Круглый стол, мастер-класс, семинар-практикум
методическая разработка (младшая группа)
Вызвать на диалог и сотрудничество родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции в ДОУ, по проблеме воспитания толерантного отношения у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Родничок» комбинированной направленности
Круглый стол для родителей
«Мы с тобой равны!»
(о воспитании толерантности у детей дошкольного возраста)
Подготовил педагог-психолог:
Кравченко Л.Н.
2021-2022гг
Цели:
- Знакомство с родителями, установление позитивных отношений, создание положительной эмоциональной атмосферы;
- гармонизация отношений между детьми и их родителями;
- вызвать на диалог и сотрудничество родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции в ДОУ, по проблеме воспитания толерантного отношения у детей дошкольного возраста.
- Вступление
Здравствуйте, уважаемые родители. Мы очень рады, что Вы пришли к нам, на наш Родительский Клуб «Мы вместе».
Семья – это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме.
Тема сегодняшней нашей встречи звучит так: «Мы с тобой - равны!». Говоря о равенстве, мы сегодня хотим затронуть одну из самых важных и актуальных проблем воспитания – это воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в условиях образовательной интеграции (от латинского языка переводится как объединение, соединение) с детьми ОВЗ.
- Введение в тему. Стихотворение «Вместе живут на огромной планете».
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Крепко дружить, не бояться «другого».
Друг мой в коляске, а что здесь такого?
Едет он с нами наперегонки,
Вместе рыбачим мы с ним у реки.
Нет между нами преград и обид,
Он самый лучший, наш друг-инвалид!
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
Я, думаю, что, прочитав такое стихотворение, Вам будет легче объяснить ребёнку, что такое милосердие, сочувствие, равнодушие, дружба.
- Знакомство. (оформление визиток)
Напишите своё имя, 1 буква имени – качество, которое помогает Вам в жизни, последняя буква имени – качество, которое Вам мешает. И рядышком напишите имя Вашего ребёнка ласкательным именем.
- Дискуссия «Что такое толерантность?»
Под толерантностью, в настоящее время мы понимаем, проявление терпимости по отношению друг к другу. Готовность лояльно относиться и принимать чужие: образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение, состояние здоровья, которые не совпадают с вашими собственными.
Другими словами, признание за другими людьми права на собственное мировоззрение и непохожесть. На примере нашего детского сада, мы с вами видим, что дети, которые равны в своих правах и достоинствах, тем не менее, различны в чём-то другом, например:
- дети здоровые и с проблемами в развитии (это дети с ограниченными возможностями здоровья (расстройства аутистического спектра (РАС), тяжёлые нарушения речи (ТНР), детский церебральный паралич (ДЦП), задержка психического развития (ЗПР), синдром Дауна и др.)
- дети разных религий и культур;
- дети из разных социальных слоёв;
- дети, говорящие на русском или другом языке;
- дети разных национальностей.
И сегодня мы с Вами остановимся на одном из пунктов- это дети с проблемами в развитии.
- Просмотр мультфильма «Про Диму».
- Обсуждение после просмотра мультфильма.
- Ваши ощущения посмотрев мультфильм?
Рождение ребенка с ограничениями не только меняет жизнь родителей, но и изменяет их представление о своей роли и месте жизни. Рождение ребенка с ограничениями является для родителей тем толчком, который вызывает процессы «переживания горя». Внутренняя духовная работа матери и отца над собой и возникшими в семье проблемами в итоге станет решающей для будущего семьи.
Когда родители сталкиваются с этим, они преодолевают этапы переживания горя:
- Отрицание – вы все ошибаетесь, это не так!
- Сделка – я сделаю все, что угодно, чтобы все изменить, исправить, переделать…
- Гнев – все вокруг против меня, всех ненавижу.
- Депрессия – я ничего не могу, я уже ничего не хочу, мне все равно…
- Принятие ребенка.
7.Упражнение «Мой ребёнок»
Психолог: знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребенка? Я предлагаю вам сочинение из педагогической литературы.
