Круглый стол, мастер-класс, семинар-практикум
методическая разработка (младшая группа)

Кравченко Лилия Николаевна

Вызвать на диалог и сотрудничество родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции в ДОУ, по проблеме воспитания толерантного отношения у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Родничок» комбинированной направленности

Круглый стол для родителей

«Мы с тобой равны!» 

(о воспитании толерантности у детей дошкольного возраста)

Подготовил педагог-психолог:

 Кравченко Л.Н.

2021-2022гг

Цели:

  • Знакомство с родителями, установление позитивных отношений, создание положительной эмоциональной атмосферы;
  • гармонизация отношений между детьми и их родителями;
  • вызвать на диалог и сотрудничество родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции в ДОУ, по проблеме воспитания толерантного отношения у детей дошкольного возраста.

  1. Вступление

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы очень рады, что Вы пришли к нам, на наш Родительский Клуб «Мы вместе».

 Семья – это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме. 

Тема сегодняшней нашей встречи звучит так: «Мы с тобой - равны. Говоря о равенстве, мы сегодня хотим затронуть одну из самых важных и актуальных проблем воспитания – это воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в условиях образовательной интеграции (от латинского языка переводится как объединение, соединение) с детьми ОВЗ.

  1. Введение в тему. Стихотворение «Вместе живут на огромной планете».

Вместе живут на огромной планете

Разные взрослые, разные дети.

Внешностью разные и цветом кожи,

Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,

Новые звёзды на небе открыть,

Крепко дружить, не бояться «другого».

Друг мой в коляске, а что здесь такого?

Едет он с нами наперегонки,

Вместе рыбачим мы с ним у реки.

Нет между нами преград и обид,

Он самый лучший, наш друг-инвалид!

Годы пройдут, и мы станем взрослее,

Ростом повыше, по жизни мудрее,

И поменяется мир весь вокруг,

Но рядом останется преданный друг!

Я, думаю, что, прочитав такое стихотворение, Вам будет легче объяснить ребёнку, что такое милосердие, сочувствие, равнодушие, дружба.  

  1. Знакомство(оформление визиток)

Напишите своё имя, 1 буква имени – качество, которое помогает Вам в жизни, последняя буква имени – качество, которое Вам мешает. И рядышком напишите имя Вашего ребёнка ласкательным именем.

  1. Дискуссия «Что такое толерантность?» 

Под толерантностью, в настоящее время мы понимаем, проявление терпимости по отношению друг к другу. Готовность лояльно относиться и принимать чужие: образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение, состояние здоровья, которые не совпадают с вашими собственными.

Другими словами, признание за другими людьми права на собственное мировоззрение и непохожесть.  На примере нашего детского сада, мы с вами видим, что дети, которые равны в своих правах и достоинствах, тем не менее, различны в чём-то другом, например:

  • дети здоровые и с проблемами в развитии (это дети с ограниченными возможностями здоровья (расстройства аутистического спектра (РАС), тяжёлые нарушения речи (ТНР), детский церебральный паралич (ДЦП), задержка психического развития (ЗПР), синдром Дауна и др.)
  • дети разных религий и культур;
  • дети из разных социальных слоёв;
  • дети, говорящие на русском или другом языке;
  • дети разных национальностей.

И сегодня мы с Вами остановимся на одном из пунктов- это дети с проблемами в развитии.

  1. Просмотр мультфильма «Про Диму».
  2. Обсуждение после просмотра мультфильма.
  • Ваши ощущения посмотрев мультфильм?

Рождение ребенка с ограничениями не только меняет жизнь родителей, но и изменяет их представление о своей роли и месте жизни. Рождение ребенка с ограничениями является для родителей тем толчком, который вызывает процессы «переживания горя». Внутренняя духовная работа матери и отца над собой и возникшими в семье проблемами в итоге станет решающей для будущего семьи.

