Игры и упражнения на развитие мышления
картотека

Гареева Гульназ Мидхатовна
Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_myshleniya.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

« КТО, ЧТО ЛЮБИТ?»

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих

животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно

картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Ребенку зачитывают слова или показывают картинки и просят назвать их

одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон,

яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее

слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к

обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

«КЛАССИФИКАЦИЯ»

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов.

Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы по общему

признаку.

«НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ».

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить

в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя.

Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так

думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

«НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО».

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово

является "лишним».

Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

«ЧЕРЕДОВАНИЕ».

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите

внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной

последовательности. Таким образом, можно выложить забор из

разноцветных палочек и т.д.

«СЛОВА НАОБОРОТ».

Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только

наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие

пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный,

умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый -

легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый -

гладкий и т.д.

«БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ».

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен

поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то

мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по

небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом

пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

«СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)»

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему

вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом

слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и

бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен

правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия,

причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга

и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и

драка; город и деревня.

«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он

говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ, он красный,

круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним

выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

«РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок.

Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки

должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение

ребенок составляет рассказ по картинкам.

«ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ»

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц.

Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге,

солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за

угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже

наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу -

гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул

и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и

сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

«НЕЛЕПИЦЫ»

Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь

противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей.

Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ.

Спросите, как бывает на самом деле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка игр. Игры и упражнения для развития мышления дошкольников.

Предложенные игровые задания помогут ребенку научиться рассуждать, сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать....

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

Рекомендации в адрес родителей по развитию мышления у детей младшего и старшего дошкольного возрста....

Игры и упражнения для развития мышления у детей

Наглядно-действенное (младший  возраст) рекомендуется иметь:лото, парные картинки, магнитную, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков из 4 – 9 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи кв...

Игры и упражнения для развития мышления у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития мышления у детей дошкольного возраста...

Буклет для родителей "Игры и упражнения на развитие мышления"

Данный материал поможет родителям развить у своих детей мышление играя дома...

"Игры и упражнения для развития мышления у дошкольников"

Уделите время ребенку и поиграйте в развивающие игры!...