Сочинение «Мой ребенок»
«Я очень хотела иметь ребенка. Но мне долго это не удавалось. Я уже решила, что я неполноценная женщина…, когда я наконец поняла, что беременна, моему счастью не было предела. Я очень трудно вынашивала и рожала моего сына. Пока он не появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все будут с восхищением смотреть на нас. Я представляла все главные вехи его жизни: вот он идет в детский сад, вот поступает в школу... но судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым, и его дошкольное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки? Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой и агрессивный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи, очень ленивый, ничем не интересуется, ни с кем не дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется, что я сойду с ума».
- Рефлексия -Обсуждение.
- Какую реакцию вызвало у вас это сочинение? Опишите моменты вашего личного опыта, которые могли бы объяснить вашу реакцию.
- Побудьте в роли этой женщины, которая одна воспитывала сына и связывала с ним все свои надежды.
- Станьте ее ребенком, которого мама ни разу не назвала по имени, от которого она сходит с ума и знает все его недостатки.
- Что вы почувствовали в той и другой роли?
- Как бы вы чувствовали себя на месте этой женщины?
- Есть ли разница в ваших чувствах и переживаниях?
- Что вы об этом думаете?
Для размышления предлагается таблица с текстом (ответы женщины)
Достоинства моего ребенка | Недостатки моего ребенка | Каким бы я хотела видеть моего ребенка |
Красивый | Неразвитый | Развитым |
| Несообразительный | Сообразительным |
| Ленивый | Трудолюбивым |
| Злой | Добрым |
| Драчливый | Послушным |
| Плохо себя ведет | Хорошим учеником |
| Плохо учится | Правдивым |
| Лживый | Общительным |
| Конфликтный | Честным |
| Нечестный |
|
Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу на бланках, опишите достоинства и недостатки своих детей (Приложение 1).
- Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?
В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков.
Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама признала, что не воспитала в ребенке ничего хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь ему избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на своего ребенка такими глазами.
- Медитация –визуализация «Сказка о милостивой судьбе».
Психолог: Займите удобное положение. Закройте глаза и расслабьтесь.
Текст.
Цвели рядышком два деревца, молодых и красивых. Вечерами они шептались о судьбе.
- Я вырасту высоким и раскидистым, - говорило одно. – У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные….
- Нет, - говорило другое, - расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что -нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке….
И чтобы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки и дорогие бусы. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули.
Где- то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уж - спроси у ветра. Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них – то, что было когда- то первым деревцем, - расскажет, как вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе.
Открываем глаза.
- Они достигли своих целей, а вы достигнете своих?
- Ваши ощущения, чувства после этого упражнения?
- Упражнение «Цветы жизни»
Задание: на семи лепестках написать свои приобретения, с рождением ребёнка.
Примерные варианты:
1.Без него, не было бы меня.
2.Он мой ребенок и всегда будет моим.
3. Он научил меня особой любви, любви самоотверженной, сквозь слезы и непреодолимые преграды.
4.Он научил радоваться его маленьким успехам и моим глубоким перевоплощениям, он сделал меня другой.
5. Любящий, дарующий своё тепло.
6. Он принёс в мою душу не страдания, а выносливость.
7. Он принёс только ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ.
11. Подведение итогов встречи.
Подводя итоги нашей встречи, нужно отметить, что дети во многом ориентируются на своих родителей.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому.
(Себастьян Брант)
Из всего сказанного, можно вывести некую формулу в воспитании своих детей:
- Нельзя отрицать ребенка (отрицая проблему – отрицаем ребенка).
- Нельзя переделать ребенка.
- Надо прокладывать ему путь, помогать идти ему по этому пути, постепенно отпуская от себя (иногда, даже всю жизнь).
Признаки принятия ребенка:
1. Вы способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка.
2.Вы способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности.
3.Вы способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткосрочные и долгосрочные планы.
