Конспект собрания "Формирование пространственного мышления"
материал (подготовительная группа)
Развитие пространствееного мышления у дошкольников является важным аспектом в их развитии. Это навык который позволяет детям лучше понимать и воспринимать окружающий мир. Науиться мыслить пространственно позволяет им улучшить свои ориентировочные и аналитические способности. Данная методическая разработка направленна на повышение компетентности родителей в вопросе формирования пространственного мышления у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_prostranstvennogo_myshleniya_u_detey.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО автора: Портнягина Ольга Геннадьевна.
Полное название учебного учреждения: МБДОУ «Детский сад № 54».
Среда, в которой выполнена разработка: подготовительная к школе группа.
Тема проекта: «Формирование пространственного мышления. Практические советы родителям» (внеурочная деятельность)
Номинация конкурса: родительское собрание
Целевая аудитория: родители детей старшего дошкольного возраста
Цель: повысить компетентность родителей в вопросе формирования пространственного мышления дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить родителей с понятием пространственное мышление и этапами его развития в дошкольном возрасте.
2. Дать представление о разнообразных видах деятельности, играх, игровых упражнениях, способствующих развитию данного вида мышления.
3. Вызвать желание к использованию предложенного материала в совместных играх с детьми.
Материал собрания представлен родителям в видео редакторе inshot.
« Развитие пространственного мышления дошкольников как основа формирования естественно - научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего» является одной из задач образовательного процесса нашего дошкольного учреждения.
Мы сегодня с вами попробуем разобраться, что же такое пространственное мышление и как его развить.
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов.
В основе пространственного мышления лежат представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве.
Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого является ощущение), внимание, память, воображение. Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.
Повседневная жизнь наполнена пространственными обозначениями и направлениями, символами и знаками, в которых ребенок учиться ориентироваться. Пространственное мышление нам совершенно необходимо в разных ситуациях: это и умение ориентироваться на местности, легко находить нужный маршрут, чтение книг, а также необходимо при обучении детей в школе.
Изначально развитие ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела – где дети познают себя и собственное тело, через различного рода ощущения, прикосновения.
Следующим этапом развития пространственных представлений является взаимодействие детей с внешним пространством (вначале по отношению к собственному телу, а после о пространственных отношениях между окружающими предметами). В то время, когда ребенок только начинает ползать по комнате, стучать игрушками, собирать башенки и потом ломать их, он не просто балуется, он осваивает пространство, знакомится с его особенностями, размерами. Это и есть начало формирования пространственного мышления. А дальше – больше. Ребенок собирает пазлы, играет с конструкторами, залазит на горки и прыгает в ямы, лепит из пластилина, и учится ориентироваться, где право - лево, верх - низ. И это очень важно и нужно!
Только в самостоятельной деятельности, во время игры с предметами формируется основа пространственного мышления.
Итогом на этом этапе формирования становится целостная картина мира в восприятии пространственных представлений, взаимоотношений между объектами и собственным телом. На последнем этапе формируется уровень вербализации пространственных представлений, то есть пространство, отраженное в речи.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития пространственного мышления.
Как же развивать пространственное мышление?
Развитие пространственного мышления интенсивно происходит в дошкольном возрасте, для которого игра является ведущей деятельностью. Поэтому методика предполагает опору на игровые задания и упражнения, что принесет больший эффект, чем просто заучивание специальных терминов.
Есть определенные виды деятельности, много игр и упражнений, способствующих развитию пространственного мышления. Давайте на них остановимся подробнее:
«Графический диктант»
Очень хорошо помогает детям обучению ориентировки на листе тетради, что очень важно для подготовки детей к школе. Под диктовку создаются различные предметы, животные. Ребенку предлагается на листе бумаги обводить клеточки в соответствии с инструкцией. Например: «три клеточки прямо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо и т. д. (до тех пор, пока не получится изображение предмета) ». Потом изображение можно раскрасить.
Можно использовать для диктанта уже готовые тетради с заданиями. Но детям гораздо интереснее выполнять упражнения, которые придумали сами родители, например, нарисованные по клеточкам изображения предметов или животных. Кроме того, графические диктанты являются прекрасным средством развития мелкой моторики, необходимой при обучении письму.
Рисование по образцу, по собственному замыслу.
Вид деятельности, в котором дети развивают пространственное мышление. Если раньше, когда ребенок был малышом, мог нарисовать маму и папу размером с дом, а за ними такое же дерево, то старший дошкольник, наблюдая живую природу и предметы вокруг, способен соотнести размеры по величине.
В процессе изображения картинки или предмета ребенок учится видеть центральные части своего полотна и второстепенные. Первые попытки могут быть неуспешны – на какие-то детали не хватит места, другие объекты придется уменьшить.
Регулярная практика позволяет старшему дошкольнику точно выделять центр листа для главной части изображения, соотносить размеры близких и далеких объектов, уместить все задуманное в пределах одной альбомной страницы.
Сюжетные игры
Еще один способ развития пространственного мышления. В подобных развлечениях задействована не одна игрушка, а целый комплект, который сначала необходимо разместить в соответствии с задумкой, а потом начинать сам игровой процесс. Например, устроить именины для одной из кукол. Ребенок расставляет угощение на столе, рассаживает гостей. Одни куклы могут сидеть слева, другие справа. Игры в доктора – одни из любимейших игр, особенно у девочек. В процессе также активно задействуются все элементы пространственного мышления. Больного следует уложить в кровать подходящего размера, градусник поставить под руку или лапку. В сюжетных играх дети создают наглядную пространственную модель – кухню, кабинет доктора, — обязательно используя самые приметные признаки и располагая предметы так, чтобы ими было удобно пользоваться.
