Консультация "Как отвечать на вопросы детей об инвалидности"
консультация

Дамигуль Кульманова

Консультация "Как отвечать на вопросы детей об инвалидности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_otvetit_na_voprosy_ob_invalidnosti.docx183.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как ответить на вопросы

детей об инвалидах»

https://miloserdie.nlmk.com/upload/iblock/9ba/playing-in-a-wheelchair-vector-14695471.jpg

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Встречая детей или взрослых с серьезными нарушениями здоровья, многие из нас теряются: нужно ли что-то сказать, предложить помощь или лучше деликатно отвернуться? А как реагировать на «неудобные» реплики собственного ребёнка? И вообще, что стоит рассказать детям о людях с ограниченными возможностями?

Недавно среди кукол Барби появились игрушки с протезами ног, без волос, с особой пигментацией кожи. Тем самым производитель стремился отразить многообразный взгляд на красоту и инклюзивность. Почему такой подход — это важно, зачем детям общаться с особенными сверстниками и как делать это правильно?

Кому нужны лысые куклы?

Не только больным малышам, которым такие игрушки помогают принимать изменения своего тела, но и здоровым детям и их родителям.

Если с ранних лет демонстрировать ребёнку многообразие нашего мира и естественную «разность» людей, он легко привыкнет к тому, что к этому надо относиться уважительно.

Как избежать нетерпимости?

Видя человека с физическими особенностями, маленькие дети испытывают любопытство и интерес. Неприязнь может появиться в более старшем возрасте, и зачастую формируют ее в ребёнке сами родители. А им, в свою очередь, мешают неосведомленность и страх (мы все опасаемся того, чего не знаем). Здесь-то и нужны игрушки, мультфильмы, видеоролики, статьи и книги, посвящённые людям с инвалидностью. Они помогают больным и здоровым почувствовать не только то, насколько все мы разные, но и то, как много у нас общего.

Зачем здоровым детям общаться с особенными?

Потому что такое общение развивает в ребёнке сострадание, милосердие, терпимость. Оно учит заботиться о других и помогать слабым, не ожидая ничего взамен. Понимать, что каждый человек по-своему интересен, а дружить можно со всеми. Принимать тот простой факт, что любой из нас может и должен найти своё место в мире, а болезнь — еще не повод для изоляции.

Может ли навредить общение с особенными детьми?https://st3.depositphotos.com/4216129/13436/v/950/depositphotos_134367078-stock-illustration-physically-handicapped-person-living-full.jpg

Иногда родители переживают, что проявления тяжёлых недугов могут слишком впечатлить или даже испугать здорового ребёнка. В реальности дети воспринимают информацию о людях с инвалидностью и встречи с ними гораздо спокойнее взрослых. Переживания появляются, если эта тема замалчивается старшими либо преподносится с неприязнью. Хотя правдиво обсуждать её (как и любые вопросы, возникающие у ребёнка) можно даже с малышами — главное, предлагать информацию с учетом возраста.

Что отвечать на детские вопросы о людях с патологиями?

Обычно детей интересуют самые очевидные несоответствия: почему такой большой мальчик едет в коляске? Почему он так странно говорит/двигается? Для чего ему маска? Что за трубочка выходит у него из носа? Отвечайте на вопросы правдиво и доступно возрасту, не вдаваясь в медицинские подробности и не надумывая лишнего.

Ребёнок в коляске, потому что у него есть заболевание, мешающее ему ходить. Он странно двигается/говорит, поскольку так устроены его мышцы из-за болезни. Маска защищает от инфекций, опасных для людей с ослабленным здоровьем. Трубочка в носу — это зонд, по которому поступает специальное питание, когда болезнь мешает нормально жевать и глотать. Если вы сами чего-то не знаете, честно скажите ребёнку об этом и предложите вместе поискать информацию в интернете.

Как общаться с детьми и взрослыми с инвалидностью?

Точно так же, как со здоровыми. Ребёнок с психофизическими нарушениями — прежде всего такой же ребёнок. Учитесь видеть его самого, а не его заболевание. Ранить может как нарочитая сострадательность, так и демонстративное игнорирование.

Не встревайте, если дети разговаривают. Если ваш сын или дочь хочет пообщаться с особенным ребёнком, — он/она с ним и общается. Не вмешивайтесь в игру или разговор детей — при необходимости это сделает сопровождающий ребёнка. Даже если у вас малыш, достаточно лишь следить, чтобы он не навредил новому знакомому слишком бурным выражением симпатии.

Задавайте вопросы. Если вы не знаете, как взаимодействовать с особенным ребёнком, не стесняйтесь спрашивать об этом его родителей («Что понравится вашему сыну/дочке?Как с ним/с ней лучше общаться?»).

Уделите внимание ребёнку. Взрослым стоит обращаться не только к сопровождающему ребёнка, но и к нему самому («Привет, как ты?» а не просто «Здравствуйте, как у него дела?»). При общении важно, чтобы вы были на одном уровне с ребёнком и видели его глаза, так что присядьте рядом с коляской или наклонитесь.

Предложите помощь. Прежде чем пытаться помочь человеку с особенностями, спросите, нужна ли ваша помощь, и обязательно дождитесь ответа. Если ребёнку или взрослому сложно говорить, не перебивайте, пока он не закончит фразу. Уточните, всё ли вы верно поняли.

Проговаривайте, что делаете. Если помощь нужна, спрашивайте, что и как вам нужно сделать, проговаривайте свои действия («Помочь тебе спуститься с пандуса?Тогда я сейчас поверну коляску...»).

Не настаивайте на помощи. Если от вашей помощи отказываются, не вмешивайтесь, даже если ситуация кажется вам из ряда вон выходящей (тем более когда рядом с особенным ребёнком есть сопровождающий). Нередко посторонние принимают за приступ обычные для больного явления, которые не требуют вмешательства.

У каждого человека есть право дружить со сверстниками, учиться, работать и на самом деле заниматься чем угодно, только с учётом своих особенностей. Детям с ограниченными возможностями важно помочь встроиться в социальную систему, чтобы это шло на пользу — и им самим, и обществу. А живое общение, построенное на принятии и уважительном отношении, — главный шаг на пути к этому.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=91390d77b4c73c61be619624f14faedb-l&ref=rim&n=13&w=999&h=724


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как отвечать на вопросы детей?"

"Как отвечать на вопросы детей?"...

Консультация для родителей «КАК ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ»

Консультация для родителей     «КАК  ОТВЕЧАТЬ  НА  ВОПРОСЫ  ДЕТЕЙ»...

консультация для родителей:"Как отвечать на вопросы детей"

Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.Не раздражайтесь из-за них на ребенка.Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.Научите ребенка играть в шахматы или шашки...

Как отвечать на вопросы детей

консультация для родителей...

Консультация для родителей "Как отвечать на вопросы детей".

Как правильно отвечать на вопросы детей...

"Почему важно отвечать на вопросы детей"

Консультация для родителей всех возрастных групп...