Структурированное обучение детей с РАС
консультация

Макуха Лия Сергеевна

​Консультация учителя-дефектолога для ​родителей на тему "Структурированное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (​РАС)" представляет собой информационный ресурс, направленный на оказание помощи родителям детей с РАС. В аннотации к данному материалу будут рассмотрены основные аспекты структурированного обучения, включая методы, стратегии и подходы, которые могут быть полезны для эффективного обучения детей с РАС. Консультация учителя-дефектолога поможет родителям понять принципы структурированного обучения, разработать индивидуальные образовательные программы, научиться использовать специальные образовательные ресурсы и технологии, организовать благоприятную образовательную среду для своего ребенка. Важными темами для обсуждения могут быть планирование уроков, использование визуальных вспомогательных средств, применение структурированных рутин и составление графиков дня. Данный материал представляет ценную информацию для родителей, желающих обеспечить эффективное и структурированное обучение своего ребенка с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strukturirovannoe_obuchenie_detey_s_ras.docx91.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар  

"Детский сад комбинированного вида №179 "Дюймовочка"

Консультация учителя-дефектолога на тему

«Структурированное обучение детей с РАС»

учитель-дефектолог

Макуха Лия Сергеевна


Уважаемые родители!

 В общении всегда участвуют не менее чем две стороны.  Более того, все участники должны быть готовы к нему. Поэтому, для успешного посещения ребенком образовательного учреждения необходимо овладение им некоторыми навыками учебной деятельности. Советуем обязательно выяснить у специалистов учреждения, каковы минимальные требования к учащимся или воспитанникам,  и начать формирование необходимых умений у ребенка.

 С другой стороны, специалисты тоже должны быть подготовлены к работе: обладать знаниями о специфике нарушений и коррекционной работы. Предлагаем Вам  изучить последующий материал и познакомить с ним специалистов, а также обсудить возможности сотрудничества. При таком подходе вы,  несомненно, добьетесь замечательных результатов!

Специальное обучение и структурированная форма поддержки в обучении может внести существенные изменения в жизнь ребенка с РАС, помогая максимально развить навыки и раскрыть потенциальные возможности.

Структурированное обучение – это один из аспектов системы обучения и воспитания, используемой в работе с детьми с аутизмом и с расстройствами коммуникационной сферы (TEACCH – Treatment and education of autistic and related communication-handicapped children), которая была разработана в Северной Каролине, США. Она используется во многих формах в специальных и общеобразовательных школах при обучении детей с расстройствами аутистического спектра. Особенно широко она применяется в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве, а также и в других странах.

Самая важная характеристика структурированного обучения заключается в том, что ребенок может четко видеть, из чего состоит задание, и что будет происходить после его выполнения. Для этого используются расписания, показывающие порядок занятий и заданий в наглядном виде. У ребенка складывается четкое представление о том, что ему нужно сделать. Для более дееспособного ребенка задание или занятие будут представлены в виде списка письменных инструкций. Для ребенка младшего возраста или менее способного ребенка задания и занятия представляются с помощью фотографий или символов или самих предметов, составляющих данное занятие. Задания и занятия выбираются исходя из умений и потребностей ребенка, и даются поэтапно, чтобы не пропустить усвоение важных навыков.

Структурированное обучение снижает тревожность детей и повышает их внимание и мотивацию. Оно также препятствует развитию зависимости от взрослого. Наглядная организация заданий всегда имеет большое значение и не должна упускаться из виду, какая бы работа не проводилась, так как ребенок с аутизмом при такой организации видит, что он должен сделать, и не отвлекается на неважные детали.

Структурированное обучение особенно подходит в следующих случаях:

  • Когда ребенок сильно отвлекается, невнимателен или неудачлив.
  • Когда Вы хотите научить ребенка выполнять задания или ряд заданий самостоятельно.
  • Когда Вы хотите обучить ребенка новому навыку, а он испытывает трудности в понимании того, что от него требуется.

Составление и использование расписаний и таблиц

Многим детям с расстройствами аутистического спектра необходимо знать, что происходит в данный момент, и что будет происходить далее. Они трудно справляются с изменениями, а неожиданные события и отмены каких-либо мероприятий могут вызывать стресс. Они испытывают трудности в самоорганизации и могут испытывать чрезмерное беспокойство, столкнувшись с неизвестным. Ребенок, видящий перед собой распорядок дня в школе в виде картинок или слов, чувствует себя намного спокойнее.

При составлении расписаний можно использовать фотографии, символы, рисунки или слова, в зависимости от уровня понимания ребенка. Здесь значимо то, что такие расписания дают четкую, недвусмысленную информацию. Ребенок не получает слишком много информации в раз. Расписание может быть составлено в виде перечня занятий на листе бумаги или представлено в ряд на полоске картона. Также можно использовать табличное расписание для разложения школьного дня или одного занятия на выполнимые этапы.

Составление расписания в детском саду или дома.

Для детей дошкольного возраста при составлении расписания лучше подойдут понятные символы или линейные рисунки. Первое, что необходимо сделать, это обучить ребенка значению символов. Это может занять несколько недель, поэтому следует начинать с самого простого расписания и следовать ему изо дня в день.

