Способы организации деятельности детей в семье по воспитанию детских интересов
статья (старшая, подготовительная группа)
В статье представлены рекомендации родителям по воспитанию интересов детей в условиях семейного общения. Показано, что такое детский интерес, и какое он имеет значение в жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchtenie_2020.docx | 494.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы организации деятельности детей в семье по воспитанию детских интересов
Т.Г. Бурбилова, воспитатель высшей категории
МКДОУ детский сад «Березка»
г. Каргат, Новосибирская область
Аннотация. В статье представлены рекомендации родителям по воспитанию интересов детей в условиях семейного общения. Показано, что такое детский интерес, и какое он имеет значение в жизни ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО поддержка детской инициативы и интересов ребенка является приоритетной в становлении личности дошкольника. На мой взгляд, этот подход правильный и актуальный в условиях современной действительности.
Кто, как не отец и не мать может направить первый взгляд ребенка на окружающие предметы и явления? Кто, прежде всего, поможет ребенку в его первых творческих начинаниях? Воспитание интереса к окружающему миру находится, в первую очередь, в руках родителей. Они могут расширить и углубить знания дошкольника, повысить качество его работы и способствуют развитию более творческого подхода к познавательной деятельности.
Нужно ли действительно воспитывать интерес? Если нужно, то, как это делать? Этот вопрос я хочу освятить в своей статье. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы. Прежде чем формировать интерес к какой-либо деятельности, необходимо создать положительное отношение к ней – вызвать радостные переживания, связанные с данной деятельностью, раскрыть ее общественный смысл и значение для жизни самого ребенка. Стоит воспитать ответственное, сознательное отношение к ней и научить ребенка добиваться интересующей его цели. Но сам интерес на почве такого положительного отношения может возникнуть только в том случае, если ребенок активно включится в деятельность и если она будет правильно организована.
Возбудить и сформировать познавательный интерес можно несколькими способами. Я регулярно наблюдаю за самостоятельными занятиями ребенка, которые вызывают его неподдельный интерес. Примером служат и наиболее интересные занятия в детском саду. Исходя из этих наблюдений, хочу выделить, прежде всего, общее условие формирование интереса. Создав положительное отношение к деятельности и к предметам, с нею связанными, мы вызываем желание ею заниматься. Затем необходимо, чтобы у ребенка возникла задача для самостоятельного решения, потребность, стремление ее решить, во что бы то ни стало. Это и есть самое трудное в воспитании интереса.
Если в ходе работы у самого ребенка не возникают вопросы, трудности и задачи для решения, то эта работа не станет для него интересной. Она не будет его воспитывать в познавательном отношении. Вместе с тем нужно позаботиться, чтобы задачи, которые ставит перед собой ребенок, были для него посильны. Родители могут включиться в работу и оказать помощь только в том случае, когда ребенок самостоятельно не может преодолеть те или иные трудности. В данном случае, нужно сформировать самостоятельную деятельность детей, которая была бы в меру трудна, но посильна. Мать или отец могут организовать эту деятельность с помощью старших детей. Если такой возможности нет, то нужно самим подсказать ребенку идею, которую он мог бы осуществить самостоятельно. Родители хоть изредка должны принимать участие в жизни детей.
В современной педагогической практике существуют разные пути возбуждения познавательного интереса. Мой совет родителям: если они хотят вызвать у детей интерес к какому-то делу, то нужно вовлечь их в творческую работу, поставить перед ними определенную задачу, которая должна быть решена в результате этой работы. Причем деятельность нужно организовать так, чтобы дети сначала со взрослыми, а затем самостоятельно искали решение поставленной задач. Кроме того, возникший временный (эпизодический) интерес можно развить до более глубокого и прочного благодаря совместным усилиям родителей и ребенка.
Тут хочу порекомендовать отцу или матери почитать ребенку книги. После прочтения стоит побеседовать с дошкольником, даже если у родителей нет специальной подготовки. Я советую расспросить его, узнать, чем ему понравился рассказ или повесть. Иногда можно поспорить, связать книгу с реальной практикой, жизнью, вызвать желание прочитать другую литературу по этому вопросу и, таким образом, продлить искания ребенка, в ходе которых воспитывается познавательный интерес. Важно поддержать стремление добиваться результата в решении возникшей задачи.
Хочу отметить, что особенно важно оказывать поддержку тем детям, которые начинают изобретать различные модели. Нередко родители противятся этому, боясь беспорядка, шума. Если есть малейшая возможность, то нужно содействовать организации опытной работы детей и дома – найти место и нужные пособия. Если же это невозможно, то ни в коем случае не следует пресекать подобные начинания, а надо помочь детям записаться в соответствующий кружок. Работа в кружках – это источник воспитания трудолюбия, настойчивости, инициативы, самостоятельности в работе. Она помогает в расширении и углублении знаний, является одним из мощных средств формирования интересов.
Отмечу, что немаловажную роль в развитии познавательных интересов является посещение выставок, музеев, организация экскурсий. Родители должны посещать с детьми соответствующие мероприятия не просто для того, чтобы занять их свободное время. Они должны стремиться возбудить у детей любознательность, вызвать вопросы и дать детям возможность найти на них ответы на основе увиденного. Для этого нужно заранее подумать, какой результат может дать посещение выставки или музея, подготовить к нему ребенка. Такая беседа, безусловно, вызовет у него вопросы, на которые не следует давать готовые ответы. Надо посоветовать дошкольнику самому, узнать обо всем, что его заинтересует на выставке.
Посещение исторического, краеведческого музея может служить поводом для пробуждения любви к своему краю и познавательного интереса к нему.
Очень важна в этом случае эмоционально-положительная окраска совместных занятий с детьми, их познавательная направленность. При подготовке к экскурсиям иногда следует предварительно сходить в музей, поговорить с педагогом или экскурсоводом музея. Посоветоваться со специалистами и узнать, на что направить внимание детей и какие задачи перед ними поставить.
Каждому известно огромное значение книги для человека. Но хочу отметить, что к выбору книги нужно подходить ответственно. Во-первых, важно выбрать такое произведение, в котором будет дано не только описание готовых знаний, но и раскрыты пути их получения. Например, в книге должна содержаться информация о том, как ученые или изобретатели старались решить научную или техническую задачу.
Выбрав книгу для детей, родителям необходимо самим прочитать ее, обсудить в семье основной познавательный вопрос, затронутый в произведении, вызвать у детей новые вопросы, которые послужат толчком к чтению книг на эту тему. Семейные беседы будят мысль, любознательность у детей.
Очень хорошо, если родители рассказывают дома о своих затруднениях и успехах в работе, ищут с близкими решения волнующих их вопросов. При правильном подходе родителей к воспитанию ребенка у последнего к окончанию школы не будет сомнений в выборе специальности. Потому что родители вовремя направили интерес ребенка в нужную сторону, а затем в самостоятельной работе этот интерес укрепился и перерос в профессиональный.
С уверенностью могу сказать: и родители, и педагоги всегда могут найти возможность для формирования интереса. Прежде всего, нужно создать положительное отношение к деятельности, раскрыть его смысл. Затем стоит вовлечь детей в решение практических и познавательных задач, привлечь к чтению специальной литературы. Наконец, в ходе работы необходимо подчеркивать достижения детей, подбадривать их и поддерживать их интерес постановкой все новых и новых задач. Разумеется, не только рассказы, беседы, но главным образом собственные наблюдения содействуют возникновению интереса. Особенно сильным толчком для пробуждения познавательного интереса является демонстрация удивительных явлений, которые вызывают желание их понять. Кроме того, полезно сопоставлять противоречивые мнения и помогать в них разбираться. Все это ставит перед ребенком вопросы и задачи для самостоятельного решения. Творческие искания обычно ведут к укреплению интереса. Эти искания лучше всего осуществляются в такой практической деятельности, которая дает детям возможность проводить опыты (по выведению растений, выращиванию животных, по созданию и проверке технических конструкций и т.п.). Их можно осуществлять не только практически, но и теоретически – в беседах, обсуждении вопросов, а затем и в самостоятельных рассуждениях и размышлениях; они могут иметь место и при чтении познавательной литературы.
Подчеркну, чем младше ребенок, тем больше следует уделять внимания его практической деятельности. Мы знаем, что дети в дошкольном возрасте в ходе игры и посильного труда решают познавательные вопросы; младший школьник решает их в ходе жизненно важной и общественной значимой деятельности.
А как нам, взрослым, добиться того, чтобы у ребенка в ходе его деятельности возникали познавательные вопросы? Отвечу, что, прежде всего, к этому может привести практическая необходимость решать вопрос. Далее этот вопрос при совместной деятельности с родителями может затронуть ребенка, вызвать желание его решить.
Например, ребенок во время чтения может сочувствовать герою рассказа. Читатель или слушатель способен вжиться в судьбу героя. В таком случае возникающие перед героем рассказа вопросы становятся и вопросами ребенка. Он во что бы то ни стало хочет найти ответ, решить поставленные исследователем задачи, мысленно следуя за ним на протяжении всего рассказа. Можно позаимствовать из журналов такие познавательные рассказы, а можно по этому образцу организовать самостоятельную опытную работу детей.
Хочу отметить, что внимание родителей к занятиям ребенка, интерес к его замыслам и к результатам его работы создают у дошкольника уважение к своему труду и увеличивают желание довести дело до конца. Ребенок должен чувствовать доброжелательное отношение старших, желание помочь ему. Он со своей стороны также обращается к взрослым с различными возникшими у него в процессе работы вопросами. Эти размышления и совместные поиски лучших приемов работы, подходящего материала создают у ребенка интерес к выполняемому делу. При этом ребенок узнает качества различных материалов.
В итоге хочу сказать, что оценка усилий ребенка, общая радость, вызванная достигнутым успехом, поддержка в случае неудачи, своевременная, разумная помощь – все это имеет большое значение для выработки того положительного отношения, на котором затем формируется познавательный интерес.
Способности ребенка лучше всего развиваются в ходе работы, обнаруживаются в ее успешном выполнении и в том удовлетворении, которое приносит именно эта работа. Если найти применение способностям ребенка, то и формирование интереса будет идти успешнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации воспитателям по организации деятельности детей в период адаптации к детскому саду
Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не то...
Тема: « Совместная деятельность специалистов ДОУ в организации деятельности детей по воспитанию любви и интереса к художественному слову»
Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевиз...
Рекомендации воспитателям по организации деятельности детей в период адаптации к детскому саду
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям ДООАдаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителе...
Совместная деятельность специалистов ДОУ в организации деятельности детей по воспитанию любви и интереса к художественному слову
Воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст (или вести рассказ своими словами) и од...
Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка.
Источником воспитания ребёнка является семья. Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Любознательность и познавательные ...
Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребёнка
Проблема развития познавательных интересов и любознательности у детей дошкольного возраста является одной из ключевых в современной педагогике и психологии. Многочисленные исследования под...
Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребёнка
Эта статья рассматривает важную роль семьи в формировании и развитиии познавательных интересов и любознательности ребенка. В статье говорится о важности создания благоприятной среды, влиян...