Ребёнок как центр семьи
консультация

Назарова Юлия Юрьевна

Ребенок как центр семьи: основные проявления детоцентризма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyonok_kak_tsentr_semi.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок как центр семьи: основные проявления детоцентризма

Откуда пошла «мода» на полную отдачу себя ребёнку, ведь раньше детей даже в зажиточных семьях сильно не баловали?

Многие молодые люди сейчас стараются построить карьеру и рождение ребёнка, как правило, откладывается «на потом». А это «потом» может наступить очень нескоро — остается время только на рождение одного малыша. А раз ребёнок один, значит его нужно максимально окружить заботой. Кому же еще дарить нерастраченные любовь и ласку, на кого же еще тратить деньги?

Еще один немаловажный фактор — развитие гуманистического подхода в психологии и педагогике. Авторитарный «режим» сменился на демократический. И это хорошо! Но беда в том, что далеко не все принципы гуманизма были поняты правильно — родители не становятся опорой для ребёнка, а просто потакают его прихотям.

Сейчас так принято — дети должны получать только самое лучшее. Об этом нам постоянно твердят по телевизору и все знакомые. «Хвастаться» достижениями своего чада — норма. Ну как не потакать всем прихотям ребёнка, когда соседская мамочка «на благо» своего малыша купила ему десятый телефон за год? «Разве наш ребёнок хуже?» — вот как рассуждают многие родители. Вот только добиться того, чтобы малыш вырос достойным человеком, умным и уверенным в себе, можно не только методами детоцентризма!

Детоцентризм, когда в семье «правит балом» именно ребёнок, имеет такие проявления:

  • Малыш истинно верит в то, что именно его потребности и желания на первом месте. И его не беспокоит, есть ли у вас деньги на новую игрушку, остались ли у вас силы на веселые игры после тяжелого дня — он должен получить желаемое прямо здесь и сейчас.
  • Ребёнок постоянно требует, что за него все делали. И это касается даже тех навыков, которые он давно усвоил и прекрасно может справиться с задачей самостоятельно.
  • Малыш без каких-либо угрызений совести постоянно нарушает личное пространство родителей — вмешивается в беседы, ни на минуту не оставляет их одних.
  • Ребёнок частенько применяет «тяжелую артиллерию» — чтобы получить свое, устраивает истерики, обвиняет в нелюбви, грозиться убежать из дома.
  • Маленький член семьи может только брать, но вот отдавать не умеет (вернее сказать — не хочет).

Почему такой стиль воспитания плох для детей?

Казалось бы, разве может детоцентризм быть плох для ребёнка — родители постоянно идут у него на поводу, он получает все, его не наказывают.

Да, поначалу все прекрасно. Но подумайте о том, что будет, когда ребёнок окунется во «взрослую» жизнь. И тут можно даже не «планировать» на 10 и 20 лет вперед — возьмите в пример хотя бы школу. Он окажется совершенно не готов к самостоятельности. Еще вчера у него были «слуги» в виде мамы и папы, а сегодня никто почему-то не бежит к нему сломя голову. Конечно, 3-летнему малышу не стоит рассказывать обо всех «превратностях судьбы», о том, что мир жесток и т. д., но и не нужно создавать иллюзию того, что планета вертится вокруг него одного.

Детоцентризм — лучшая почва для взращивания умения манипулировать окружающими и непомерного самомнения. Неумение справиться даже с малейшей проблемой, нежелание помогать близким, полное непонимание чувств окружающих — вот чем плох детоцентризм для ребёнка. Родители должны понимать: потакание всем прихотям малыша вопреки своим потребностям — это не есть хорошо! Всему должны быть границы.

Что происходит с родителями?

На благо ребёнка родители разбиваются в пух и прах. Чем может грозить детоцентризм?

  • Появляется ощущение, что вы уже не принадлежите себе.
  • Сильная усталость — вы постоянно в делах и заботах, не «нагружая» ребёнка даже малейшими поручениями, которые ему вполне по силам.
  • Много сил занимает «борьба» с нежеланием малыша что-то делать — ходить в сад, посетить врача, пойти на прогулку.
  • Выводят из равновесия ситуации, когда ребёнок ведет себя неподобающим образом — истерики в магазине, плохое поведение в детском саду и в школе.
  • Полное отсутствие свободного времени — на занятие любимым хобби, на элементарный уход за собой.