У вас есть личные интересы, не связанные с ребенком.
5.Вы способны что- то запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувство вины.
6.Вы не проявляете по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости.
Наша встреча подошла к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении важных для всех нас вопросов.
Приложение1
Памятка для родителей
Дорогие родители!
Пусть эти правила, выверенные жизнью, помогут Вам в воспитании ребенка, в налаживании добрых взаимоотношений с ним, в укреплении Вашего авторитета, взаимного уважения и любви. Это возможно, если в Вашей семье:
• Доверие - основное правило.
• Всегда ребенку Вы говорите правду.
• Стараетесь быть примером для ребенка.
• Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
• Советуйтесь с ребенком.
• Не обманывайте ребенка.
• Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
• Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
• Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на потом.
• Выход из безвыходного положения - шутка.
• Телевизор хорошо, а природа лучше.
• Познание, чтение - радость для всей семьи. Постоянно читайте вслух.
• Осуждая ребенка за поступок, вспоминайте себя в его возрасте.
• Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом.
• Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.
- С самого раннего детства учите вашего ребенка понимать слова: «можно», «нельзя», «надо».
- Помните! Ребенок должен очень рано понимать, что есть вещи, которые категорически нельзя делать, ибо за этим последует обязательное наказание.
- Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.
Приложение 2
Таблица качеств моего ребенка
Достоинства моего ребенка | Недостатки моего ребенка | Каким бы я хотела видеть моего ребенка |
Таблица качеств моего ребенка
Достоинства моего ребенка | Недостатки моего ребенка | Каким бы я хотела видеть моего ребенка |
Приложение3
Анкета для родителей «Будем знакомы»
Уважаемые родители! Ваши откровенные полные ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации интересных встреч, собраний, увлекательной работы с детьми.
Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету»
- Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________
- Замечаете ли Вы трудности Вашего ребенка?_____________________________________________________________ Какие? _____________________________________________________________________
- Считаете ли Вы необходимой совместную работу ДОУ и семьи_____________________________________________________________
- Готовы ли Вы к тесному сотрудничеству со специалистами детского сада (учителем-логопедом, дефектологом, педагогом-психологом) в исправлении речи и правильному формированию психических процессов (памяти, вниманию, мышлению, восприятию) Вашего ребенка________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие консультации, круглые столы, семинары Вы хотели бы услышать или по участвовать? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Испытываете ли Вы трудности в общении с педагогами вашей группы?_______________________________________________________________
- В чём Вы испытываете трудности при воспитании своего ребёнка?______________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какая Вам необходима помощь в решении этой проблемы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол с элементами семинара-практикума на тему "Роль детского сада в сохранении психологического здоровья детей"
Круглый стол с элементами семинара-практикума...
Викторины,круглые столы,мастер классы и тренинги для педагогов ДОУ
Определить ключевые позиции на пути личностного роста. Способствовать освоению активной позиции самопознания и самодиагностики. Развивать осознанное стремление к успеху и преодолению профессиона...
Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для педагогов
АРТ-МЕТОДИКА "Фольклор нас учит говорить", Использование малых фольклорных жанров в режимном моменте (одевание на прогулку)https://disk.yandex.ru/i/tceQ06r9GDWqPA...
Круглый стол, мастер-классы, семинары-практикумы для родителей
Делимся опытом воспитания детей...
Круглый стол, мастер-классы, семинары-практикумы для родителей
Делимся опытом с родителями....
Мастер-класс на семинаре-практикуме "Духовно-нравственное воспитание детей посредством интеграции различных видов деятельности"
семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание детей посредством интеграции различных видов деятельности"...
Образовательная технология «Лаборатория педагогическо-го мастерства. Мастер-классы, проекты, семинар-практикум». В.Е. Лапман, М.Г. Попова, С.В. Попова
Цель использования образовательной технологииРазвитие творческих способностей педагогов в разработке и проведении мастер-классов, семинаров-практикумов; создание условий для внедрения в воспитательно-...