Конспект собрания с элементами тренинга для родителей будущих первоклассников
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_rod_bud_pervoklass.odt | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.
Задачи:
1. Повышение компетентности родителей;
2. Представление родителям информации о возрастных особенностях ребенка предшкольного возраста;
3. Знакомство, сплочение группы, настрой на совместную работу;
4. Развитие навыков рефлексии у родителей.
Оборудование:
Презентация «Психологическая готовность к школе», мяч, кукла, листы фломастеры, для заметок по количеству родителей.
Ход:
Здравствуйте ув. Родители. Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас в недалеком будущем. О школе, о подготовке к школе в вашей жизни наступает ответственный момент – скоро ваши дети станут школьниками. Это важное событие в их жизни. У них появятся новые обязанности, новые друзья, новые общения с взрослыми. Сейчас им как никогда понадобиться ваша помощь.
Перед тем как посмотреть нашу презентацию «Психологическая готовность к школе» мы хотим сказать Вам несколько слов.
Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной. Вас волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению. Практика показывает, что многим родителям не хватает знаний об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.
Мы, предлагаем вам маленькую помощь:
Для начала мы проведем небольшую разминку.
1. Упражнение «Снежный ком».
(Мяч передается от участника к участнику)
Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и качество, которое помогает ему в общении с ребенком. Следующий называет свое имя и качество и т.д.
2. Упражнение «Серьезный момент»
О том, что начало обучения ребенка в школе — один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.
Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.
3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе»
Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. Но почему-то забывается, что школа — это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35—40 минут, и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.
Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические, за которые организм платит порой самой высокой ценой — здоровьем. У многих детей, особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»
Что делать? - Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и самое главное - поддержка родителей.
4. Упражнение «Идеальный родитель».
Родителям предлагается составить сборный портрет «идеального родителя». Воспитатель просит называть качества, которыми должен, на их взгляд, обладать идеальный родитель. Записываются все качества, не обсуждая. Затем, когда предложений больше не поступает, воспитатель зачитывает описание идеального родителя. (любовь, терпение, честность, искренность, ненавязчивость, уверенность в себе, дипломатичность, тактичность, последовательность требований и обещаний, уважение, ответственность, авторитетность, стрессоустойчивость, проявление интереса к жизни ребенка, умение решать проблемы, а не избегать их, умение разговаривать с ребенком, быть для ребенка опорой)
Далее родителям дают мишень, состоящую из 5 кругов, в центре находятся идеальные родители, в чем дальше от центра, тем дальше от идеала.
Воспитатель: Мы составили портрет идеального родителя, а теперь я прошу каждого подумать и отметить на мишени то место, где, по-вашему мнению, каждый из вас, находится сейчас по отношению к идеальному родителю.
(родители на своих листках красным фломастером отмечают себя, воспитатель предлагает отложить мишень)
Упражнение проходит без комментариев. Мишень сохраняют до окончания занятия, на котором отмечают свою позицию на этой же мишени другим цветом. (Изменилось ли мнение родителей.)
5. Упражнение «Мусорная корзина».
Цель: развитие навыков рефлексии, способности осознавать свои действия и слова по отношению к ребенку.
Воспитатель: На одном листе напишите качества, которые мешают вам общаться с ребенком, тормозят развитие его инициативы, самостоятельности, провоцируют конфликты. На другом листе напишите те качества, которые бы вы хотели приобрести взамен тех, которые мешают, которые бы приблизили вас к позиции идеального родителя, помогли бы в общении с ребенком (вне зависимости от того, могу я это сделать или нет)
Затем родителям предлагается смять (или порвать) листок с теми качествами, которые мешают, и выбросить его в мусорную корзину, а листок с позитивными качествами оставить.
6. Игра-ассоциация «Школа»
(Мяч передается от участника к участнику)
Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности школьной адаптации ребенка. Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д.
(Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу.)
После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации. Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.
