Консультация для родителей:Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа)
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители должны рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека. На этом возрастном этапе закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста это потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Помимо патриотических чувств, важным элементом становления маленького гражданина является осознание своей этнической принадлежности. А любое осознание начинается со ЗНАНИЯ. Знания о том кто я, что такое народ, какой мой народ, какова его история, культура, традиции… Этих знаний зачастую у детей нет. Чувство принадлежности к своему народу у ребенка не появляется само собой, оно нуждается в специальном формировании. Задача развития этно-гражданской идентичности ребенка очень сложна. Воспитательная работа должна носить комплексный характер. Только совместными усилиями родителей и педагогов можно заложить основы уважения и любви к своему народу, своей стране.
Как воспитать гражданина?
- Поощряйте интерес Вашего ребенка к культуре и истории своего народа
- Объясняйте значения народных праздников, обычаев, традиций
- Читайте ребенку народные сказки, потешки
- Используйте в общении с ребенком пословицы и поговорки
- Играйте с Вашим ребенком в народные игры
- Обращайте внимание ребенка на события, происходящие в стране
- Знакомьте ребенка с государственными символами (герб, флаг, гимн)
- Изучайте с ребенком родную природу и учите беречь ее
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия в семье у детей дошкольного возраста»
Детский труд должен сменяться отдыхом. Быть посильным ребенку, ненавязчивым!...
Консультация для родителей "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста"
Методический материал...
Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста."
Родителями закладываются основы характера ребнка. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания. но каждая в разной степени нуждается в квалификационной педагогической помощи.Не всякий...
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей в совместной деятельности педагогов и родителей».
laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она ...
Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Какой будет речь дошкольника, в большой степени зависит от внимательного отношения взрослых к этому вопросу. Культуру речи необходимо воспитывать....
Консультация для родителей «Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста»...