Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников».
2023г.
Цель: знакомство с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности.
Задачи:
∙ Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
∙ Освоение новых приёмов (скатывание, надавливание, размазывание) и создание с их помощью новых картин;
∙ Развитие мелкой моторики;
∙ Развитие эмоций и фантазии;
∙ Развитие интереса к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду.
Ход собрания:
1. Вступление.
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. А для развития творческих способностей или предпосылок к нему наиболее близким и доступным для дошкольников считается изобразительная, художественно- продуктивная деятельность.
Пластилинография или рисование пластилином – это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду. Пластилинография способствуют, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, мелкую моторику рук, это необходимо для развития речи и повышения интеллекта ребенка, способствует развитию фантазии, творчества, трудовых навыков, побуждает детей к самостоятельности, желание доводить начатое дело до конца.
Как понятно из названия, основным материалом в пластилинографии является пластилин, который наносится на горизонтальное плотное основание – картон, стекло, пластик или плотную бумагу. Можно так же создавать картину в смешанной технике, дополняя рисунки из пластилина, бисером, пайетками, природным материалом и графическими рисунками. Обычно пластилинография детям очень нравится и становится их любимым занятием.
Причин этому много: во – первых, рисунки пластилином на бумаге создавать очень просто, во – вторых, пластилинография снимает мышечное и нервное напряжение, в - третьих – картины из пластилина легко поддаются корректировке – если что – то не вышло, то эту часть можно снять стеком и переделать.
Но при этом пластилин имеет и отрицательные моменты:
✔ несвежий пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
✔ в своём составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Если следовать следующим рекомендациям, то всех этих неприятностей можно избежать:
1. Твердый пластилин необходимо разогреть в ёмкости с горячей водой из-под крана, (но не заливать кипятком).
2. Пластилин имеет вес. Поэтому в работе с пластилином следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении этапов работы.
3. Основу с нарисованным предварительно эскизом необходимо покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче. С помощью стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.
4. На рабочем столе каждого ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук для того, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время. После выполненной работы необходимо вытереть руки вначале салфеткой, а затем вымыть их тёплой водой с мылом.
5. Работа с пластилином кропотливая, поэтому воспитанникам необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
Техника рисования пластилином.
Для рисования пластилином, понадобятся следующие материалы:
✔ Картон или плотная бумага;
✔ Деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина;
✔ Ёмкость с водой для смачивания рук;
✔ Набор разноцветного пластилина;
✔ Влажные салфетки для рук;
✔ Набор стеков разной формы.
У разных производителей пластилин может отличаться твёрдостью, эластичностью и гаммой цветов. Для пластилинографии цвета должны быть яркими, сочными и представлены довольно широкой палитрой.
Хорошо если у детей будут наборы из различных пластиковых зубчатых колёсиков, трубочек и колечек. Этими приспособлениями можно придавать поверхности композиции определённую структуру.
Создание поделки в технике пластилинография состоит из следующих операций:
1. Выбираем рисунок основу для создания картины из пластилина. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон, обращая внимание на каком фоне работа будет смотреться лучше: цветном или белом.
2. Отделяем от брусочков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой. При этом используем различные приёмы лепки:
✔ Раскатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи круговых движений кистей;
✔ Заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;
✔ Сплющивание, сдавливание шарика в лепёшку;
✔ Прищипывание;
✔ Оттягивание.
Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают в руках. При этом необходимо помнить о следующих нюансах:
✔ Не стоит смешивать более двух цветов одновременно, иначе цвет получится тусклым;
✔ Добиться более яркого и глубокого оттенка можно путём добавления к любому цвету чёрного пластилина;
✔ Получить пастельные оттенки можно путём добавления к любому цвету белый пластилин.
Пластилиновая живопись интересно выглядит на основе оргстекла. Маленькие художники сначала наносят контур композиции. Затем он заполняется различными мазками различных цветов, в итоге на обратной стороне работы появляется маленький шедевр.
Виды пластилинографии.
∙ Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
∙ Обратная пластилинограция (витражная)- изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
∙ Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
∙ Многослойная пластилинография - объёмное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоёв.
∙ Модульная пластилонография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
∙ Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина.
∙ Фактурная пластилинография - изображение больших участков картин на горизонтальной поверхности и придание им фактуры.
Каждая из этих техник, это маленькая игра. Их использование помогает детям чувствовать себя раскованней, смелей, непосредственней, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения. Таким образом – пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста. Картины, выполненные в технике - пластилинография, могут быть использованы в качестве подарка, практичны в украшении интерьера квартиры, дома, а также могут стать достойными участниками в различных конкурсах и выставках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для воспитателей ДОУ по теме "Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников
Мастер класс учит создавать картину с помощью нетрадиционной техники рисования - пластилинографии золотую рыбку....
Мастер- класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ»
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. А для развития творческих способностей или предпосылок к нему наиболее близким ...
Отчёт по годовому проекту "Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников"
Отчёт по годовому проекту "Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников"...
Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников
Творческий проектПластилинография как средство развития творческих способностей дошкольниковДанный проект направлен на развитие творческих способностей дошкольников посредством пластилиног...
Мастер - класс для воспитателей и помощников воспитателей дошкольных учреждений на тему: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников»
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не все...
Обобщение педагогического опыта работы по теме: Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников.
данной работе описываю свой педагогический опыт по теме пластилинография как средство развития творческих способностей детей....