мастер класс
методическая разработка (старшая группа)
Хочу сегодня вас познакомить с темой, которая называется «Использование дидактического синквейна, как инновационную игровую технологию в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass1.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов и родителей «Использование дидактического синквейна как инновационную игровую технологию»
1слайд
Добрый день уважаемые родители и педагоги! Хочу сегодня вас познакомить с темой, которая называется «Использование дидактического синквейна, как инновационную игровую технологию в работе по развитию речи детей
старшего дошкольного возраста»
2слайд
«Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон.
Цель мастер-класса : обучение родителей и педагогов в составлении дидактического синквейна с целью развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
познакомить родителей и педагогов с инновационной педагогической технологией - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников;
познакомить родителей и педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
создать атмосферу творческого поиска, содействовать повышению педагогической компетенции и профессионального мастерства педагогов и родителей.
3слайд
Актуальность:
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, одним из которых является технология Синквейн.
4слайд
Что такое «СИНКВЕЙН»?
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами и не имеет рифмы.
В начале XX века, форму синквейна разработала Американская поэтесса Аделаида Крепси. В дальнейшем она стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, которая позволяет быстро получить результат.
5слайд
Дидактический синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же его эффективность и значимость?
Его простота. Синквейн могут составить все.
В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
6слайд
Правила написания синквейна :
• 1-я строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
• 2-я строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.
• 3-я строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
• 4-я строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме (пословица, поговорка, цитата, крылатое выражение).
• 5-я строка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, выражает личное отношение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Но самое главное достоинство синквейна – простота. Синквейн могут составить все.
7слайд
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :
I этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь).
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов, знакомство со схемой предложения
8 слайд
Словесные игры и упражнения:
Кто это? Что это?»
«Отгадай загадки»
«Узнай по описанию»
«Скажи, какой? какая? какое? какие?»
«Подбери признаки»
«Кто что делает?»
Дидактические игры : «Найди пару»,«Слова-антонимы»
9, 10 слайд
Условные обозначения слов для составления синквейна детьми :
11слайд
Например, упражнение «Подбери схему к слову»
1. Что это?
Арбуз
12слайд
II этап – основной (декабрь – февраль).
Цель этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Так же продолжается работа по обогащению и активизации словаря, составления предложений из нескольких слов, научить детей выражать своё отношение к теме одной фразой, использовать знание пословиц и поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.
13слайд
III этап - практический (март - май).
Цель этапа: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Способы работы:
Составление синквейна по предметной картинке
Составление рассказа по предметной картинке
Составление синквейна по прослушанной сказке
Синквейн – загадка
14, 15 слайд
Составление синквейна по предметной картинке. Например:
1. Машина.
2. Красивая, быстрая.
3. Стоит, паркуется, разгоняется.
4. Моя машина самая красивая.
5. Игрушка.
1. Дом
2. Многоэтажный, деревянный
3. Строится, стоит, нравится
4. Я люблю свой новый дом.
5. Семья.
16слайд
Использование синквейна при составлении рассказа, например:
1. Белка
2. Пушистая. Рыжая.
3. Прыгает. Скачет. Заготавливает
4. Белка живет в дупле
5. Дикое животное
17слайд
Использование при составлении синквейна по прослушанной сказке, например: «Кто, петух и лиса»
18слайд
1. Лиса
2. Хитрая, наглая.
3. Обманула, обхитрила, выманила.
4. Лиса поступила плохо.
5. Обманщица.
19слайд
Загадка:
В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок. (Заюшкина избушка)
20слайд
Зайчик.
Слабый, трусливый.
Плачет, боится, просит (помощи)
Мне жалко зайчика.
Сказочный герой.
Лиса.
Хитрая, наглая.
Выгнала, обманула, обхитрила.
Лиса поступила плохо.
Сказочный герой.
Петух.
Смелый, отважный.
Спас, защитил, выгнал (лису).
Петух поступил смело.
Сказочный герой.
21, 22 слайд
Синквейн - загадка
. ?
2. Белоствольная, стройная
3. Растет, стоит, качается
4. Она символ России
5. Дерево (Береза)
1. ?
2. Любимый, шаловливый
3. Растет, играет, радует
4. Это-маленький цветочек жизни
5. Счастье (Дети)
23слайд
Педагогическая ценность : Таким образом, применяя новую технологию – открываются новые возможности. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка. Для себя, я отметила, что эффективность интересного метода позволяет развивать познавательную деятельность и способствует развитию речи. Ведь сочинять весело, полезно и легко!
Практическая часть
Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»
1. Семья
2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется)
4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).
На листочка родители составляю свой синквей :
1. ЖИЗНЬ (1 подгруппа)
2. длинная, счастливая
3. течет, бежит, учит
4. Жизнь дана на добрые дела
5. дорога
1. СЕРДЦЕ (2 подгруппа)
2. Любящее, ласковое, храброе
3. Стучит, волнуется, любит
4. У меня доброе сердце
5. Любовь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...