Консультация для родителей "Советы по заучиванию стихотворений"
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sovety_po_zauchivaniyu_stihotvoreniy.docx | 173.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Советы по заучиванию
стихотворений»
Когда ребёнок учит стихотворение, то развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры. Родители и педагоги при заучивании с детьми стихотворений сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают стихотворный текст.
Почему дети плохо запоминают текст?
Во-первых, трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда и нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации - нет результативной деятельности.
Во-вторых, причина трудностей может носить логопедический характер: у ребёнка не сформировано чувство ритма, имеются различные нарушения слоговой структуры слов.
В-третьих, у ребёнка дошкольного возраста не достаточно развито слуховое внимание и память.
При разучивании стихотворений нужно использовать различные виды памяти: слуховую, зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память - это эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стихотворения - осязаемым, видимым, представляемым.
Значит, очень важно пробудить у детей интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника - игру.
Существуют разные способы разучивания стихотворений. Вот некоторые их них.
1 способ. Учим стихотворение по картинкам
Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство - исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания текста, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить стихотворение.
При заучивании стихотворений детьми, имеющими нарушения речи, наиболее эффективным является метод иллюстраций, позволяющий логически запоминать текст через смысловое соотнесение (т.е. содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей стихотворный текст). Для детей старшей группы подобранный стихотворный текст изображается 4-5 картинками, для детей подготовительной к школе группы - 7-8.
2 способ. Учим стихотворение в движении
Используя данный способ заучивания, взрослый выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. А затем ребенок вместе с взрослым произносит слова стихотворения и выполняет движения. Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
3 способ. Мнемотехника
Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Этапы работы над стихотворением по мнемотаблице:
1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Мой мишка (отрывок)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки,
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
(З. Александрова)
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста стихотворения, а также от возраста ребенка.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
4 способ. «Театральный»
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. Например: стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно быстро выучить, если разыграть его по ролям с «вещами» (игрушками, их заменяющими), которые дама сдавала в багаж.
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С. Я. Маршака и изобразите животных двумя руками, выставив пальцы-рога. А затем попросите детей изобразить баранов и действия. Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном. Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах. Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.
5 способ. Запоминание и проговаривание хором
Этот способ также можно считать удачным, так как он дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строчки текста, скрыться в общем хоре голосов и запоминать текст постепенно.
Методика работы по заучиванию стихотворения включает в себя следующие структурные компоненты:
1. Подготовка детей к восприятию стихотворения.
2. Выразительное чтение стихотворения взрослым (2 раза).
3. Беседа по содержанию стихотворения.
4. Повторное чтение стихотворения взрослым (третий раз).
5. Чтение стихотворения детьми.
Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.
Слуховой метод. Слуховой метод заучивания стихотворного материала подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Можно использовать следующие приемы: «Подскажи словечко», «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори», «Снежный ком» (постепенное увеличение строк при их повторении).
Зрительный метод. Метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и другое.
Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки). Это дополнительный приём для старших дошкольников. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.
Двигательный метод. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, этот метод используется как вспомогательный. Упражнения с движениями: отхлопывание (отстукивание, протопывание, отбивание мячом и т. д.) ритма стихотворения; сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает взрослый; придумывание детьми движений к тексту и другие.
В подготовительной к школе группе используется ещё и логический метод заучивания стихотворения «Перескажи стихотворение своими словами».
Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Так, например, дети, имеющие значительные зрительные нарушения, лучше запоминают стихи с использованием приёмов, относящихся к слуховому методу. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.
Учите стихотворения с удовольствием!!!
Подготовила
учитель-логопед Е.Г. Хазова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Заучивание стихотворений, используя метод моделирования"
Как заучить с ребенком стихи....
Конспект итогового занятия НОД по образовательной области «Коммуникация»: «Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения Е. Серова «Одуванчик».
конспект итогового занятия НОД по образовательной области "Коммуникация"....
Консультация СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ
Как правильно учить стихи с детьми дошкольного возраста...
консультация для педагогов «Особенности заучивания стихотворений с детьми разных возрастных групп. Методики, помогающие лучшему запоминанию текстов»
консультация для педагогов...
Консультация для родителей: «Секреты» заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста».
Консультация для родителей«Секреты» заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»....
Консультация «Игровые технологии для заучивания стихотворений».
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Именно заучивание обогащает словарный фонд, формирующий речь ребенка, разв...
Консультация для родителей "Методы заучивания стихотворений с детьми""
Цель: помочь родителям правильно и быстро заучивать стихи с детьми....