Когда родители сталкиваются с этим, они преодолевают этапы переживания горя:

  1. Отрицание – вы все ошибаетесь, это не так!
  2.  Сделка – я сделаю все, что угодно, чтобы все изменить, исправить, переделать…
  3.  Гнев – все вокруг против меня, всех ненавижу.
  4. Депрессия – я ничего не могу, я уже ничего не хочу, мне все равно…
  5. Принятие ребенка.

7.Упражнение «Мой ребёнок»

Психолог: знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребенка? Я предлагаю вам сочинение из педагогической литературы.

Сочинение «Мой ребенок»

«Я очень хотела иметь ребенка. Но мне долго это не удавалось. Я уже решила, что я неполноценная женщина…, когда я наконец поняла, что беременна, моему счастью не было предела. Я очень трудно вынашивала и рожала моего сына. Пока он не появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все будут с восхищением смотреть на нас. Я представляла все главные вехи его жизни: вот он идет в детский сад, вот поступает в школу... но судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым, и его дошкольное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки? Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой и агрессивный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи, очень ленивый, ничем не интересуется, ни с кем не дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется, что я сойду с ума».

  1. Рефлексия -Обсуждение.  
  • Какую реакцию вызвало у вас это сочинение? Опишите моменты вашего личного опыта, которые могли бы объяснить вашу реакцию.
  • Побудьте в роли этой женщины, которая одна воспитывала сына и связывала с ним все свои надежды.
  • Станьте ее ребенком, которого мама ни разу не назвала по имени, от которого она сходит с ума и знает все его недостатки.
  • Что вы почувствовали в той и другой роли?
  • Как бы вы чувствовали себя на месте этой женщины?
  • Есть ли разница в ваших чувствах и переживаниях?
  • Что вы об этом думаете?

Для размышления предлагается таблица с текстом (ответы женщины)

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы я хотела видеть моего ребенка

Красивый

Неразвитый

Развитым

 

Несообразительный

Сообразительным

 

Ленивый

Трудолюбивым

 

Злой

Добрым

 

Драчливый

Послушным

 

Плохо себя ведет

Хорошим учеником

 

Плохо учится

Правдивым

 

Лживый

Общительным

 

Конфликтный

Честным

 

Нечестный

 

Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу на бланках, опишите достоинства и недостатки своих детей (Приложение 1).

  • Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков.

Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама признала, что не воспитала в ребенке ничего хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь ему избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на своего ребенка такими глазами.

  1. Медитация –визуализация «Сказка о милостивой судьбе».

Психолог: Займите удобное положение. Закройте глаза и расслабьтесь.

Текст.

Цвели рядышком два деревца, молодых и красивых. Вечерами они шептались о судьбе.

- Я вырасту высоким и раскидистым, - говорило одно. – У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные….

- Нет, - говорило другое, - расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что -нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке….

И чтобы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки и дорогие бусы. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули.

Где- то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уж -  спроси у ветра. Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них – то, что было когда- то первым деревцем, - расскажет, как вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе.

Открываем глаза.

  • Они достигли своих целей, а вы достигнете своих?
  • Ваши ощущения, чувства после этого упражнения?
  1. Упражнение «Цветы жизни»

Задание: на семи лепестках написать свои приобретения, с рождением ребёнка.

Примерные варианты:

1.Без него, не было бы меня.

2.Он мой ребенок и всегда будет моим.

3. Он научил меня особой любви, любви самоотверженной, сквозь слезы и непреодолимые преграды.

4.Он научил радоваться его маленьким успехам и моим глубоким перевоплощениям, он сделал меня другой.

5. Любящий, дарующий своё тепло.

6. Он принёс в мою душу не страдания, а выносливость.

7. Он принёс только ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ.

11. Подведение итогов встречи.

 Подводя итоги нашей встречи, нужно отметить, что дети во многом ориентируются на своих родителей.

