Публикации Храмовой Л.В.
статья

Храмова Лариса Васильевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiu_statya.docx19.64 КБ
Файл konkurs_legograd.docx18.75 КБ
Файл konkurs_prof.masterstva.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Волонтёрское движение

как средство разновозрастного общения

между детьми дошкольного возраста

Статья в сборнике материалов

II Всероссийской научно-практической конференции

«Современные вызовы психологии и педагогики»

КИУ, издательство «Познание», г.Казань, 2023 г.

Дошкольный возраст – это период активной социализации ребенка, когда осуществляется активное освоение им основ человеческой морали, нравственных норм, ценностей и качеств, правил общения и поведения в ближайшем окружении. Поэтому для воспитателей детского сада, по-прежнему, остаются актуальными задачами по формированию у детей         социально-личностных качеств:

-  учить детей навыкам общения и понимания окружающих людей – детей и взрослых;

- отстаивать свое мнение и считаться при этом с мнением окружающих, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к другим.

Решая эти задачи, педагоги детского сада одновременно формируют у детей нравственные нормы, что сделать сегодня гораздо трудней, в связи с тем, что в современном обществе материальное благополучие превалирует над духовно-нравственными ценностями. В связи с этим у детей искажены представления   о таких человеческих качествах, как доброта, справедливость, великодушие, милосердие, отзывчивость, жалость.  Неслучайно, одной из ключевых задач нашего государства является воспитание личности и ее духовно-нравственное развитие, которую призваны решить образовательные организации, в том числе дошкольные образовательные организации, в содружестве с семьями воспитанников.

Поэтому, современная дошкольная практика, реализуя разнообразные интерактивные технологии, направлена прежде всего на формирование у ребенка-дошкольника активной личностной позиции.

Одной из таких технологий является волонтерское движение.

Волонтерство – это активная форма общения ребенка с окружающей средой, при которой он, проявляя свои чувства и интересы, становится инициатором и самостоятельно выбирает способов своего поведения.

Кто же такой волонтёр?..

Волонтер – это доброволец. Термин новый, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. Например, шефское движение среди школьников в системе советского образования.

Волонтерство – это деятельность, в которой ребенок самостоятельно проявляет инициативу в оказании бесплатной (безвозмездной, бескорыстной) помощи. Включаясь в эту деятельность, ребенок получает в качестве «платы» внутреннее удовлетворение, а не материальное поощрение.

Волонтерство формирует у детей умение ориентироваться в общественной жизни, выделять в нем разных детей и взрослых и, помогая, выстраивать с ними гармоничное и эффективное взаимодействие. Так у ребенка формируется активная жизненная позиция.

Каким же образом педагоги детского сада могут реализовать технологию волонтерства?

Рассмотрим волонтёрское движение как средство разновозрастного общения между детьми.

Волонтерское движение в детском саду успешно может использоваться в работе со старшими дошкольниками и опираться на организацию разновозрастного общения, практической деятельностной помощи старших воспитанников по отношению к младшим.

Разновозрастное общение способствует взаимному обогащению детей разных возрастов: младшие активно продвигаются в своем развитии, стремясь быть похожими на старших, а старшие дошкольники становятся образцом для подражания, что, в свою очередь, накладывает на них определенную ответственность. Таким образом, для старших дошкольников «воспитание» малышей становится первым серьезным делом, которым они руководят.

Реализуя технологию волонтерства, перед педагогами встают ряд задач:

- развивать самостоятельность и ответственность, навыки общения между детьми разного возраста;

- создавать жизненные ситуации по передаче игрового, познавательного, социального опыта от старших воспитанников к младшим;

- поддерживать детей в момент проявления ими инициативы по выбору совместных видов деятельности, занятий.

С чего начать внедрение технологии в детский коллектив? Для реализации данной технологии необходимо изначально выбрать ответственного педагога в детском саду. Именно волонтер-организатор на начальном этапе в детском саду организует «Школу волонтёров» (или «Совет старших дошкольников»), в которой будет проводится подготовка детей к будущей волонтерской деятельности.

На первых встречах в этой школе необходимо:

-объяснить детям главную идею этого движения,

-создать волонтёрские бригады,

-провести обучающие тренинги по взаимодействию с младшими дошкольниками детского сада,

-для большей привлекательности вместе с детьми обсудить и создать брендовую одежду, атрибутику.

На тренингах будущих волонтеров знакомят с содержанием их деятельности по разнообразным темам: «Как научить малышей рисовать», «Учим малышей играть», «Как играть дружно», «Чтобы малыши не плакали», «Учим одеваться». Посещая такие тренинги, старшие дошкольники по-настоящему начинают себя чувствовать более взрослыми среди других детей в детском саду.