7. Игровое упражнение «Инструкция»
Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций, т. к именно этот метод является неотъемлемой частью обучения детей в школе. Данное упражнение поможет осознать это и развить у ребенка умение слышать инструкцию.
"Инструкция".
Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько месяцев в году. Подчеркните 1-й, 3-й и 5-й кружочек. Зачеркните 9-й и 10-й. Закрасьте столько кружочков, сколько дней в неделе».
Было интересно и немного удивительно для самих родителей, насколько по-разному они восприняли инструкцию и выполнили правильно не все. Тогда, как трудно это задание выполнить детям! Должны быть включены все мыслительные операции и процессы самоконтроля. Родители задумались!
Затем усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте 10 квадратов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й». Половина детей, как правило, выполняют правильно либо первую часть инструкции, либо вторую. Или подглядывают друг у друга, или просят повторить задание. Некоторые из родителей тоже запутались, какой же была инструкция?
Еще одно задание: Перед Вами геометрические фигуры (показываю на листе А - 4 представлены круг, квадрат, овал, ромб, прямоугольник, треугольник). Нарисуйте одну из представленных фигур, которая не круглая; имеет углы, но их не три; а стороны не все одинаковые. Это упражнение тоже вызвало интерес у родителей. А ведь похожие упражнения можно придумывать самим и задавать их ребенку, который в свою очередь может тоже придумать задание для мамы или папы.
8. Упражнение «100 способов похвалы»
Одним из залогов успешного обучения в школе является похвала, пусть даже за незначительные достижения ребенка! Похвала не только учителей, но и родителей! Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда, например, «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике» Но, даже хваля ребенка, взрослые часто используют небольшой запас слов. Мы предлагаем вам сейчас представить как вы будете похвалить своего ребенка.
(родители передают куклу друг другу и говорят похвалу)
Фраза. Слово.
Молодец!
Правильно!
Хорошо!
Умница!
Замечательно!
. Это лучшее из того, что у тебя получалось!
Я знала, что ты сможешь сделать это!
Я верю в тебя!
Ты умный, находчивый, сообразительный!
Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!
Я горжусь тобой!
Супер!
Ты на правильном пути!
Браво!!!
Ты превзошел сам себя!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали!
Я радуюсь твоим успехам!
Каждый может ошибаться! Попробуй еще!
Мои поздравления!
Хорошая работа!
Ты нас порадовал!
Отлично!
Это то, что надо!
Это намного лучше!
Удивительно!
Ты быстро учишься!
Так держать!
Прекрасно!
Это лучше всего!
Здорово! Продолжай работать в том же направлении.
Это первая ступенька на пути к успеху, но какая!
Я не смогла бы сделать лучше!
Еще немного времени, и у тебя получится!
У тебя огромный потенциал!
Ты постарался - и всё получилось!
Ты сделал это лучше всех!
Фантастика!
Поздравляю!
Ты взял ещё одну вершину!
Ты победил!
Ты смог преодолеть (робость, неуверенность...)!
С каждым днем у тебя получается всё лучше!
Невероятно!
Ты очень способный!
Восхитительно!
Сенсация!
Первоклассная работа!
Твой мозг поработал на славу!
Мне нравится ход твоих мыслей!
Ура!!! Первая высота взята!
Умничка! Я никогда в тебе не сомневалась!
Твой успех сегодня - лучший подарок учителю!
И ты говорил, что не сможешь? Оказывается, еще как получается!
Гениально!
Какое интересное решение!
Вот это класс!
Да ты просто ас в этом вопросе!
Молодчинка!
На тебя сегодня можно равняться!
С тебя можно брать пример!
Оценка 6 по 5-ти бальной системе!
Мне хочется слушать тебя снова и снова!
Я никогда не видела ничего лучшего!
Да тебя сегодня не узнать!
Родненький ты мой!
Виртуоз!
Асс!
Ты просто гений!
Потрясающе!
Гордость ты наша!
