Развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста
консультация
Материал "Консультация учителя-дефектолога на тему «Развитие мышления у детей дошкольного возраста» представляет собой обзор современных подходов к развитию мышления у детей дошкольного возраста. В ходе консультации рассматриваются основные аспекты психического развития детей, различные типы мышления, его формирование и стимулирование. Автор подробно останавливается на методиках, играх и упражнениях, способствующих развитию креативного мышления, логики, внимания и памяти у дошкольников. Данное руководство предназначено для педагогов, воспитателей, родителей и всех, кто заботится о психическом развитии малышей, и содержит практические рекомендации и советы по развитию мыслительных способностей у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myslittelnyh_operatsiy_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар
"Детский сад комбинированного вида №179 "Дюймовочка"
Консультация учителя-дефектолога на тему
«Развитие мышления у детей дошкольного возраста»
учитель-дефектолог
Макуха Лия Сергеевна
Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется мышление.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений.
Выделяют три вида мышления:
1. Наглядно–действительное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
2. Наглядно–образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
3. Словесно–логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
До трех лет у крохи развивается наглядно-действенное мышление. Ребенку важно видеть и делать. Поэтому он всё хватает, тянет в рот, теребит и, как кажется нам, взрослым, всё портит: ломает игрушки, рвет книжки, царапает предметы мебели. На самом деле он проявляет исследовательский интерес и изучает, как устроен мир. Малыш узнает, что бумага рвется, а картон нет. Что хлеб мягкий, а кубик жесткий. Что живая кошка, если ее тянуть за хвост, царапается, а игрушечная бездействует. Что вода в ванночке теплая, а в осенней луже — холодная. Чем больше таких «открытий» случится с вашим малышом, тем богаче будет его понимание мира. Перед родителями стоят три задачи:
- не мешать ребенку изучать окружающие предметы (а это и трава, и камни, и одежда, и мамины украшения, и бабушкины очки);
- обеспечить ему адекватную степень безопасности (ожоги — это чересчур, но понять, что горячее — это неприятно, малыш сможет);
- создать условия, чтобы подручные средства помогали крохе делать новые открытия: крышка от кастрюли гремит и катится, у табуреток бывают металлические ножки и деревянные, манная крупа интересно сыплется, сапожки бывают кожаные и резиновые. Пусть не все становятся эйнштейнами, но помочь в развитии мышления можно и с самыми обычными бытовыми предметами.
С трех-четырех лет формируется наглядно-образное мышление.
Наглядная опора всё еще играет важную роль. Особенно это проявляется при слушании книг. Четырехлетний ребенок не может просто представить, как выглядят сказочные персонажи и описываемые события, ему надо увидеть их. Поэтому в рекомендации по развитию мышления дошкольников входит и чтение книг с красочными иллюстрациями.
К пяти годам ребенка повышается интерес к сюжетно-ролевой игре, где появляются более сложные действия с другими детьми. В большинстве случаев в своих играх мальчики и девочки подражают поведению взрослых: «ходят в магазин», «стригутся», «готовят еду», «ведут автомобиль». В отличие от младших детей пятилетки в игре опираются не на игрушки, а на взятую на себя роль. Они уже могут заменять смысловые игрушки на не несущие определенную функцию предметы. Так, например, часто в ролевых играх вместо бумажек и монеток дети в качестве денег используют листочки с деревьев и «обедают» с пустой посудой, только имитируя действия едока.
Уровень речевого развития связан со степенью развития мышления. Речь к пяти годам усложняется и становится более четкой. В то же время развивается словотворчество. Ребенок не просто усваивает и копирует речь взрослых, но и анализирует их слова и на основе этого формирует свои.
Дошкольник осмысливает причины разных явлений и событий, давая им самые разнообразные объяснения. Он задает много вопросов: почему падают листья и не видно фей, почему не падает самолет и наступает зима. При этом детские предположения удивительно сочетают в себе научные выражения, ссылки на технические аналогии и наивные представления.
