Логико-математические занимательные игры для старших дошкольников
статья (старшая группа)
Материал для родителей - как в увлекательной форме развивать логическое мышление старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 290.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФОП – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.
Все знают, что формирование элементарных
математических представлений обладает
уникальными возможностями для развития
детей, а также – это мощный фактор развития
ребенка, который формирует жизненно
важные личностные качества воспитанников –
внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.
Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения: сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому, необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Так как, в современных обучающих программах начальной школы важное значение уделяется логической составляющей. А развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, логические задачи, ребусы.
«Составление геометрических фигур»
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук, 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Задания:
Составить квадрат и треугольник маленького размера
Составить маленький и большой квадраты
Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
«Цепочка примеров»
Цель: упражнять в умении производить арифметические действия.
Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т. д.
«Логические концовки»
• Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
• Если дерево выше куста, то куст… (ниже дерева)
«Сложи квадрат»
Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
Материал: Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80/80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).
Задания к игре:
- Разложить кусочки квадратов по цвету.
- По номерам.
- Сложить из кусочков целый квадрат.
- Придумать новые квадратики.
«Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку».
Цель: формировать умение детей объединять фигуры по какому-нибудь признаку (цвет, размер, форма).
Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы, и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ нужно адресовать Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.
Для реализации этой игры можно использовать Блоки Дьенеша.
Задачи на смекалку со счетными палочками
• Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
• Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
• Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
• Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
• Составить 3 равных квадрата из10 палочек.
• Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
• Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
• Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники.
Игры на пространственные преобразования, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей
Решение осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру-силуэт, используя весь предложенный набор фигур.
Например: в играх «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Чудо-крестики» - надо составить плоские фигуры, а в игре «Кубики для всех» - объемную фигуру.
Логико – математические занимательные игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.
Эти игры способствуют освоению детьми:
- эталонов свойств (цвет, форма)
- эталонов мер (размер, масса)
- накоплению логико - математического
опыта
- овладению способами познания:
сравнением, обследованием, уравниванием,
счетом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию логико-математической компетентности у детей в старшей группе «Путешествие с динозавром»
Занятие по логико-математической компетентности для детей старшего дошкольного возраста...

Занимательные игры для старших дошкольников по подготовке к обучению грамоте
Представленные игры по обучению грамоте способствуют развитию прежде всего навыку звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха, связной речи, логического мышления, обогащению словарного за...
Консультация: логико-математические занимательные игры в обучении дошкольников математике
Данный материал будет полезен воспитателям при работе с родителями....

ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игры для развития логики и математических способностей (рекомендует Т. В. Кузнецова)...

Консультация "Интеграции логико – математического развития с другими направлениями развития дошкольников"
Консультация для педагогов...

Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию логико-математических представлений "Занимательная математика"
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых ...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через логико - математические, дидактические, развивающие игры
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через логико - математические, дидактические, развивающие игры...
- Мне нравится (1)