руки вперед.
Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
- «Каскад слов»
Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.
Описание задания. Воспитатель просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем воспитатель называет три слова и т.д.
1) огонь;
2) дом, молоко;
3) конь, гриб, игла;
4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5) крыша, пень, вода, свеча, школа;
6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;
8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.
- «Что изменилось?»
Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации.
Дидактический материал:одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая – с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке.
Описание задания.Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение.
- «Спрячь игрушки»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Дидактический материал: три игрушки.
Описание задания.Воспитательпросит ребенка спрятать три игрушки. При этом ставит ребенку условие, что на следующий день он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их.
6. «Рассмотри внимательно»
Цель: развитие произвольного внимания.
Дидактический материал: любая сюжетная картинка.
Описание задания. Воспитатель показывает ребенку любую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Воспитатель задает вопросы по картинке, например: «Сколько елочек было на картинке? Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы.
7. «Кто не на месте?»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.
Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ
- «Пирамидка»
Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.
Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов.
Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее воспитатель поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем воспитатель просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д.
- «Актер»
Цель: обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями.
Описание задания. Воспитатель рассказывает детям сказку: «Однажды я шла по лесу и увидела, что вдоль лесного ручья растут елки и березы. Заглянула я под куст и нашла большой гриб. Испугавшись меня, вылетела из гнезда птичка, метнулся в сторону заяц, неслышно пробирался к своему логову волк». Прослушав сказку, ребенок должен изобразить позой, жестом, движением, мимикой то, о чем рассказывалось в сказке.
- «Форма»
Цель: развитие наблюдательности, ориентирования на форму.
Дидактический материал: три предмета круглой и прямоугольной формы.
Описание задания. Предварительно в разных местах комнаты выставляются три предмета круглой и прямоугольной формы. Ребенку предлагается за 1 мин принести все выставленные предметы.
- «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.
Дидактический материал: набор карточек (4 шт.). На первой карточке нарисована лиса без хвоста, на второй – расческа без зубчиков, на третьей – машина без колес, на четвертой – рыба без плавников.
Описание задания. Ребенкупредлагается поочередно каждая карточка, и воспитатель спрашивает: «Что забыл нарисовать художник?»
- «Что нарисовано?»
Цель: развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.
Дидактический материал: набор карточек (4-10 шт.) с пунктирным изображением знакомых ребенку предметов, животных и т.д.
Описание задания. Воспитатель поочередно показывает карточки и задает вопрос: «Что здесь нарисовано?» Если ребенок затрудняется с ответом, можно предложить ему соединить пунктирные линии карандашом.
- «Определи звуки»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Дидактический материал: картинки с изображением шубы, петуха, ножа, цыпленка, самолета, машины, туфель, яблока, ложки, лимона.
Описание задания. Воспитатель произносит какое-либо слово и просит ребенка показать на картинке предмет, название которого начинается с того же звука: шар – шуба, петух – пуговица, нож – ночь, цветы – цыпленок, самолет – сапоги, машина – молоко, туфли – трава, яблоко – ягода, ложка – лампа, лошадь – лимон.
- «Пуговицы»
Цель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.
Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых только три одинаковые.
Описание задания. Перед ребенком хаотично раскладывают все пуговицы и предлагают найти три одинаковые.
- «Найди свой цвет»
Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.
Дидактический материал: несколько флажков и пуговиц разного цвета.
Описание задания. Повсей комнате расставляют стулья, на которые устанавливают флажки разного цвета. Ребенку в руки дают пуговицу одного цвета. По команде воспитателя «Иди гулять!» ребенок ходит по комнате. По команде «Найди свой цвет!» ребенок должен подойти к флажку, соответствующему цвету пуговицы. Игра проводится 4-5 раз.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ
- «Чего не хватает?»
Цель: развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.
Дидактический материал:карточка с заданием (рис. 6).
Описание задания.Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.
- «Сыщик»
Цель: развитие умения декодировать информацию.
Дидактический материал:схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.
Описание задания.Воспитатель говорит ребенку: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник – диван, это – дверь, это – шкаф, это – окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее».
- «Сравнение предметов»
Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций.
Описание задания.Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка.
Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Воспитатель задает ребенку вопросы; «Ты видел бабочку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова воспитатель задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем они отличаются друг от друга?»
- «Четвертый лишний»
Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.
Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний.
Варианты карточек:
1) сапог, тарелка, тапок, ботинок;
2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля;
3) яблоко, груша, виноград, огурец;
4) помидор, морковь, машина, картофель;
5) шапка, машина, самолет, поезд.
Описание задания. Ребенку поочередно показывают карточки. Психолог говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется с ответом, психолог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)
- «Сложи узор»
Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.
Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».
Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор.
- «Найди лишнее слово»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Описание задания. Ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено.
Варианты серий слов:
1) храбрый, злой, смелый, отважный;
2) яблоко, слива, огурец, груша;
3) ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
4) платье, свитер, шапка, рубашка;
5) береза, дуб, сосна, земляника;
6) мыло, мочалка, шампунь, веник.
- «Тонет – не тонет»
Цель: развитие способности выделять свойства предметов; развитие логического мышления.
Дидактический материал: таз с водой; пустой флакон и флакон, заполненный песком; теннисный и металлический шарики; деревянный брусок и камень; бумажный лист и стакан.
Описание задания. Ребенку показывают пустой флакон и флакон, заполненный песком, и предлагают определить, какой флакон тяжелее. Затем опускают в таз с водой флакон с песком и отмечают, что он «утонул», потому что тяжелый. Затем опускают в воду пустой флакон и отмечают, что он не тонет, потому что легкий. Далее ребенку дают в рукитеннисный и металлический шарики и спрашивают: «Какой шарик тяжелее, а какой легче? Какой шарик утонет, а какой – нет?».Ребенокопускает шарики в воду. Такойже опыт проделывают с деревянным бруском и камнем. Затем ребенок, не беряв руки бумажный лист и стакан, должен определить, что легче, ачто тяжелее, что утонет, а что – нет. Стакан и бумажный лист опускают в воду.
- «Угадай предмет»
Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения.
Дидактический материал: 15 картинок с изображением знакомых ребенку предметов.
Описание задания. Воспитатель поочередно показывает картинки ребенку и называет характерные признаки каждого изображенного предмета. Например, показывая сапог, психолог говорит, что это – теплая обувь, сапоги носят зимой и т.д. После того как все картинки проанализированы, воспитатель убирает их.Затем он достает по одной картинке и называет ребенку признаки предмета, нарисованного на ней (ребенок картинку не видит). Ребенок должен назвать предмет.
- «Мячик»
Цель: развитие аналитического мышления.
Дидактический материал: мяч.
Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Ты будешь бросать мне мяч и называть любое слово, а я брошу мяч тебе обратно и назову слово, которое подходит к названному тобой». Например, пары слов: тучка – дождик, хлеб – нож, конура – собака, варенье – банка и т.д.
- «Мостик»
Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.
Дидактический материал: 5 пар картинок: 1-ят – лес, гриб; 2-я – книга, мальчик; 3-я – ваза, цветы; 4-я – плита, кастрюля; 5-я – пуговица, иголка.
Описание задания. Воспитатель показывает первую пару картинок и говорит, что эти картинки пока никак не связаны между собой. Ребенок должен придумать слово, которое, как мостик соединило бы две разные картинки. Например: между картинками «лес» и «гриб» мостиком может быть слово «растет» (гриб растет в лесу) и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...