На пороге детского сада: готовимся правильно
консультация (младшая группа)
Буклет содержит информацию о том, что такое адаптация, о навыках ребенка,необходмых для успешной адаптации, об основных особенностях нормально текущего периода адаптации, о степенях адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_poroge_detskogo_sada_gotovimsya_pravilno.docx | 48.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Степени адаптации
- Лёгкая адаптация
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 - 4 недели. Ускоренное исчезновение негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:
- он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
- при обращении глядит в глаза педагогам;
- способен озвучить просьбу о помощи;
- первым идёт на контакт с ровесниками;
- способен занять себя на короткий промежуток времени;
- с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
- адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
- рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
- Привыкание средней тяжести
Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
- с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
- при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
- общается со сверстниками и воспитателем;
- придерживается озвученных правил и распорядка;
- адекватно реагирует на замечания;
- редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
- Тяжёлая адаптация
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.
Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:
- нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
- слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
- отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
- нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
- агрессивность либо замкнутость;
- неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Подготовила: педагог-психолог
Т. Л. Тетерина
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
НА ПОРОГЕ ДЕТСКОГО САДА: ГОТОВИМСЯ ПРАВИЛЬНО
(РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ)
г. Надым, 2023 г.
Адаптация – приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды.
Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов.
Что должен уметь ребёнок при поступлении в детский сад?
Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОУ.
- Самостоятельно одеваться и раздеваться. К 3 годам ребёнок в состоянии снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует.
- Пользоваться ложкой/вилкой, пить из чашки. Нужно отказаться от поильников, бутылок, непроливаек, которые тормозят развитие и взросление.
- Проситься и ходить на горшок. Не использовать подгузники. Умение проситься и ходить на горшок существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.
- Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. Родителям следует приблизить домашнее меню садика.
- Общаться с взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут.
- Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка, необходимо чаще вводить его в детский коллектив. Регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.
Дети, которые без помощи взрослых могут элементарно обслужить себя (поесть, умыться, сходить в туалет, одеться), значительно быстрее адаптируются к условиям детского сада.
Основные особенности нормально текущего периода адаптации
- Нарушения настроения
Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность - от недели до 1,5 месяца).
- Нарушения сна
Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время, Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером.
Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22-23 ч. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность - от 1 до 2 месяцев).
- Нарушения аппетита
Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочно-кишечным расстройствам - рвоте, болям в животе, икоте, иногда - к пищевой аллергии (продолжительность - от 1 недели до 1 месяца).
- Понижение иммунитета
Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность - от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).
- Нарушение поведения
Дети возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки) (продолжительность - от 1 недели до 2 месяцев).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ДЕТСКОГО САДА.
Родители часто жалуются на то, что после первых недель посещения детского садика их малыши очень меняются, делаются агрессивными и неуправляемыми. Как же помочь ребенку адаптироваться к детскому саду,...
На пороге детского сада.
Адаптация ребенка к детскому саду....
"На пороге детского сада"
Ваш малыш пойдет в детский сад? Как подготовить его к данному этапу? Что нужно для этого? Советы психолога помогут вам в этом...
На пороге детского сада. Адаптация
Если осенью в детский сад...Большинство родителей считает, что подготовить ребенка к школе необходимо. Но мало кто задумывается о том, что готовность к детскому саду не менее важна.Если же в семье реш...
Родительская конференция "На пороге детского сада"
Сценарий конференции, реализующей задачи просветительской работы с родителями по вопросам подготовки к детскому саду и адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, с использован...
Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад! На пороге детского сада!
Материал поможет родителям будущих воспитанников ДОУ подготовить своего малыша и ,прежде всего, себя к поступлению в детский сад...
Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"
КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...