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому.
                           (Себастьян Брант)

Из всего сказанного, можно вывести некую формулу в воспитании своих детей:

  1. Нельзя отрицать ребенка (отрицая проблему – отрицаем ребенка).
  2. Нельзя переделать ребенка.
  3. Надо прокладывать ему путь, помогать идти ему по этому пути, постепенно отпуская от себя (иногда, даже всю жизнь).

Признаки принятия ребенка:

1. Вы способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка.

2.Вы способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности.

3.Вы способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткосрочные и долгосрочные планы.

У вас есть личные интересы, не связанные с ребенком.

5.Вы способны что- то запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувство вины.

6.Вы не проявляете по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости.

Наша встреча подошла к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении важных для всех нас вопросов.

 

Приложение1

Памятка для родителей

Дорогие родители!
Пусть эти правила, выверенные жизнью, помогут Вам в воспитании ребенка, в налаживании добрых взаимоотношений с ним, в укреплении Вашего авторитета, взаимного уважения и любви. Это возможно, если в Вашей семье:

• Доверие - основное правило.
• Всегда ребенку Вы говорите правду.
• Стараетесь быть примером для ребенка.
• Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
• Советуйтесь с ребенком.
• Не обманывайте ребенка.
• Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
• Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
• Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на потом.
• Выход из безвыходного положения - шутка.
• Телевизор хорошо, а природа лучше.
• Познание, чтение - радость для всей семьи. Постоянно читайте вслух.
• Осуждая ребенка за поступок, вспоминайте себя в его возрасте.
• Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом.
• Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.

  • С самого раннего детства учите вашего ребенка понимать слова: «можно», «нельзя», «надо».
  • Помните! Ребенок должен очень рано понимать, что есть вещи, которые категорически нельзя делать, ибо за этим последует обязательное наказание.
  • Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.

Приложение 2

Таблица качеств моего ребенка

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы я хотела видеть моего ребенка

Таблица качеств моего ребенка

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы я хотела видеть моего ребенка


Приложение3

Анкета для родителей «Будем знакомы»

Уважаемые родители! Ваши откровенные полные ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации интересных встреч, собраний, увлекательной работы с детьми.

Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету»

  1. Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________
  2. Замечаете ли Вы трудности Вашего ребенка?_____________________________________________________________ Какие?    _____________________________________________________________________
  3. Считаете ли Вы необходимой совместную работу ДОУ и семьи_____________________________________________________________
  4. Готовы ли Вы к тесному сотрудничеству со специалистами детского сада (учителем-логопедом, дефектологом, педагогом-психологом) в исправлении речи и правильному формированию психических процессов (памяти, вниманию, мышлению, восприятию) Вашего ребенка________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5.  Какие консультации, круглые столы, семинары Вы хотели бы услышать или по участвовать? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Испытываете ли Вы трудности в общении с педагогами вашей группы?_______________________________________________________________
  6. В чём Вы испытываете трудности при воспитании своего ребёнка?______________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Какая Вам необходима помощь в решении этой проблемы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________  


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторины,круглые столы,мастер классы и тренинги для педагогов ДОУ

Определить ключевые позиции на пути личностного роста. Способствовать освоению активной позиции самопознания и самодиагностики. Развивать осознанное стремление к успеху и преодолению профессиона...

Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для педагогов

АРТ-МЕТОДИКА  "Фольклор нас учит говорить", Использование малых фольклорных жанров в режимном моменте (одевание на прогулку)https://disk.yandex.ru/i/tceQ06r9GDWqPA...

Мастер-класс на семинаре-практикуме "Духовно-нравственное воспитание детей посредством интеграции различных видов деятельности"

семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание детей посредством интеграции различных видов деятельности"...

Образовательная технология «Лаборатория педагогическо-го мастерства. Мастер-классы, проекты, семинар-практикум». В.Е. Лапман, М.Г. Попова, С.В. Попова

Цель использования образовательной технологииРазвитие творческих способностей педагогов в разработке и проведении мастер-классов, семинаров-практикумов; создание условий для внедрения в воспитательно-...