"Как отвечать на вопросы детей?"
статья по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Очень часто дети задают много вопросов своим родителям, педагогам, тем самым, проявляя свою любознательность. Их интересует все новое, неизведанное. Стремление познавать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или, разбирают игрушки, желая узнать, что у них там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром детей называют почемучками. Поэтому так необходимо нам, взрослым быть внимательными к вопросам детей. Вот рекомендации «Как отвечать на вопросы детей?»:
- Относиться к вопросам детей с уважением, не отмахиваться от них.
- Внимательно вслушиваться в детский вопрос, постараться понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
- Давать краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегая сложных слов, книжных оборотов речи.
- Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.
- Поощрять самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным «А ты как думаешь?»
- В ответ на вопрос ребенка постараться вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.
- Отвечая на вопрос ребенка, воздействовать на его чувства. Воспитывать в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
- Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бояться ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды деятельности.
Экспериментирование на специально организуемых занятиях.
Решающую роль в работе с младшим и средним дошкольным возрастом детей играют занятия с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций» и познавательные занятия с элементами экспериментирования. Первые позволяют развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать. Делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого, Вторая форма занятий конкретно формирует представления об объектах и явлениях через опыт или эксперимент доказывает подлинность получаемых детьми знаний. Для детей старшей группы планируются интегрированные занятия, на них одновременно реализуются несколько видов деятельности. Цели данных занятий направлены на выявление причинно-следственных связей, учат логично рассуждать ребенка, проявлять творческое мышление. В основе занятий с экспериментирование лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которых являются умозаключения детей. При разработке содержания познавательных занятий, учитываются следующие условия:
- предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности (однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижение активности); - чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них; - содержание занятий должно быть трудным, но посильным (слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает радость интеллектуальной победы); -эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия стимулирует познавательную деятельность детей.
Мыслительные эксперименты (игры)
Достаточно широко используются в обучении детей исследовательской деятельности. Существуют такие развивающие игры , действия и рассуждения в которых проходят в уме. Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами. Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития дивергентного мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. Играя с младшими дошкольниками используются следующие игры:
«Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника», «Что хотел нарисовать художник?», «Картинки-путаницы». Старшим детям развивать свои мыслительные способности помогают такие игры: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет если…» и многие другие.
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования ( пальчиковое, щеткой, целлофаном по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.
В развитии речи широко используются опыты с речевым аппаратом, для развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи игры-упражнения: «Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная цепочка». При составлении описательных рассказов по картинкам и игрушкам используется решение проблемных ситуаций. В детской литературе встречается немалое количество произведений, которые помогают педагогам преподносить познавательные уроки через поиск решений, проверку экспериментом. Например «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» - эксперимент с собственным отражением в зеркале. А Усачев «Умная собачка Соня»(кладезь идей для опытов и экспериментов- «впитывает - не впитывает». «умный язычок»-(определение вкуса), «Где можно увидеть радугу?»(домашнее экспериментирование, экскурсия). В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни, поиск ассоциаций при работе со звуками природы(шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы- постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вот эта деятельность носит игровой, занимательный характер. Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдения на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности занимает от 1 до 5 минут времени и, учитывая эти данные планируются кратковременные опыты, уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях происходит наоборот, сначала ставится поисковая задача, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке. В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. К пяти годам у детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Детское коллекционирование, мини-музеи используются для достижения различных познавательных и творческих задач в воспитании детей., а так же в формировании исследовательских умений и навыков. В мини-музее можно получить определенную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, отведать на вкус, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. Например , в музее песка можно попробовать песок сделать цветным, в музее солнца провести опыты с солнечным зайчиком и т.д. В ходе данной работы предоставляется возможность на успех каждому ребенку в близком только ему виде деятельности. Музыкальный ребенок отличится в опытах со звуками, инструментами, юный математик легко справится через эксперименты с объемами, весом, творческие личности проявят себя в опытах с бумагой. Красками. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется – Уголок экспериментирования. В нем имеются различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский, пищевые красители, продукты(соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, чтобы они были безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах. Учить действовать детей в уголке экспериментирования начинают со старшей группы, так как именно к этому возрасту формируется необходимый минимум знаний и умений. Опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх есть познавательная часть и занимательная. Проектная деятельность дошкольника дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение. Поиск проблемных вопросов и их решение проходит под контролем и с помощью педагогов. Примеры творческих проектов: « Мы – журналисты», « Почему кора на деревьях трескается?», «Где зимуют божьи коровки?» и т.д. Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Предлагаемая система работы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и повышению уровня профессиональной компетенции педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Почему важно отвечать на вопросы детей"
Памятка для родителей...
Консультация для родителей "Почему важно отвечать на вопросы ребенка?"
Консультация для родителей...
Почему и как надо отвечать на вопросы ребенка
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста.Умение толково ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей и воспитателей....
Консультация для родителей «КАК ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ»
Консультация для родителей «КАК ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ»...
Почему важно отвечать на вопросы ребенка?
Нет нужды доказывать, что ответы взрослого дают ребенку новые знания о природе, обществе, моральных нормах и пр. Только взрослые могут объяснить, почему идет дождь, рассказать, какие бывают маш...
консультация для родителей:"Как отвечать на вопросы детей"
Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.Не раздражайтесь из-за них на ребенка.Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.Научите ребенка играть в шахматы или шашки...
Как отвечать на вопросы детей
консультация для родителей...