Так как волонтёрская деятельность может осуществляться старшими дошкольниками в разные режимные моменты образовательного процесса детского сада, педагогам необходимо учитывать специфику построения образовательного процесса в каждой возрастной группе, не подменять образовательную деятельность старших дошкольников волонтёрской работой.

 Важно продумать организацию волонтерской деятельности с учетом режим дня. Возможен вариант закрепления старших возрастных групп за конкретными группами детей младшего возраста по типу шефского кураторства. На основе этого, на начальном этапе для организации работы нужно продумать план или циклограмму посещения старшими детьми младших в течении дня, недели, месяца: определить дни и время для взаимодействия. Можно вместе с детьми-волонтёрами оформить экран посещений, на котором с помощью значков-символов будут наглядно отражены как направления, содержание волонтерской деятельности, так и время посещений, взаимодействия детей в режиме дня детского сада.

Что же может стать содержанием волонтёрской деятельности детей старшего дошкольного возраста?

Конечно, это прежде всего, организация различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные игры. Так же старшие дошкольники могут помочь воспитателям в формировании у малышей навыков самообслуживания: научить мыть руки, застегивать сандалии, надвивать колготки, застегивать пуговки на рубашках, расчесываться, правильно держать ложку и чашку и т.д.

С большим желанием старшие дошкольники включаются в процесс непосредственного обучения малышей: учат детей правильно держать карандаш, рисовать кисточкой, наклеивать формы, строить башни или кукольную мебель, разучивают стихи и песенки и т.д.

Любая совместная деятельность старших и младших дошкольников побуждает их контактировать, что несомненно развивает навыки коммуникации, обогащает опыт общения, делает его более естественным, непринуждённым, адаптированным к конкретной жизненной ситуации. Например, очень эффективно осуществляется общение между детьми во время проведения в детском саду «Клубного часа». Старшие дошкольники берут за руки малышей и передвигаются с ними по помещениям детского сада, одновременно выполняя не только роль экскурсовода, но и ответственного сопровождающего.

Таким образом, у детей-волонтеров развиваются чувства взрослости, ответственности, вызывающие интерес, желание, стремление включаться в новые, более сложные жизненные ситуации, побуждающие к познанию, общению, деятельности.

В целях эмоциональной поддержки детей-волонтеров, стимулирования желания и далее участвовать в этом движении, важно освещать их деятельность, например, на сайте детского сада, в стенгазетах, видеорепортажах, привлекая к этому самих детей и их родителей.

Таким образом, волонтерство может стать средством разновозрастного общения и условием для успешной социализации дошкольников. Данная педагогическая технология позволяет:

• развивать навыки коммуникации между младшими и старшим дошкольниками;

• самостоятельность и ответственность;

• создавать ситуации для развития различных видов игровой деятельности, передачи игрового опыта в естественной среде от старшего поколения младшему;

• создавать условия для проявления детьми-волонтерами инициативы и заботы о малышах, для проявления малышами благодарности за помощь и знаки внимания;

- взаимно обогатить: младшие дошкольники более успешнее продвигаются в своем развитии, а старшие ощущают себя образцом для подражания.



Предварительный просмотр:

Использование конкурсного движения для поддержки интереса дошкольников

 к техническому творчеству

 

Статья в сборнике Международной конференции

«Воспитание и обучение детей младшего возраста»,

МО и Н РТ, сертификат, 2020 г

        В настоящее время активно обсуждается проблема дефицита инженерных кадров и этим обосновывают необходимость в получении подрастающим поколением технологического образования. Подготовка детей к изучению технических наук - это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

        В нашем детском саду  - МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 91» г. Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, имеется оснащенный легокабинет, что позволяет организовать в рамках образовательного процесса конструктивно-модельную деятельность  воспитанников детского сада. Эти условия мы решили так же использовать и для развития конкурсного движения в направлении легоконструирования. С 2017 года ежегодно в феврале в целях опережающей профориентации детей дошкольного возраста мы проводим  зональный конкурс для воспитанников дошкольных образовательных организаций по конструктивно-модельной деятельности «Легоград». Соисполнителем конкурса являются преподаватели Елабужского института ФАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».  

        За 4 года в конкурсе приняли участие 90 команд из разных городов региона: г. Нижнекамск, г.Набережные Челны, г. Елабуга, г.Заинск, г.Альметьевск.

        Цель конкурса: приобщение детей дошкольного возраста к техническому творчеству; формирование сообщества педагогов и детей, занимающихся инновационной деятельностью, расширения сетевого взаимодействия образовательных организаций.  

        Задачи конкурса:

- развитие навыков по модельно-конструктивной деятельности, основ программирования у детей дошкольного возраста;

-формирование сообщества педагогов, занимающихся инновационной деятельностью в развитии у дошкольников инженерных способностей.

