"Дидактические игры в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ"
консультация
Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами для обучения и воспитания детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Кроме решения конкретных обучающих задач, они имеют воспитательное и развивающее влияние на развитие дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ
Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами для обучения и воспитания детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Кроме решения конкретных обучающих задач, они имеют воспитательное и развивающее влияние на развитие дошкольников.
Дидактические игры в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ являются средством познавательного, физического, нравственного, художественно-эстетического развития. В дидактической игре ребёнок с ОВЗ не только расширяет, уточняет и закрепляет свои знания и умения, но и эмоционально переживает различные явления и жизненные ситуации.
У дошкольников с ОВЗ наблюдается недостаточность в функционировании зрительного и слухового анализаторов. Они быстро утомляются, у них снижается работоспособность – это затрудняет формирование игровой деятельности. Поэтому дети с ОВЗ в большей мере нуждаются в целенаправленном коррекционно-педагогическом воздействии, и дидактическая игра является одной из основных форм такого воздействия. В ходе дидактической игры ребенок с ОВЗ лучше запоминает информацию, потому что она становится для него интересной.
Дидактические игры, используемые в работе с дошкольниками с ОВЗ, можно разделить на игры с игрушками и предметами, настольно-печатные и словесные.
Игры с предметами.
Играя под руководством педагога в различные игрушки и предметы, дети с ОВЗ сравнивают их характеристики и свойства, устанавливают различие и сходство предметов. В этих играх дети с ОВЗ знакомятся с признаками предметов, основными сенсорными эталонами: величиной, цветом, формой, материалом, из которого изготовлен предмет, его назначением. В играх с предметами решаются задачи на классификацию, сравнение, установление последовательности, определение предмета по одному свойству, объединение предметов по цвету, величине, форме, назначению и др. – все это развивает отвлеченное, логическое мышление.
В играх с предметами дети с ОВЗ выполняют задания, которые требуют преднамеренного запоминания количества, расположения предметов либо нахождения необходимого предмета. В других играх дети учатся складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
Сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки также относят к играм с предметами. Игры-инсценировки дают возможность уточнить представления детей с ОВЗ о бытовых ситуациях, о содержании детских художественных литературных произведений, о нормах поведения.
Настольно-печатные игры.
Игровыми дидактическими задачами настольно-печатных игр является закрепление у дошкольников с ОВЗ умений количественного и порядкового счета, развитие умений располагать картинки на столе, ориентируясь в микропространстве, развитие умений связно рассказать об изменениях, произошедших с картинками и пр.
Словесные игры.
Дети с ОВЗ с помощью педагога либо самостоятельно решают мыслительные задачи; описывают предметы, называя характерные их свойства и признаки; загадывают и отгадывают предметы и явления по описанию; группируют словесно предметы по различным свойствам и характеристикам.
Особенно эти дидактические игры важны в коррекционно-образовательной работе со старшими дошкольниками с ОВЗ, т.к. развивают словесно-логическое мышление, речевую и мыслительную готовность детей с ОВЗ к школе: формируют умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли.
Таким образом, для дошкольников с ОВЗ дидактическая игра создаёт положительный эмоциональный подъём, «ситуацию успеха», но вместе с тем требует от детей определённого напряжения мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Дидактические игры по цветоведению в работе с дошкольниками"
В презентации описаны дидактические игры по цветоведению и краткая аннотация к их проведению....
Роль дидактической игры в коррекционно - педагогическом процессе.
Роль дидактической игры в коррекционно - педагогическом процессе....
Опыт работы "Развивающие и дидактические игры как средство познавательно-речевого развития дошкольников"
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы р...

Деловая игра "Использование дидактических игр по ФЭМП в работе с дошкольниками"
внетрадиционной форме показать свои знания по формированию элементарных математических представлений, формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, работать...

Дидактические игры как средство экологического воспитания младших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ
Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическо...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДИЗАРТРИЕЙ»
Цель мероприятия: расширить представления родителей воспитанников в вопросах организации коррекционно-педагогической работы с детьми дизартрией.Задачи мероприятия:Установить партнерские и доверительны...