Букварик: СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Б»
учебно-методический материал

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Физиологический слух есть у крохи еще в утробе матери, а вот развитие фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные звуки в дошкольном возрасте.

      Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.

       Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

     Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Можно использовать сказки и рассказы, после прослушивания (прочтения) которых, ребёнок называет слова с заданным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКИ  И  РАССКАЗЫ  С  БУКВОЙ  «Б»

        Барабан.

У Бори был (барабан).

Он очень громко бил  в  (барабан).

У бабушки от грохота (барабана) заболела голова.

Она попросила Борю больше не играть на (барабане).

Он послушался бабушку.

 

         Бабочка.

Люба бегала по лугу и ловила (бабочку).

Там было много (бабочек).

Она долго не могла поймать ни одной (бабочки).

Наконец Люба поймала большую красивую (бабочку).

Вначале она обрадовалась, но потом ей стало жалко (бабочку) и Люба её отпустила.

 

     Незабудки.

Около небольшого болотца росли (незабудки).

Белла с мамой долго любовались этими нежными голубыми (незабудками).

Мама сказала: — Белла, не будем рвать эти (незабудки), пусть все ими любуются.

  

                                                     Рассказы с вопросами.

(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

1. Утром Белла собиралась в школу.

Кто...? Что делала...?

Она положила в портфель: яблоко, бублик, баранку, и большой бутерброд с   колбасой.

Что положила...?

Бабушка засмеялась и сказала: — Учебники-то положить не забыла?

Кто...? Что сказала...?Что ответила Белла?

 

                      2. Летом Люба была у бабушки в деревне.

                      Кто...? У    кого...? Где...?

                      У бабушки был барашек Бунька.

                     У кого...? Кто...?

                      Она пасла барашка Буньку.

                     Кого...? Что делала...?

 

 3. На буфете на блюде были яблоки.

Где...?  На чём...? Что...?

Боря хотел взять яблоко.

Кто...? Что...?

Он выбрал самое большое и потянулся к нему.

Что  сделал...? Какое...?

Но яблоко покатилось, Боря хотел удержать яблоко и нечаянно толкнул блюдо. Что...? Кто...? Что...? Что сделал...?

Блюдо  упало  и  разбилось, а  яблоки   рассыпались.

Что случилось...?

 

                               4. Боря и Люба с бабушкой были в лесу.

                                  Кто...? С кем...?

                                   Они  собирали  грибы.

                                  Что делали...?

                                   Грибов было мало, и ребятам было скучно их искать.

                                   Чего...? Кому было...?

                                   Но вдруг Люба нашла большую семью белых грибов.

                                   Кто...? Что...?

                                   Она очень обрадовалась и позвала Борю и бабушку.

                                  Что    сделала...? Кого...?

 

 

5. У Беллы заболели зубы.

У кого...? Что случилось...?

Она боялась заходить в кабинет зубного врача   и   громко   плакала.

Что   делала...? Куда...?

Но оказалось, что лечить зубы совсем не больно.

Что оказалось...?

 

Как бабочка собиралась на бал.

       Пригласили бабочку на бал. Бабочка очень обрадовалась. Она полетела домой и стала выбирать самое нарядное платье. И вдруг она вспомнила, что не спросила, где будет бал.

—  Полечу к цветам,— решила Бабочка. Она надела бальное платье и полетела на луг, где росли цветы.

— Скажите, пожалуйста, вы не знаете, где будет бал? — спрашивала Бабочка, перелетая с одного цветка на другой.

—   Нет,— качали головками цветы,— мы не знаем...

Так Бабочка и кружилась над цветами до самой осени в своём бальном платье, потому что цветов на лугу было много-много.

                                                                                                               По И. Пивоваровой

Баня.

       Дикие звери тоже любят в баню ходить. Особенно кабаны, дикие свиньи. Правда, и баня у них особенная — свиная. Без пара, без горячей воды. Просто ванна одна — лунка в земле. В ванне вода. Вместо мыльной пены — жижа. Вместо мочалок — пучки старой травы и мха. Вас бы в такую баню и силой не загнать, а кабанов из неё только силой и выгонишь, вот до чего любят купаться!

Но ходят кабаны в баню совсем не за тем, за чем ходим в баню мы. Мы в баню идём мыться, а кабаны... пачкаться! Мочалкой и мылом мы грязь смываем с себя, а кабаны нарочно вымазываются в грязи. И чем больше они мажутся, тем веселее хрюкают. И после своей свиной бани они в сто раз грязнее, чем до неё. И очень довольны: уж теперь-то сквозь толстый слой грязи никакие кусаки не проберутся: ни мухи, ни комары, ни слепни! Щетина у них летом редкая, вот они грязью и мажутся. Как мы кремом «Тайга» от комаров.

                                                                                                                     Н. Сладков

 

Большое и маленькое.

В одном большом городе, на самой маленькой улице, посредине большого прекрасного сада стоял маленький дом. В доме, в большой светлой комнате жил маленький старичок. С ним жили большая собака, маленькая рыжая белочка, большой разноцветный попугай и маленькая белая мышка. Большая собака больше всего любила маленького старичка.

Рыжая белочка больше всего любила прыгать в воду с одного большого дерева на другое. Большой разноцветный попугай больше всего любил воровать маленькие разноцветные пуговицы. А маленькая белая мышка больше всего любила большую головку сыра, которая стояла в кладовке.

А что любил старичок? Маленький старичок больше всего любил по вечерам читать вслух большую книжку с картинками.

Когда приходил вечер, собака, белочка, попугай и белая мышка собирались вокруг своего хозяина послушать сказки, и тогда сразу становилось понятно, что в этом маленьком домике живёт большая дружба.

                                                                                                                 В. Пивоваров

 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "В гостях у Букварика"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «В гостях у Букварика». Данный материал будет полезен воспитателям...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»...

Игра "Интернет - букварик"

Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме "Информационная безопасность"....

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Букварика».

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.Задачи:Формировать умения обобщать, классифицировать;Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и син...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»

Речевая  направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....