        Особенностью конкурса является то, что в нем участвуют команды, в составе которых 2 ребенка дошкольного возраста, воспитатель и два родителя.  Команда готовит проект по теме,  заявленной в положении  конкурса, разрабатывает к нему инженерную книгу. В рамках самого конкурса команда выполняет несколько заданий:

  1. презентует проект и  демонстрирует разработанную инженерную книгу;
  2. проходит конкурсные испытания под названием «Лего-мастера» в форме командного выполнения заданий.

        Ежегодно конкурсная комиссия предлагает командам разнообразные конкурсные испытания, которые позволяют детям проявлять свои инженерные навыки, способности. Дети выполняют различные задания, направленные на развитие модельно-конструктивных навыков, внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения, умения работать в команде. Например, в 2020 году командное соревнование включало следующие задания.

Задание «Матрица». Состав команды: 2 воспитанника, родители. Матрица – таблица, содержащая закодированную информацию. В матрице содержится информация о количестве, цвете, и форме деталей необходимых для постройки и их местоположении на игровом поле. Во время раскодирования матрицы ребенку необходимо соотнести информацию, расположенную в столбцах и строчках.

Задание «Внимание-кубики». Состав команды: 2 воспитанника. Задача команды: выложить на игровом поле последовательно лего-кубики в том порядке, соблюдая цвет, в котором ведущий будет показывать на слайде.

 Задание «Сборка и программирование конструкции». Состав команды: 2 воспитанника, педагог. За 15 минут команда должна собрать конструкцию по схеме, запрограммировать и запустить робота. 

Участники конкурса «Легоград» оставляют положительные отзывы о данном мероприятии.  

        Свой опыт работы педагоги детского сада представляли на республиканских стажировочных площадках для слушателей республиканских курсов повышения квалификации Нижнекамского педагогического колледжа, Казанского инновационного университета (ИЭУиП),  Елабужского института КФУ.  Был представлен опыт работы в форме мастер-классов: «Лицензирование детской деятельности для занятий легоконструированием», «Первые ступеньки легоинженерии в детском саду», «Азы программирования в детском саду», «Лего-забавы» по подготовке детей к лего-конкурсам», «Лего-игрушки своими руками», «Содержание работы по обучению дошкольников программированию», «Создание условий для развития конструктивных навыков дошкольников», «Использование S.T.E.A.M. – технологий в детском саду на занятиях по легоконструированию», «Юные инженеры», «Развитие инженерных способностей детей в процессе легоконструирования».

        Опыт работы опубликован:

- «Возможности проектной деятельности при формировании у дошкольников представлений о людях  с ОВЗ» в материалах участников республиканского семинара педагогов дошкольного, начального и основного общего образования «Целесообразность и эффективность методов и приемов обучения в достижениях оптимальных результатов» / Газизова Ф.С., Рамазанова А.Р., Хасанова Г.З., Мухамадиева А.Г., Фатхуллина Г.Ф.-Нижнекамск: МАУ ДО «Центр технического творчества и профориентация»;

- «Реализация проектных технологий через лего-конструирование» в региональном сборнике  материалов по  итогам Фестиваля Инновационных идей среди педагогических работников Северо-Восточного региона Республики Татарстан - Мензелинск.

        В 2020  году свой опыт работы по организации конкурса «Легоград» мы представили на  VII  Федеральном научно-общественном конкурсе  «Восемь жемчужин дошкольного образования – 2020» в номинации Ребенок в высокотехнологичном обществе».

         Такая система работы позволила нам добиться положительных результатов в освоении воспитанниками детского сада программы по конструктивно-модельной деятельности, приобретении опыта участия в конкурсах.  



Предварительный просмотр:

Конкурсы профессионального мастерства

как современный метод

формирования личностных результатов студентов СПО

Статья в материалах республиканской педагогической ярмарки

«Методическая и методологическая компетентность педагога в формировании личностных результатов обучающихся профессиональных образовательных организаций» ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж», 2022 г.

Современная образовательная система в средних профессиональных организациях характеризуется личностно-ориентированной направленностью. Педагоги стремятся выстроить для каждого студента индивидуальную образовательную программу и траекторию для достижения ими личностных результатов в обучении, развивают их мотивационные ресурсы.

Одной их эффективных форм в реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе является включение студентов в конкурсное движение. Конкурсы профессионального мастерства - один из распространённых видов конкурсов среди студентов СПО. Главная цель - выявить лучшего по профессии, оценивая мастерство, профессионализм, артистичность, коммуникативность и другие качества. Воспитать уважение к человеку труда, поднять престиж будущей профессии.

