Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей с ЗПР"
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_znachenie_razvitiya_melkoy_motoriki_u_detey_zpr.docx | 374.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №81 «Мальвина»
Консультация для педагогов
«Значение развития мелкой моторики у детей с ЗПР»
Разработала:
МБДОУ №81 «Мальвина»
Воспитатель группы компенсирующей
направленности «Фантазёры»
Джамалдинова А.И
Сургут
2023г.
«Ум ребенка на кончиках его пальцев»
(В.А Сухомлинский)
Проблема развития мелкой моторики изучается с давних пор. Сказанные Сухомлинским слова это не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается ребёнок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.
У воспитанников с нарушением интеллекта проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка.
Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:
- Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, травмах головы).
- Нарушения передачи сигнала.
- Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.).
Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребёнок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление.
Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях:
- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
- Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «ёжики», «скалочки» и т.д.).
- Игры с мелкими предметами (бусы, камешки, пуговицы, мелкие игрушки и т.д.).
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение).
- Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в «сухом бассейне», наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
- Использование методики Су Джок.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально- волевой сферы происходит замедленно с отставанием от нормы. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии у детей с ЗПР моторной сферы создают определенные трудности в овладении навыками рисования, ручного труда, а в дальнейшем и письма.
Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, не полный объем движений, нарушена их произвольность. Движения рук бывают не ловкими, не согласованными.
В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умения управлять своими движениями, координировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры»- это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук, что дает детям возможность ориентироваться в пространстве (понятия «право», «лево», «верх», «низ»).
Для развития мелкой моторики разработано много интересных методов и приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приёмы:
- систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
- последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребёнка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
- если ребёнок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна быть мера. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое также может привести к негативизму.
Речевое сопровождение | Движение рук |
Коробок от спичек Для деток- невеличек, Не спички будем зажигать, А картинки рисовать. Катать не сможем коробок, Но сможем взять за уголок. Цветы будем рисовать, - Ребром плотно прижимать. | КОРОБОК Проворачивание коробка вокруг своей оси, держа 2-мя пальцами за ребра. Имитация поджигания спичек. Имитация оттиска ребра. Попытка прокатить по ладони. Взять 2-мя пальцами за углы по диагонали. Имитация оттиска ребра по кругу. |
Щетку мы в руках сжимали, И ладошками катали. В руку щетку мы возьмем, Массаж пальчиков начнем. Теперь руку поменяем, - Массаж пальцев продолжаем. Каждый пальчик по порядку, - Вот для рук у нас зарядка. | ЗУБНАЯ ЩЕТКА. Вертикальное. зажатие щетки ладонями и совершение вращательными. движениями Взятие щетки в правую руку. Растирание щетиной пальцев левой руки. То же самое, поменяв руку. Поменять руку, Поменять руку. |
Не морковку будем грызть, Не возьмем сегодня кисть, Печатью будем рисовать, Морковью оттиск создавать, Пальчики мы разомнем И рисовать сейчас начнем. | ПЕЧАТКИ (морковь) Погрозить пальцем правой руки, левой руки, Имитация оттиска на правой ладони, Левой ладони, Зажав печать между ладонями покатать. |
Ватной палочкой играем, Дружно пальчики считаем: 1,2,3,4,5- На пальцы будем нажимать. Пальчики и палочки- Наши выручалочки. | ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ Держать 2-мя пальцами за середину, повернуть вокруг оси, передавая в др. руку.
Нажимать концом палочки на подушечки пальцев, поочередно со см. рук. Зажать палочку между ладонями, повернуть. |
Продавливать рисунок сложно, Но научиться тоже можно. Зубочистки- палочки, Наши выручалочки. Ладошки наши разминают, Рисовать нам помогают. | ЗУБОЧИСТКА Легкий нажим на каждую из ладоней поочередно. Вращение между ладонями. |
Покатаю я в руках Бусинки, горошки, Быть послушными учу Пальчики, ладошки. | ШАРИКИ Круговые вращения шариков между ладонями. |
Наши руки нам расскажут, Все умеют, все покажут 5 их на моей руке. Рисовать могут и всегда помогут Пальцев подушечки рисуют рисуют ватрушечки. И ладошки рисуют у нас. Рисунок просто высший класс. | ПАЛЕЦ, ЛАДОНЬ, КУЛАК Ритм. сжимание и разжимание пальцев рук. Поочередное разгибание пальцев из кулака одной рукой, затем др. Кулак в ладошку поочередно, «слепить» пирожок из ладошек. Волнообразное прикладывание верхней ладони к нижней. |
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики рук (застегивание, расстегивание пуговиц, шнуровки, нанизывание колец на тесьму, игры с мозаикой, сортировка мозаики по ячейкам, конструктор и т.д.).
Изучая различные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук детей младшего возраста"
В последнее время игры – шнуровки (по идеям Марии Монтессори) стали пользоваться большой популярностью, как в детских учреждениях, так и в домашних играх. Несмотря на большую востребованность та...
Консультация для родителей Развитие мелкой моторики у детей с ОНР
развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет"
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая ...
консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики у детей посредствам оригами"
Консультация для воспитателей ДОУ....
Консультация для родителей - "Развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией в психофизическом развитии"
laquo;Рука – это вышедший наружу мозг человека». И. Кант...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действ...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей"
Консультация для родителей...