Консультация для родителей «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».
консультация (младшая группа)

Абазова Кристина Арменовна

«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей

«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

«Экспериментирование претендует на роль

ведущей деятельности в дошкольном

возрасте, основу которой составляет

познавательная активность… »

(Н. Н. Поддьяков )

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.

В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами.

Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый.

Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален:

  1. Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметами.
  2. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Цель моей работы с детьми: развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. Углублять представления о живой и неживой природе.
  2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
  3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику моей работы с детьми раннего возраста.

Создание условий для развития познавательной активности посредством исследовательской деятельности позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Мною был разработан комплексный план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования, различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности, подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания. Основной формой детской исследовательской деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах:

А у нас в саду дела - эксперименты снова,

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лёд, то смешаем краски.

Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке!

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметами. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность.

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Условия создания оптимальной предметно - развивающей среды:

разнообразие и насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, включение в неё максимального количества предметов взрослого обихода, предоставление свободы исследования («ломания» предметов), резерв свободного места и времени для разворачивания игр, возможность брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению, определение максимального уровня размещения игрушек и материалов согласно росту, универсальность предметно - игровой среды, позволяющей играть совместно, трансформировать её в соответствии с видом игры и содержанием, учёт опыта детей, способности к комбинированию, созданию нового.

Во время исследовательской деятельности с предметами постепенно формируются умственные (интеллектуальные) действия.

Чем больше новой информации получает ребенок, тем он быстрее и полноценнее развивается.

В раннем возрасте дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные взрослым игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия.

Исследовательская деятельность как основной способ познавательной активности в раннем возрасте стимулирует развитие таких личностных качеств как инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.

Литература:


1. Крулехт М. В. Ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду // Младший дошкольник в детском саду.

Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии, 1990, №1 с.: 16 – 19.

Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/под ред. О. В. Дыбиной.- М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Щетинина А. М. Учим дошкольника думать: игры, занятия, диагностика.-М.:ТЦСфера.,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей о значении экспериментирования в жизни ребёнка...

"Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе экспериментирования"

Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, поэтому все, что его окружает : предметы, игрушки, растения, животные, - вызывает особый интерес. Дети любят исследова...

Консультация для родителей «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

Консультациядля родителей«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста»....

КОНУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ: РОЛЬ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами....

Консультация для родителей «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей младшего возраста»

 В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.   В ходе опыта дети высказывают свои...

Консультация для родителей "Роль взрослого в развитие познавательной активности детей".

Консультация предназначена для родителей трехлетних детей....