Консультация для родителей на тему: «Игры и задания на развитие пространственной ориентации на листе бумаги».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Наталия Николаевна Ишкова

Недостаточно сформированная пространственная ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка дошкольного возраста, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром, а также вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Дошкольный возврат - время интенсивного развития пространственных представлений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Игры и задания на развитие пространственной ориентации на листе бумаги». 

 

Подготовила воспитатель

Ишкова Н.Н.

 

Недостаточно сформированная пространственная ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка дошкольного возраста, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром, а также вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Дошкольный возврат - время интенсивного развития пространственных представлений. Дети с ранних лет сталкиваются с необходимостью ориентироваться в пространстве. В старшем дошкольном возрасте просто необходимо обратить большое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это дается ребенку не сразу. Большинство детей оказываются плохо подготовленными к школе: они не знают, где у листа бумаги низ, где вверх. Поэтому необходимо упражнять  детей. Сначала нужно объяснить значение выражений посередине, в центре, слева, справа, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне слева, по боковой стороне справа, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., далее для закрепления этих знаний, предложить детям следующие игры и задания.

 

  1. На листе бумаги нарисуйте в три ряда разные геометрические фигуры (можно заменить простыми картинками). В каждом ряду их должно быть по три. В итоге должно получиться три ряда и три столбца. Играя с ребенком, вы объясняете, где нижний, средний и верхний ряды. Также показываете правый средний и левый столбцы. А дальше задаете вопрос ребенку, например, какая фигура находится в правом столбце верхнего ряда. Затем можно изменить инструкцию и спросить в каком ряду и столбце находится квадрат и т.д.

 

  1. Графические диктанты.

а) в тетради с крупной клеткой ребенок рисует начало узора под вашу диктовку, а затем продолжает самостоятельно. Инструкция (примерная): Одна клеточка вверх, две клеточки вправо, одна клеточка вниз, две клеточки вправо. Дальше продолжи узор самостоятельно. Каждый раз следующий узор немного усложняется.  

б) диктовка направлений идет до конца и в итоге получается не просто

узор, а предметный рисунок.  

Пример инструкции простого рисунка «Собачка». От начальной точки 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2

клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево.

 

  1. Возьмите лист бумаги и каждую сторону обозначьте цветом: верхняя – красный цвет, нижняя – синий цвет, правая – желтый цвет, левая – зеленый цвет. Углы обозначаются соответственно образованием двух углов.  

Возьмите маленькие фигурки сказочных героев (или из киндерсюрприза), поставьте на середину листа и скажите ребенку «Сейчас Колобок (назовите первого) отправится в гости к Верхней стороне. Каким цветом она обозначена? (красным)». Таким образом остальные герои ходят по другим сторонам. После верните всех героев на начальное место и через небольшой промежуток времени попросите ребенка вспомнить кто, где был?

Далее инструкцию усложняем: «На следующее утро наши герои пошли в гости к разным уголкам. Колобок пошел в гости в правый верхний угол. Какого он цвета? (красно-желтый)» и т.д. В конце также попросите ребенка вспомнить кто, где был?

 

  1. Расчертите лист бумаги так, чтобы получилось 9 квадратных клеток (три ряда и три столбца). Каждую клетку раскрасьте цветом, так чтобы цвета не повторялись. Инструкция: «Поставь пальчик на синий квадрат и следуй куда скажу: одна клетка вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз. На каком квадратике ты остановился? Правильно, на красном». Дальше следуете от того, на котором остановились. В следующий раз усложняете: ребенок без помощи рук, следит только глазами. На третьем занятии еще более усложняете: в этот раз ребенок, имея перед глазами таблицу, во время прослушивания инструкции следует по клеткам с закрытыми глазами, мысленно представляя ход. По окончании инструкции малыш открывает глаза и называет клетку, на которой остановился.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

Буклет на тему "Развитие пространственной ориентации на листе бумаги"

Памятка для родителей на тему "Пространственной ориентации на листке бумаги". Варианты игр для развития ребенка....

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения направленные на развитие восприятия цвета у детей 3-4 лет »

Материал для родителей о том какие  использовать игры и упражнения на развитие восприятия цвета у детей 3-4 лет...

Консультация для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»

Консультация для родителей  на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»...

Консультация для родителей на тему «Игры с подручными предметами на развитие мелкой моторики рук»

Цель:1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»2. Показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка3. Дать рекомендации по развитию мелкой...

Консультация для родителей на тему «Игры с подручными предметами на развитие мелкой моторики рук»

Цель:1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»2. Показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка3. Дать рекомендации по развитию мелкой...