Консультация для родителей "Круг детского чтения"
консультация (старшая группа)

Котибенко Ольга Сергеевна

В данной консультации рекомендации для родителей,о том,какую литературу нужно читать детям с 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeleykrug_detskogo_chteniya.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Круг детского чтения, консультация для родителей

Вопрос о том, что и как читать детям, сегодня особенно актуален.

Чтобы дети стали читателями, взрослые должны интересоваться книгами, понимать роль книги в жизни человека, знать, какие книги важны для малышей, не пропускать чтение, следить за новинками детской литературы, вести интересные беседы с малышами и быть честными.

Взрослые (при выборе книг) должны быть убеждены, что детская литература, которую они ежедневно читают своим детям, - это настоящий вид искусства, имеющий свой объект изображения - детей, детство и детскую жизнь. Задача взрослого - донести это искусство до сознания ребенка, не разрушив целостности произведения, не превратив его в поучение.

Каждой новой эпохе, каждому поколению нужен свой круг чтения. Круги детского чтения - это круги произведений, которые читают (и слушают) и узнают дети.

Вопрос формирования кругов детского чтения сложен. Его приходится решать лингвистам, педагогам и психологам.

Формирование кругов детского чтения осуществляется с учетом психологических, педагогических, литературоведческих и историко-литературных принципов.

     Психологические принципы заключаются в учете возрастных особенностей и особенностей восприятия современных дошкольников. Что касается возрастных особенностей, то в первую очередь следует обратить внимание на утомляемость от длительных монотонных заданий, слабую концентрацию внимания, слабую память, отсутствие личного опыта и вклада в глубокое самостоятельное освоение текста.

Восприятие художественного произведения - это двухступенчатый процесс: понимание читателем смысла текста и воздействие самого текста на читателя. Восприятие - процесс, тесно связанный с возрастом ребенка, особенностями его мышления и читательским опытом. Дошкольники с наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше понимают текст с помощью иллюстраций, когда слова и образы дополняют друг друга в сознании ребенка. Поэтому детям нужны книги с яркими иллюстрациями.

Красочные иллюстрации привлекают внимание детей и вызывают у них интерес к книгам. Авторы детской литературы стремятся создавать специально предназначенные для детей тексты, иллюстрированные изображениями. На детское восприятие очень часто влияют морально-этические установки семьи, окружения и времени, и они понимают произведение через нравственный опыт.

При первичном восприятии произведения основным психическим процессом является воображение. На стадии созерцания - мышление. Воображение углубляет эмоциональное понимание и превращает его в интеллектуальное. Воображая, представляя и обдумывая происходящее в книге, читатель в принципе становится соавтором и сотворцом художественного мира книги.

      Взрослые должны знать, что литература лучше воспринимается, когда для чтения детей создается особая эмоциональная атмосфера. В повседневной жизни ребенка должно быть выделено специальное время для чтения, и ничто не должно мешать этому процессу. Особенно следует приветствовать "семейное чтение", которое объединяет людей и воспитывает "любовь к книге", когда вся семья сидит за столом и слушает чтение. Не читайте в дороге, во время еды или на ходу, и не читайте под видом чего-то другого. Не читайте всегда одну и ту же книгу или один и тот же жанр (например, сказки). Читайте им медленно и четко, произнося звуки голосов. При чтении маленьким детям лучше выбирать книги, которые им легко понять и которые имеют интересное содержание. Не рекомендуется читать детям, когда они устали или нуждаются в перемене темпа. Не рекомендуется читать на ночь произведения, которые будоражат дух ребенка. Только внимательное отношение к детям, тщательный отбор произведений для чтения и наблюдение за процессом понимания книг взрослыми могут помочь достичь этих целей.

       Педагогические принципы - это воспитательная ценность произведения, знакомость, удобство просмотра, развлекательная ценность и динамичность сюжета. Во-первых, содержание произведения доступно детям, если язык и художественные особенности произведения понятны, соответствуют уровню психического и интеллектуального развития детей дошкольного возраста и в то же время несколько превышают его.

