Игры и упражнения на развитие мышления
картотека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_myshleniya.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления
« КТО, ЧТО ЛЮБИТ?»
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих
животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно
картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Ребенку зачитывают слова или показывают картинки и просят назвать их
одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон,
яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее
слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к
обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
«КЛАССИФИКАЦИЯ»
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов.
Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы по общему
признаку.
«НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ».
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить
в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя.
Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так
думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
«НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО».
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово
является "лишним».
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
«ЧЕРЕДОВАНИЕ».
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите
внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной
последовательности. Таким образом, можно выложить забор из
разноцветных палочек и т.д.
«СЛОВА НАОБОРОТ».
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только
наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие
пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный,
умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый -
легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый -
гладкий и т.д.
«БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ».
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен
поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то
мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по
небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом
пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
«СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)»
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему
вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом
слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и
бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен
правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия,
причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга
и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и
драка; город и деревня.
«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он
говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ, он красный,
круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним
выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
«РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок.
Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки
должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение
ребенок составляет рассказ по картинкам.
«ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ»
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц.
Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге,
солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за
угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже
наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу -
гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул
и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и
сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
«НЕЛЕПИЦЫ»
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь
противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей.
Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ.
Спросите, как бывает на самом деле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Копилка игр. Игры и упражнения для развития мышления дошкольников.
Предложенные игровые задания помогут ребенку научиться рассуждать, сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать....
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления
Рекомендации в адрес родителей по развитию мышления у детей младшего и старшего дошкольного возрста....
Игры и упражнения для развития мышления у детей
Наглядно-действенное (младший возраст) рекомендуется иметь:лото, парные картинки, магнитную, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков из 4 – 9 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи кв...
Игры и упражнения для развития мышления у детей дошкольного возраста
Игры и упражнения для развития мышления у детей дошкольного возраста...
Игры и упражнения на развитие мышления
Лексическая тема "Овощи"...
Буклет для родителей "Игры и упражнения на развитие мышления"
Данный материал поможет родителям развить у своих детей мышление играя дома...
"Игры и упражнения для развития мышления у дошкольников"
Уделите время ребенку и поиграйте в развивающие игры!...