«Лабиринт»
-Задание направлено на восприятие и нахождение предмета в двухмерном пространстве. Так же, как и в предыдущих играх, изготавливается поле с начерченным лабиринтом, внутри которого находится игрушка. Игрок должен найти и нарисовать правильный путь с комментариями.
- Как вариант, можно усложнить задание: «Найди самый короткий путь».
Конструирование из различного материала: бумаги (оригами), пластилина, различных по форме, материалу конструкторов
Одним из лучших способов формирования подобных особенностей мышления психологи считают конструирование трехмерных моделей. Лепка из пластилина дает большее пространство для творчества, потому что можно представить любой домик или поезд, после чего начинать создавать объемные фигуры, скреплять их, использовать другие материалы для придания завершенности.
Конструкторы с готовыми схемами – тоже отличный способ для развития. Обучение чтению схематического изображения помогает представить конечную поделку, описание действий учит соблюдать последовательность необходимых операций. В процессе конструктивной деятельности дошкольник применяет принцип обследования предметов. Он воспринимает объект в целом, определяет его объемную форму и составляющие детали. При этом используются следующие мыслительные операции: Сравнение – необходимо при выборе необходимой детали или фигуры; Классификация – используемые части разделяются по выбранному критерию; Синтез – из представленных деталей ребенок формирует образ готового результата; Анализ – наглядная модель раскладывается на детали, что позволяет составить последовательность действия для конструирования.
В старшем дошкольном возрасте задания становится значительно разнообразнее. Для повышения уровня ориентировки в пространстве можно использовать также такие задания, упражнения:
- Соединение точек по цифрам или для изображения фигуры, путем последовательного порядкового соединения цифр, у детей получается рисунок какого-либо предмета, животного, персонажа.
Данная игра кроме ориентировки на листе бумаги, закрепляет знания о цифрах, их последовательности.
- Дорисовывание половинки картинки. Также способствует ориентировке в пространстве, умению рисовать по образцу симметричные предметы, развивается усидчивость, творчество.
- Совместное составление плана местности или комнаты и чтение его. Для этого можно использовать игру Клад. Вы можете совместно с ребенком сделать план комнаты, а затем кто-то из взрослых прячет клад и отмечает это место на карте. План с отметкой даете ребенку. Нашел клад – получил его. Затем можно усложнять и делать план двора, парка и т.д.
- Шахмат и шашки.
Замечательные игры, учащие думать на несколько шагов вперед. Для этого играющие должны визуально перебирать различные комбинации, не перемещая физически ни одной шашки или фигуры, которые должны привести к победе.
Для того чтобы удерживать в голове несколько комбинаций одновременно, нужно долго практиковаться и это один из лучших способов тренировки пространственного мышления.
- Головоломки. Объемные и плоскостные.
Интересны детям головоломки типа Танграм или Колумбово яйцо. Суть игры проста: из семи геометрических фигур на плоскости необходимо построить нечто, заданное схемой. Это может быть фигурка человека или животного, растений, каких-то бытовых предметов, игрушек.
Побуждайте играть детей в такие игры, играйте вместе, как можно чаще. Можно устраивать семейные соревнования или конкурсы, чтобы ребенку было интереснее.
Как видите, игры на развитие пространственного мышления достаточно простые и очень даже интересные. Стимулируя, развивая пространственное мышление дошкольников, мы готовим их к успешному обучению в школе и закладываем основу общественно значимых профессий (инженерия, строительство, дизайн)
Список литературы:
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999 – 372 с.
2. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1989 – 157 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
4. Запорожец А.В. Мышление и деятельность ребенка. // Избранные психологические труды: в 2-х т., Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 199 с.
5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.
6. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. – 464 с.
7. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие / Ю.В. Микадзе. - СПб: Питер, 2008 – 288 с.
8. Семаго, Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов / Н.Я. Семаго. – М.: Айрис-пресс, 2005 – 189 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи"
Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с общим недоразвитием речи....
Презентация опыта работы «Формирование пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов изобразительной деятельности – пластилинографии»
Опыт работы по формированию пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов ИЗО-деятельности - пластилинография....
Консультация для родителей «Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи"
Консультация для родителей«Формирование пространственного мышления у детей собщим недоразвитием речи"Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умстве...
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...
Использование игрового набора по системе Фридриха Фребеля для формирования пространственного мышления у младших дошкольников и детей с ОВЗ
. Ф. Фрёбель считал, что формирование у дошкольников естественнонаучной картины мира и развитие пространственного мышления лучше всего происходит в практической деятельности, в игровой форме, по...
Методическая статья «Всестороннее развитие ребенка и формирование пространственного мышления во второй младшей группе"
Пространственные представления детей дошкольного возраста формируются в разных образовательных областях: - познавательное развитие - в непосредственно образовательно...
Формирование пространственного мышления у дошкольников "Поиграем с клеткой"
Весь доклад построен на основе личного опыта в ходе проведения занятий в кружке "Волшебные клетки" Педагогам, интересующимся эданной темой, поможет весь этот материал....