       Литературный принцип: в круге чтения ребенка должны присутствовать все виды литературы - проза, поэзия, пьесы, народные сказки разных жанров (народные сказки, песни, тексты, загадки, колыбельные, увертюры, народные песни) и литература (авторские рассказы, стихи, повести, романы).

      Историко-литературный принцип: необходимо присутствие в круге детского чтения русской литературы и литературных произведений народов мира. Следует обращать внимание не только на произведения, прошедшие читательский отбор, но и на современную литературу.

     Тематика детской литературы очень обширна. Это и темы детской игры и игрушек, и темы природы и животного мира, и темы взаимоотношений детей со взрослыми, и темы взаимоотношений детей в коллективе, и темы дружбы, и темы семьи, и темы обязательств перед родителями, и темы детства, и темы войны, и темы истории. Все эти темы должны быть представлены детям как вечные, так и остро современные.

     Круги детского чтения также подразумевают учет гендерных различий детей. Это значит, что, выбирая литературу для чтения детям, взрослые должны подумать о том, чтобы девочки читали книги о женских добродетелях и домашних делах. Мальчикам будет интересна литература о сильных и мужественных людях и путешествиях.

Выбирая литературу для чтения, нужно помнить и о принципе времен года, который заключается в том, что для девочек наиболее важны времена года, потому что именно они, скорее всего, будут наиболее интересными. Поэтому читать о том, как в жаркую летнюю погоду "белый снег падает пушистый, кружится", будет неуместно.

       В круг детского чтения должны входить произведения, окрашенные гуманистическими идеями, которые несут всем вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и спокойствия.

Она должна быть нравоучительной, но не морализаторской.

       Детская литература призвана, прежде всего, рассказать детям о том, что такое идеалы и как их реализовать. Ее задача - научить ребенка думать, анализировать и делать выводы о том, что происходит вокруг него. Она должна развивать ум и душу ребенка.

       Дошкольники понимают литературу только с помощью взрослых. Необходимо учитывать индивидуальные потребности детей и в то же время вызывать у них интерес к чтению. Не обязательно отслеживать количество прочитанных книг. Важно, чтобы дети понимали смысл прочитанных книг, оперировали знаниями, полученными из книг, получали положительные эмоции, имели желание продолжать чтение и переживали прочитанное. Именно это, а не количество прочитанных книг, ведет к накоплению нравственного и читательского опыта как у ребенка, так и у взрослого, который читает вместе с ним; К. Чуковский призывает взрослых "заботиться о детях - читать им, разговаривать с ними, развивать их и вести их к достойному и человеческому образу жизни".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Родителям о детском чтении"

В данной консультации предоставлены советы и рекомендации родителям  по приобщению дошкольников к чтению и привитию инртереса к активному слушанию художественной литературы....

Консультация для родителей «Фольклор в детском чтении и литературе»

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», пришло к нам из английского языка folk – народ, lore – мудрость. Как и литература, фольклорные произведения делятся на ...

Консультация для родителей "Круг детского чтения"

В наши дни особенно актуален вопрос, как приобщить детей к чтению. Чтобы воспитать читателя в ребенке,  сами родители должны проявлять  интерес к книге, чтению, знать, что ребенка интересует...

Консультация для родителей по вопросам детского чтения «Как превратить чтение в удовольствие?».

В консультации даны 11 советов детского писателя В. Левина, как превратить чтение в удовольствие. Материал может быть полезен родителям и воспитателям ДОУ....

Сборник консультаций для родителей по руководству детским чтением

1. Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение?2. Чтение вслух детям3.Советы родителям по организации семейного чтения4. Учимся дружить5. Воспитание мальчиков и девочек6. Как помочь ре...

Консультация "Фольклор в детском чтении и литературе"

Детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к произведениям созданным взрослыми для детей. Также сюда входят сочинения самих детей и перешедшие произведения их устного творчества лите...