И самое важное — родители (а в особенности — мамы) так поглощены ребёнком, что порой просто забывают друг о друге. Не остается времени на времяпровождение вдвоем, нет личного пространства. Это чревато полным развалом семьи.

Как избежать детоцентризма?

Дети счастливы, когда счастливы их родители. Давайте не забывать об этом. В заботах о ребёнке очень легко потерять и себя, и ту ниточку, что раньше связывала супругов. И что не менее важно, вы не делаете блага своему малышу — несамостоятельность, эгоизм, самомнение и несоблюдение этических норм не станут ему помощниками во взрослой жизни. Это не поможет ему развиваться, учиться, достигать успеха.

Существует очень много стилей воспитания. И многие из них гораздо лучше и эффективнее детоцентризма. Да, ребёнку нужна забота и любовь, его нужно баловать. Но и границы должны обязательно быть! Нужно стараться, чтобы каждому члену семьи было хорошо и комфортно, а не только маленькому «боссу».

Что делать?

  • Не забывайте, что вы имеете полное право сказать ребёнку «нет». И ваше «нет» должно быть твердым — истина в последней инстанции для малыша.
  • Семейный досуг стоит выстраивать так, чтобы каждому члену семьи было интересно. Днем можно поиграть на детской площадке, а вечером заглянуть в ресторан или посмотреть интересный фильм.
  • Иногда бывает полезно говорить «подожди». Не бросайте все и не бегите сломя голову по первому его зову — если, конечно, что-то не угрожает здоровью ребёнка. Малыш отрывает вас от важных дел, прося с ним поиграть/порисовать/посмотреть мультик? Подумайте, ему действительно это жизненно необходимо или он просто «так захотел». В необходимом не отказывайте, а вот во втором случае — пару минут малыш справится и без вас.
  • Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что хорошо умеет. Даже дошкольнику под силу заправить постель и тем более завязать шнурки. Да, это займет больше времени и сборы на улицу затянутся, зато ребёнок это сделает сам, а не вы за него.
  • Не старайтесь записать малыша на все развивающие занятия, на все секции. Пусть у него останется хотя бы немного лишнего времени, чтобы больше общаться со сверстниками и познавать окружающий мир. Подумайте, вы отдаете ребёнка на очередной кружок, чтобы ему было хорошо, или чтобы заслужить звание идеального родителя в глазах окружающих?
  • Родители не должны забывать, что они вполне заслуживают провести хотя бы пару часов в неделю только вдвоем. Вряд ли стоит мучиться угрызениями совести, если вы собрались в ресторан, оставив малыша ненадолго с няней или бабушкой.

Автор — врач
Диденко Владимир Андреевич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нарушение прав ребёнка в нормальных семьях»

консультация для воспитателей...

Статья "особенности воспитания ребёнка в неполной семье"

В данной статье рассматриваются основные психологические аспекты воспитания ребёнка в неполной семье: особенности детско-родительских взаимоотношений и моделей поведения субъектов общения....

Организация работы по защите прав ребёнка по Теме. "Семья".

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации раб...

Статья "Воспитание ребёнка в петербургской семье"

Знакомство дошкольников с родным городои и родной страной - процесс длительный и сложный. Чтобы вырастить из малыша истинного петербуржца, мамы и папы выбирают свой путь, который ведет в будущее город...

Педагогические условия, определяющие взаимопонимание между ребёнком и членами семьи

Актуальность данного исследования связана с назревшей необходимостью помочь членам семьи разобраться в  причинах, по которым возникают трудности во взаимопонимании с реАктуальность данного исслед...

Статья "Эмоциональное развитие ребёнка в условиях семьи".

В этой статьей подробно говорится об эмоциольности ребенка - как о природной возрастной ценности, о современной социальной ситуации развития детских эмоций, об эмоциональном развитии...