Участие в конкурсах профессионального мастерства — это всегда организованная поисковая, исследовательская и творческая деятельность, которая предусматривает организацию процесса для достижения определенного результата.

Организуя работу со студентами по подготовке и участию в конкурсах, важно, чтобы педагог изначально учитывал интересы, возможности студента, а также создавал условия, которые бы способствовали раскрытию его внутреннего творческого и профессионального потенциала.

Содержательной стороной подготовки к конкурсам является целенаправленная учебно-познавательная, исследовательская, творческая, в том числе, игровая деятельность учащихся. Обязательным компонентом 21 века также является включение в конкурсный процесс использование студентами компьютерных информационных технологий.  Таким образом, палитра подготовки к конкурсам разнообразна и требует от учащихся многоплановых знаний, умений и навыков, что, в свою очередь, тесным образом связано с развитием у них личностных качеств.

Важным моментом при подготовке к конкурсам является то, что у студентов вырабатываются и формируются навыки сбора и обработки информации, происходит овладение культурно–историческими сведениями, что способствуют развитию научно-исследовательских навыков; более форсировано происходит овладение передовыми методиками и технологиями, что способствует поддержанию мотивационного интереса  к будущей профессии.

Ориентируясь на практический опыт, можно определить следующие этапы и рекомендации по подготовке к конкурсу.

1.Начинать следует всегда:

- с создания творческой группы, в которую входят как преподаватели, так и студенты;

-с выбора темы конкурса, его типа, количества участников, ориентируясь при этом на индивидуальные интересы и возможности студентов.

         Обсуждая и выбирая тему, необходимо тщательно изучить конкурсные требования, совместно продумать этапность подготовки к конкурсу, обсудить продукт, который должен быть получен в ходе выполнения конкурсного задания. Во время обсуждения сразу можно определить возможные трудности при подготовке к конкурсу.

2.Распределение задач подготовки по творческим группам, обсуждение общей канвы участия, различных творческих решений.

3.Самостоятельная работа конкурсантов. Во время подготовки студента преподавателям необходимо проводить консультации, корректируя деятельность конкурсанта. При этом важно, чтобы учащийся мог сохранять максимальную самостоятельность, авторский подход.

4.Промежуточные обсуждения результатов самостоятельной работы студентов, корректировка, организация репетиций.

5.Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые могут возникнуть непосредственно во время участия в конкурсе. Для этого можно провести «мозговую атаку» с последующим коллективным обсуждением.

В процессе подготовки к конкурсу всегда встает вопрос: как будут оценивать конкурсанта? И хотя обычно в положении конкурса всегда прописывается критерии оценки, можно выделить из них более универсальные, которые являются ведущими показателями в оценке развития профессионально-личностных качеств участников.

Параметры оценки профессионально-личностных качеств участников конкурса:

-значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их теме конкурса;

- активность участника в соответствии с его индивидуальными возможностями;

- характер и стиль общения;  

-необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

-доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

-эстетика оформления результатов конкурсного задания;

-умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.

 Включаясь в процесс подготовки к конкурсу, будущему конкурсанту необходимо действовать совместно с другими людьми – педагогами, студентами, что способствует формированию коммуникативной культуры. Анализируя собственные возможности, студенты переосмысливают ценности, ставят цели, что стимулирует мотивацию профессионального саморазвития.

Таким образом, конкурсы профессионального мастерства для студентов СПО - это комплексная деятельность, являющейся средством интеллектуального творческого саморазвития субъекта образовательной деятельности, а в более узком смысле - средством личностного развития его способностей, проявления поисковой активности и формирования интереса к будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие с детьми подготовительной (логопедической) к школе группы "Храмовая архитектура" (познавательная и творческая деятельность)

Это занятие приуроченно к проведению Рождественнских встреч: "От просвящения к нравственности". ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015-2020г.г Храмовой Лидии Николаевны, воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №13»

Задачи:1. Создание условий для реализации ФГОС.2. Внедрение (изучение, применение использование, апробирование) современных технологий речевого развития дошкольников (метода проектов, игровых технолог...

Презентация "Храмовая архитектура"

Знакомство детей с храмовой архитектурой. Изучение храмов Ступинского района, через историю создания....

Презентация Визитная карточка воспитателя Храмовой Елены Витальевны

Презентация раскрывает методическую и практическую основы педагогического опыта на тему организации дополнительного образования по развитию художественно-твореских способностей детей дошкольного возра...

Творческо-исследовательский проект «Чудеса в песочнице» Подготовила: Храмова Татьяна Евгеньевна

Игра с песком,   как способ развития ребенка,  известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как со...

Храмовое зодчество

Слайды по проведению занятия по архитектуре Древней Руси. Текстовое сопровождение к слайдам....