Психологические и возрастные особенности детей 5-6 лет.
консультация (старшая группа)

Волкова Нина Александровна

Памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_detey_5-6_let._pamyatka_dlya_roditeley.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей 5 – 6 лет.

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.

Общение со сверстниками по принципу взаимной привязанности – возникает детская дружба.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Взаимоотношения в игре. Дети делятся на три категории: лидеры подают идеи, организаторы привлекают детей к игре и наблюдатели. В этом возрасте дети чаще всего играют дифференцированно: мальчики с мальчиками, девочки с девочками.

Эмоционально-волевая сфера. Для детей этого возраста характерен дух сотрудничества, проявляется любознательность, деловитость. У детей появляется тяга к коллективу, к сверстникам.  

В этом возрасте дети очень общительны. Они ищут разнообразные поводы, чтобы не просто самому что-то услышать, увидеть, но и рассказать, показать что-то. При этом поведение детей непосредственное, они похожи на своеобразные липучки.

Дети этого возраста начинают активно интересоваться окружающими людьми. Поведение детей ориентировано не только на взрослых, но и на детей. Снижается конфликтность, появляется терпимость, желание понять друг друга, возможно и уступить. В поведение детей появляется индивидуальный стиль. Это ведёт к выявлению многочисленных группировок с близкими интересами.

Возрастные особенности детей 5 – 6 лет.

Старший дошкольный возраст – это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребёнка, общения со сверстниками. Игра остаётся основным способом познания окружающего мира, хотя меняются её формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребёнок...

  • Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задаёт много вопросов, но и сам формулирует ответы или создаёт версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
  • Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребёнок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
  • С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
  • Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам. В этом возрасте ребёнку ещё нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
  • Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему ещё трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
  • Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
  • Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. В этом возрасте иногда у ребёнка усиливаются страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Несколько рекомендаций родителям.

  • С уважением относитесь к фантазиям и версиям, не заземляя волшебное мышление ребёнка. Различайте ложь, защитное фантазирование и просто игру воображения.
  • Поддерживайте в ребёнке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям. Постарайтесь обеспечить ребёнку возможности для самого разнообразного творчества.
  •  Будьте внимательны к желаниям ребёнка, но и умейте ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
  •  Обеспечивайте ребёнку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из неё.
  •  Обеспечивайте общение с близкими людьми, организовывая отдых всей семьёй, вместе с ребёнком обсуждая совместные планы.
  • Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребёнку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребёнка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
  • Помните, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребёнок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на приказ.
  • По возможности не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребёнка вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на вопросы, которые он задаёт, не распространяясь и не усложняя.
  • Помогайте ребёнку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивайте ребёнка, и сочувствуйте ему, разделяя его беспокойства и тревоги.

“Детству должно оказываться величайшее уважение”.

Ювенал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические и возрастные особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенн...

Психологические и возрастные особенности детей средней группы 4-5 лет.

Психологические и возрастные особенности детейсредней группы4-5 лет....

Родительское собрание "Психологические и возрастные особенности детей 4-5 лет"

Возраст 4—5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических ...

Психологические и возрастные особенности детей 6-7 лет

Психологические и возрастные особенности детей 6-7 лет ...

Консультация для родителей "Психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.Возраст 5-6 лет характеризуется ак...

Психологические и возрастные особенности детей

Что должны знать и уметь дети 4-5 лет в областях математики, художественно-эстетического, речевого развития, а также в области окружающего мира и самообслуживания....

Консультация. Психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения....