КИНЕЗИОЛОГИЯ -ДЕТЯМ
консультация

Тасакова Татьяна Леонидовна

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Существует множество различных упражнений, помогающих решать конкретные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya-detyam.docx749.7 КБ

Предварительный просмотр:

КИНЕЗИОЛОГИЯ - ДЕТЯМ

С каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями, с задержкой речевого и психического развития. В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (крупная моторика). Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (тонкая, или мелкая, моторика),  происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка еще не до конца сформирован процесс быстрой передачи информации, необходимой для регуляции высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, поведения, эмоций. https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-461054-1585026428.jpg

К тонкомоторным движениям можно отнести умение пользоваться вилкой и ложкой, письмо, нанизывание бусинок на нитку, вдевание нитки в иголку, отщипывание бумаги и пластилина, шнурование ботинок, застегивание пуговиц.

Однако следует учитывать, что у каждого ребенка существует свой темп созревания и развития, обусловленный индивидуальными особенностями и социальными условиями. Оказывается, что чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психическом развитии. Очень часто мы слышим от ребенка: • «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — проблема с памятью. • «Нечаянно пропустил, не заметил» — проблема с вниманием. • «Не понял» — проблема с мышлением, скоростью обработки информации. • «Не могу представить» — проблема с воображением.

Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности. Правое - регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Левое - носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи. Деятельность полушарий контролируется особой системой нервных волокон, которая передает данные из одного полушария в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них, ведущее, берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.

Известно, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет. Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и про комплекс упражнений для мозга – они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию.

Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Формой такой работы может стать кинезиологические упражнения. Это кинезиологические упражнения (в переводе кинезис – движение, логос – наука, то есть наука о движении). Кинезиологические упражнения еще называют нейрогимнастикой, то есть гимнастикой для мозга.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Существует множество различных упражнений, помогающих решать конкретные задачи.

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

В комплексы кинезиологических упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

В дошкольных образовательных учреждениях эта система используется довольно широко. Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет), движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге), движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими. На занятиях по рисованию могут использоваться приемы рисования другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисование с закрытыми глазами, обведение контура в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди.

В познавательных и игровых занятиях используются различные пособия, помогающие детям освоить одновременные скоординированные движения обеими руками. Например, детям 4-5 лет предлагают папки с зеркальным отображением различных предметов. Такие аппликации могут состоять из кнопок, клавиш, бумажных или текстильных деталей, геометрических фигур, шнуров, лесенок и т. д. Ребенок по очереди трогает, нажимает, обводит каждую деталь сначала одной рукой, потом другой, потом двумя. При этом в качестве дополнительных стимуляторов для других зон мозга могут выступать стихотворное или музыкальное сопровождение, проговаривание самим ребенком действий или стихов, иллюстрирующих их.

Так же и родители могут применять кинезиологические упражнения со своим ребёнком дома.

 Единственное, что родителям нужно сделать – сначала освоить каждое упражнение самостоятельно, понять, какие ощущения оно вызывает, какие органы задействует, какой результат дает. После этого вы сможете давать своему дошкольнику более четкую инструкцию по выполнению каждого задания (чувствуешь, как напрягается …, глаза должны следить за …, вдох должен быть глубоким и медленным и т. д.).

Благодаря нескольким упражнениям, доведённым до автоматизма, происходит межполушарное развитие головного мозга. А это значит, что мозг работает в «полную силу» и левое полушарие, и правое.

Для постепенного усложнения упражнений, можно использовать:

- ускорение темпа выполнения;

- выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

- подключение движений глаз и языка к движениям рук;

- подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Далее представлены несколько упражнений, которые можно делать с ребёнком дома. При этом можно их сопровождать маленькими стишками.

1.Массаж ушных раковин.

Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину.

2.Качание головой. (Покачаем головой – неприятности долой)

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперёд и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

3. Кивки. (Покиваем головой, чтобы был в душе покой)

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперёд – назад.

4. Домик. (Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нём)

Соединить фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилением нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

5. Колечко. (Ожерелье мы составим, маме мы его подарим)

Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем. Упражнение выполняется в прямом и обратном порядке (от мизинца к указательному). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

6. Внимание. (Чтоб внимательными быть, нужно на ладонь давить)

Большим пальцем правой руки нажать на середину ладони левой руки, где находится точка внимания (10 с.). То же самое сделать для правой руки.(10 с.).

7. Танцы. (Любим все мы танцевать, руки – ноги поднимать)

Поднять (не высоко) левую ногу, согнув её в колене. Локтём противоположной руки дотронуться до колена. То же самое с другой ногой.

8. Отдохни. (для снятия эмоционального напряжения)

Сжать пальцы в кулак с загнутым большим пальцем. Делать выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилением. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

 

Кинезиология – это не так сложно, как может показаться. Занимаясь с ребенком кинезиологическими упражнениями, можно в значительной степени повысить его интеллект именно за счет налаживания этой взаимосвязи между отделами мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Оказание коррекционной помощи детям раннего возраста (в том числе детям с ОВЗ) методом кинезиологии"

Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчиво-го положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод ки...

Использование кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста «Веселая кинезиология». Мастер - класс для родителей и детей

Мастер - класс нацелен на знакомство родителей воспитанников с ролью кинезиологических упражнений в развитии детей дошкольного возраста. В ходе мероприятия родители старших дошкольников знакомятся с к...

Проект «Развитие детей методом кинезиологии» для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие детей методом кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»М.Монтень.Современный мир меняется стремительно. Запросы школы и об...

Консультация для педагогов "Игры по кинезиологии детей раннего возраста".

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использовании кинезиологии детей раннего возраста....

Консультация для педагогов "Игры по кинезиологии детей раннего возраста".

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах использовании кинезиологии детей раннего возраста....