Особенности развития мышления у дошкольников проявляются и через изобразительную деятельность. Большинство детей среднего дошкольного возраста интересуются рисованием. Далеко не все в этом возрасте рисуют у человечков шею, уши, брови, ресницы, пять пальцев, одежду и обувь. Важно, чтобы ребенок изображал голову, туловище и конечности в виде палочек, а также глаза, рот и волосы.
К концу дошкольного возраста у ребенка начинает формироваться словесно-логическое, или понятийное, мышление.
Ребенок учится самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач и пользоваться разными формами обобщения. С помощью речи он выражает логические умозаключения и аргументирует свои мысли. Полностью понятийное мышление сформируется к подростковому возрасту.
В начальной школе нередки ситуации, когда ребенок хорошо решает задачи с помощью одного вида мышления и испытывает сложности, если задача сформулирована по-другому. У детей пока главенствует образное мышление. Их рассуждения бывают нелогичными при сравнении, например, количества и величины предметов. Поэтому родителям стоит обратить внимание на развитие у дошкольников словесно-логического мышления. Чем раньше взрослые начнут развивать этот вид мышления, основанный на ощущениях и восприятии ребенка, тем легче малышу будет учиться в школе.
Развитие логического мышления у дошкольников, как и у взрослых, определяется способностью пользоваться мыслительными операциями:
- анализ — мысленное разделение целого на составные части. Например, ребенок в 4 года уже знает, что у ромашки есть корень, стебель, листья, «глазочек» и лепестки. Более сложная форма анализа — это понимание, что, например, для игры в парикмахерскую надо подготовить «рабочее место», необходимые игрушечные инструменты и средства. Кроме этого, нужен не только парикмахер, но и его клиент. Проанализировав и правильно подготовившись к игре, дошкольник во время «обслуживания клиента» не будет отвлекаться на то, что ему чего-то не хватает;
- синтез — обратная операция, когда дошкольник собирает различные части в одно целое. Наиболее яркий пример синтеза — это складывание из букв и звуков слогов, из слогов — слов, из слов — предложения, из предложений — текст;
- сравнение — это установление схожести и различий предметов. Ребенок понимает, что яблоко и вишня круглые и красные, но при этом фрукт большой и с семечками, а ягода маленькая и с косточкой внутри;
- обобщение — объединение объектов, основанное на существенных признаках. Например, трехлетний ребенок еще не может обобщить ботиночки, сапожки и сандалики и назвать их одним словом «обувь». Но он догадается взять в качестве ложки палочку;
- классификация — это выявление сходств и различий у предметов и явлений. Пяти-шестилетний ребенок уже может классифицировать цветы, выделяя комнатные, полевые, садовые и лесные.
Развитие и коррекция мышления ребенка – одна из самых важных и сложных психолого – педагогических проблем. Мышление – это основа обучения, потому и развитие различных видов мышления традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.
С ребенком можно играть в домино, головоломки и другие настольные игры, которые заставляют малыша думать и анализировать: «Противоположности», «Съедобное — несъедобное», «Путаница», «Найди похожую фигуру» и другие. Развитие логического мышления дошкольников через развивающие игры происходит легко и непринужденно. Давайте крохе различные картинки, чтобы он описывал и сравнивал сюжеты. Задания с кубиками Коса и их модификациями (кубики с гранями двух или четырех разных цветов; на двух гранях по диагонали расположены два цвета) развивают зрительно-моторную координацию, пространственное восприятие и конструктивные способности ребенка. Этому способствуют и игры-конструкторы «Танграм» и «Колумбово яйцо». Детали, из которых собирается квадрат или овал, надо сложить так, чтобы из них получились другие фигуры, например, зайца, черепахи, кенгуру. Важное условие: необходимо использовать все детали первоначальной фигуры, при этом они не должны перекрывать друг друга.
Для развития мышления старших дошкольников необязательно использовать только учебные ситуации. Обычная прогулка может стать познавательной. По дороге домой можно сравнивать высокие и низкие дома, деревья или людей. Обсуждайте с ребенком, чем похожи и чем различаются трамвай, троллейбус и поезд. Наблюдайте за сменой времен года и сезонными изменениями в одежде и обуви. Развешивая на елку новогодние украшения, обсудите, из каких материалов они сделаны, какой формы игрушки и почему их не вешают, например, на березу. В такие мгновения, когда мамы и папы на ходу придумывают задания для развития мышления дошкольников, закрепляется авторитет умного родителя, с которым интересно общаться.