Более крупные варианты символов должны быть развешаны в тех местах, которые они означают. Так, символ, означающий игровую площадку, можно повесить на выходе, а символ туалета – у туалета.

    Фотографии основных занятий располагайте на картоне в ряд сверху вниз или слева направо. Для детей, которые любят рассматривать фотографии, можно сделать фотографии их самих за этими занятиями вместо использования символов (или в добавление). При этом удостоверьтесь, чтобы фотографии были понятными и недвусмысленными, так как ребенок может смотреть на фотографии на что-то, что каждый день недоступно. Полезно завести небольшую коробочку или карман в конце ряда для складывания использованных карточек. Изображение 021

Для обозначения таких понятий как «игра на улице» и «игра в помещении» используйте рисунки с любимой игрушкой или любимым занятием, с которыми связано это время.

В начале занятия покажите ребенку его расписание, которое должно находиться на стене без отвлекающих вблизи его моментов. Поначалу говорите с ребенком только о верхнем символе. Когда он начнет понимать расписание, то можно указывать на все символы и говорить, что они значат.

Возьмите символ, обозначающий первое занятие, и перенесите его в место, где проходит данное занятие. Сверьте его с крупным символом, находящимся в том месте. Когда занятие закончено, вернитесь с ребенком к расписанию. Опустите символ в коробку или карман со словами «закончено» или «сделано». Затем Вы берете следующий символ, показываете его ребенку, озвучиваете его, например, «работа», и направляетесь с символом в место, отведенное для данного занятия, сопоставив его с крупным символом.

Если ввиду непредвиденных обстоятельств занятие меняется, то необходимо как можно скорее изменить и символ в расписании. Также поставьте большой красный крест на соответствующем крупном символьном обозначении, чтобы показать ребенку, что определенное занятие отменено. Эти действия не всегда помогают в том, чтобы успокоить ребенка, особенно маленького, поэтому лучше иметь наготове дополнительные стратегии.

Многие дети с расстройствами аутистического спектра, обучаясь в общеобразовательной начальной школе, неплохо справляются без расписания. Они следуют другим детям и не хотят отличаться от других. Однако, если случаются изменения в течение обычного дня, то это может вызвать у них беспокойство, им становится трудно сосредотачивать внимание. Они становятся трудноуправляемыми и отвлекают других детей в классе. Учителя могут подобных ситуаций с помощью расписания, которое составляется на доске при входе. Если в последнюю минуту происходят какие-то изменения, то их легко внести, и ребенок будет знать, что происходит. Расписание может также помогать и другим учащимся в классе.

При обучении навыкам самостоятельности можно использовать перечни с инструкциями. Например, ниже приводится перечень инструкций для мальчика, который умеет читать. Его проблема в том, что он путается в процессе мытья рук. Он забывает поднять рукава, открывает кран, и рукава промокают. А также он забывает ополоснуть руки от мыла, перед тем как выключить кран и высушить их.

Инструкция по мытью рук:

  1. Поднять рукава.
  2. Открыть кран.
  3. Смочить руки.
  4. Взять мыло.
  5. Положить мыло обратно.
  6. Ополоснуть руки.
  7. Закрыть кран.
  8. Высушить руки.
  9. Опустить рукава.

    Инструкции необходимо проходить с взрослым несколько раз, чтобы удостовериться в том, что ребенок знает что делать, и что инструкции четкие и недвусмысленные.


Для детей, которые не умеют читать, расписание может выглядеть так:

         открытьконтроль температуры водынамылить рукимыть рукипромыть рукизакрытьвытирать рукиопустить рукава

Составление четких пошаговых инструкций для ребенка, который сам вряд ли догадается заполнить очевидные пропуски, может быть задачей непростой. Такие инструкции могут быть в помощь и другим детям.

Когда Вы только вводите структурированное обучение, то можно поощрять учащегося с РАС за каждое выполненное задание. Поощрение не должно сильно отвлекать и занимать много времени. Это могут быть, например, мыльные пузыри. Более крупное вознаграждение делается в конце, после выполнения всех заданий.

Такая система лучше всего подходит при обучении новым навыкам детей дошкольного возраста. После того как ребенок усвоит новый навык, предоставьте ему возможность поупражнять его вместе с другими детьми или в маленькой группе. Обобщите навык, используя различные материалы или практикуя его в разных контекстах. Например, если он научился собирать на нить бусины во время занятий, то научите его вдевать на нить другие вещи, может быть, вместе с группой при подготовке к новому году.

С помощью данной системы некоторые дети осваивают новые навыки очень быстро. Если это так, то постоянно меняйте задания во время структурированных занятий, обеспечивая также их упражнение в классе. Даже короткого структурированного занятия (20-30 минут каждый день) может быть достаточно для того, чтобы успокоить ребенка, обучить его новым навыкам и повысить его усидчивость и сосредоточенность на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой  кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...

Памятка для родителей по обучению детей безопасному поведению на дороге Рекомендации по обучению детей ПДД.

Памятка для родителейпо обучению детей безопасному поведению на дорогеРекомендации по обучению детей ПДД....