Я восхищена!
Сегодня ты достиг цели!
Молодец, потрудился на совесть!
Родители могут гордиться тобой!
Расскажи, как тебе это удалось!
Ты позволишь показать твою работу ... (на выставке, собрании, ...)?
Ты сегодня удивил всех!
Я так рада за тебя!
9. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка»
Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие — заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.
• Я всегда мечтал, чтобы в школе мой ребенок…
• Когда ребенок оказывается не на высоте, я…
• Когда моего ребенка хвалят, я…
• Когда ребенок пойдет в первый класс я…
• Когда он получит двойку или замечание, я…
• Я думаю, что в школе мой сын (дочь)…
10. Игра “Разброс мнений”
Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить.
- Мой ребенок любит играть ...
- Любимая игрушка моего ребенка ...
- Дома мы играем ...
- Игры могут научить детей ...
- Мне кажется, что моему ребенку ...
- Я считаю, что игра ...
- Любимая игра моего ребенка ...
- Ребенку для игры нужно ...
- Мой ребенок боится ...
- Мой ребенок любит ...
- Я со своим ребенком занимаюсь ...
- Моему ребенку трудно ...
- Мой ребенок не умеет ...
- Мой ребенок мечтает о ...
- Мой ребенок в школе ...
- Я хочу, чтобы мой ребенок ...
- Меня волнует в моем ребенке ...
- Положительные черты характера моего ребенка – это ...
- Мой ребенок в детском саду ...
- Дома я своему ребенку читаю ...
- Я думаю мой ребенок в школе ...
- Я рассказываю своему ребенку о школе ...
- Любимая сказка моего ребенка ...
- Меня радует в моем ребенке ...
- В выходные дни я с ребенком ...
- Я запрещаю своему ребенку ...
- Мой ребенок умеет хорошо ...
- С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок ...
- Мой ребенок любит больше всего ...
11. Презентация «Скоро в школу»
Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую жизнь. Оттого, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, зависит его самооценка, А от этой самооценки зависит его дальнейший успех в жизни, то, чего он сможет в ней добиться.
Очень важно, чтобы ребенок умел учиться самостоятельно, а не под угрозой родительского наказания, чтобы обучение вызывало у него интерес, желание что-то узнать самому, другими словами, чтобы у него было желание учиться. В этом случае, такой ребенок сохранит тягу к постижению новых знаний на всю жизнь, а это уже само по себе гарантирует успех. Но возможно это только тогда, когда ребенок не только физически, но и психологически будет готов в школе, чувствовать, т.е. будет чувствовать, что обучение в школе дается ему без особого труда, а не превращается в «муку тяжкую».
Вот поэтому так важно, чтобы Ваш ребенок был психологически котов к школе
12. Презентация
13. Итог упражнения «Идеальный родитель»
На мишени отмечают свою позицию другим цветом. (Изменилось ли мнение родителей.)
14. Обратная связь.
Участникам предлагается обменяться впечатлениями о занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование тренингов для родителей будущих первоклассников
В рамках семейного клуба "Доверие" был разработан цикл тренингов для родителей будущих первоклассников....
Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №1
Организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе....
Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №2. Тема: "Мотивационная готовность"
Психологическое просвещение родителей по вопросу формирования и развития мотивационной сферы дошкольника...
Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №3. Тема: "Формирование самооценки. "Язык принятия" и "язык непринятия".
Формирование педагогической компетентности родителей...
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Ваш ребенок – будущий первоклассник»
· Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.· Привлечь внимания роди...
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Ваш ребенок – будущий первоклассник»
Консультация родителей в решении проблем адаптации ребенка к школе и формирование психологической готовности к обучению и подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе...
Занятие с элементами тренинга для родителей будущих первоклассников "В школу с радостью"
Занятие представляет собой синтез практического и теоретического материала по запросу родителей (предварительное анкетирование) по подготовке детей к школьному обучению. Родители попытаютс...