Научите ребенка:
- Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
- Описывать различные свойства окружающих его предметов.
- Узнавать предметы по заданным признакам
- Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков
- Находить противоположные по значению понятия
- Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение - все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.
Вот еще несколько интересных заданий и игр, чтобы развивать мышление дошкольника в интересных формах.
1. Упражнение на развитие мыслительной операций сравнения
«Сравнение предметов»
Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:
- МУХА И БАБОЧКА
- ДОМ И ИЗБУШКА
- СТОЛ И СТУЛЬЯ
- КНИГА И ТЕТРАДЬ
- ВОДА И МОЛОКО
- ТОПОР И МОЛОТОК
- ПИАНИНО И СКРИПКА
- ШАЛОСТЬ И ДРАКА
- ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ
- ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы «Ты видел муху? А бабочку?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»
Проанализируйте ответы ребенка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
В процессе консультирования мы часто отмечаем, что дети особенно затрудняются, в нахождении сходства.
Ребенок 5-7 лет должен правильно произносить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.
2. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения, существенных признаков.
«Найди лишнее слово»
Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».
1. СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.
2. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.
3. ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША.
4. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.
5. ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.
6. ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.
7. ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.
8. МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.
9. БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.
10. КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН.
«Найди лишнюю картинку»
Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя.
Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»
Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.
Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания.
Пример:
1) хлеб, батон, булочка, ананас;
2) утка, петух, индюк, ворона.
«Много слов»
Предложите ребенку называть, как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
- Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина,…)
- Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей, …)
- Назови слова, обозначающие зверей.
- Назови слова, обозначающие домашних животных.
- Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
- Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
- Назови слова, обозначающие водный транспорт.
- Назови слова, относящиеся к искусству.
- Назови слова, обозначающие овощи.
- Назови слова, обозначающие фрукты.
3. Игры, развивающие словесно-логчиеское мышление, речь и сообразительность
Игра: «Как это можно использовать»
Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета:
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет – такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку, и т.д.
Игра: «Говори наоборот»
Предложите ребенку игру: «Я буду говорить, слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов:
- ВЕСЕЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ
- БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ
- КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ
- ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ
- ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ
- УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ
- ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ
- ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ
- ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ
- БЕЛЫЙ – ЧЕРНЫЙ
- ТВЕРДЫЙ – МЯГКИЙ
- ШЕРШАВЫЙ – ГЛАДКИЙ
и т.д.
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
Игра «Что я задумала?»
Один из играющих загадывает предмет, второй задает вопросы, пытаясь угадать загаданное. На вопросы отвечают односложно: ДА или НЕТ.
Игра «Кто это? Что это?»
Догадайся, о ком или о чем говориться.
- Зеленый, длинный, сочный. (огурец)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (медведь)
- Холодный, белый, пушистый. (снег)
- Новая, интересная, библиотечная. (книга)
- Маленькая, серенькая, пугливая. (мышка)
- Белоствольная, высокая, стройная. (береза)
Как вы видите, ничего сложного в том, чтобы помочь вашему малышу развивать мышление, нет. От родителей требуются только любовь, систематичность и усердие. Тогда ваш ребенок не просто разовьет свои способности, что поможет ему в жизни, но и с благодарностью будет вспоминать свое детство.
м
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логических операций у детей дошкольного возраста.
В этом материале вы почерпнете сведения о том, как развить у детей логическое мышление....
Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"
Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"...
Развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста
Мышление – это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Мышление направлено на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений, на в...
Консультация для родителей « Дидактические и игры и упражнения по развитию мыслительных операций у детей дошкольного возраста»
ГБОУ Школа № 480. День открытых дверей....
Развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста при формировании элементарных математических представлений
Рассматриваются этапы и ососбенности развития детского мышления мышления. Развитие мыслительных операций у старших дошкольников....
Презентация "Игры на развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста"
Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» — «мысль», «разум». Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятельности ...
Мастер-класс «Игры на развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Мышление - это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к п...