Консультация для родителей "Как помочь ребенку стать самостоятельным?"
консультация (средняя группа)

Томилова Ольга Викторовна

Данная консультация поможет родителям приучить ребенка к самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_stat_samostoyatelnym.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

                             Как помочь ребенку стать самостоятельным?

Не бывает ленивых и несамостоятельных детей. Энергичность и активность, стремление достигать — естественное и врождённое поведение для ребёнка. Все здоровые дети в три месяца начинают следить глазами за погремушкой в руках родителя, а в четыре — тянуться к ней ручками. Получается, что ребёнок изначально готов к тому, чтобы стать самостоятельным, трудолюбивым, помогать родителям по дому... Чтобы отбить у него охоту к действиям, надо очень постараться.

Все, что ребенок в самом начале пытается сделать сам, у него получается не очень хорошо, не очень аккуратно и не очень быстро. Потому что все это для него впервые, он учится. А как обычно реагируют родители на неуклюжесть ребёнка? Раздражением и резкостью: «дай, я сам сделаю». Вдобавок и покритикуют: «Ну сколько можно копаться, какой же ты бестолковый… и т. д.». Ребёнок сталкивается с такой ситуацией десять раз в день (а то и больше) и привыкает. Привыкает считать себя неумехой, неуклюжим, привыкает отказываться от экспериментов и освоения нового. Ему уже не хочется ничего делать самому. А зачем стараться, если родители всё равно будут сердиться и объявят неумехой?

А впоследствии родители с удивлением понимают — их ребёнок ничего не хочет делать сам. Ни кушать, ни одеваться, ни собирать игрушки. Все приходится делать за него. Что является главным в воспитании самостоятельности у ребенка? Активная поддержка родителей и невмешательство. Родитель должен поощрять ребёнка за любые шаги к самостоятельности и минимизировать своё вмешательство на этом пути. Необходимо проявлять терпение и понимание. Не торопить малыша, когда он неумело и долго пытается одеться на прогулку самостоятельно, не бросаться на помощь при первых же возникших сложностях. Лучше начинать собираться заранее, чтобы не нервничать из-за возможных опозданий.

Правило первое: «Помогай, когда просят». Если ребёнок что-то делает, пусть он это делает, как хочет. Родитель может вмешаться только тогда, когда ребёнок попросил о помощи. Для ребенка это сигнал «Я верю в твои силы, ты можешь справиться сам». Разумеется, речь не идёт об опасных занятиях типа ремонта розетки или разведения костра на ковре.

Правило второе: «Не помогай, даже если просит». Правило нарочно сформулировано парадоксально. Речь о том, что часто ребёнок отступает и переваливает выполнение дела на родителей. Например, малыш строит железную дорогу. В принципе, он может правильно соединить сочленения рельсов и построить большую дорогу. Но строить он уже устал, ему хочется катать паровозик с вагончиками. И тогда ребёнок притворяется, что не может справиться с последними рельсами. Взрослый бросается на помощь. Этого делать не стоит. Помогать можно лишь там, где ребёнок действительно не может сделать сам.

Правило третье: «Разреши набивать шишки». Желание уберечь ребёнка от ошибок и разочарований очень понятно и свойственно всякому нормальному родителю. Надо помнить — отрицательный опыт тоже необходим (конечно, если не угрожает жизни и здоровью). Родитель обязан позволять ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только так он будет становиться самостоятельнее и взрослее.

Растить самостоятельного ребёнка — это в первую очередь научить себя, родителя, давать ребёнку право на ошибки. Поначалу это кажется сложным, но со временем приходит понимание — именно такое поведение для ребёнка полезнее всего.

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Что такое независимость и самостоятельность? Это состояние, когда ребёнок готов функционировать отдельно не только физически, умея себя обслуживать в базовых жизненных потребностях, но и морально, психологически: когда он умеет управлять своими эмоциями и чувствами, берёт на себя ответственность за свои поступки, ощущает и понимает свои потребности. Самостоятельность — это длительный процесс становления, которому нельзя научить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Как помочь ребенку стать самостоятельным"

Мы всячески стараемся оберегать детей, создавая им тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, не осознавая, что этим мы оказываем им ме...

Консультации для родителей и воспитателей: 1. «О добрых дошкольниках или как помочь ребенку стать добрым»

нам надо учить детей сопереживать неудачам и радоваться удачам других...

Консультация для родителей "Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?"

middot;        Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.·        Определение, что вхо...

Консультация 2: «Как помочь ребенку стать добрым»

Мудрость взрослого заключается не в том, чтобы снизойти до малыша, а именно в том, чтобы подняться до его понимания «тонких истин детства», чутко улавливать и понимать, каждое движен...

Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательным»

Цель:-познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами;-показать основные упражнения и игры на развитие внимания ребенка.Многие родители задаются вопросом: ка...