Воспитание основ толерантности посредством народной сказки детей 4-5 лет.
статья (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_tolerantnost.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание основ толерантности посредством народной сказки
детей 4-5 лет.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых ранних лет. Развитие толерантности сложный процесс, который необходимо начинать в дошкольные годы и развивать в течение всей жизни. Дошкольное детство — это время достижений. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития толерантности.
Сказка для ребенка – это особая реальность, которая помогает в «сказочной» форме постигать непонятный мир взрослых. Сказка умеет учить ребенка осторожности и осмотрительности, это великолепный инструмент его адаптации ко многим жизненным ситуациям.
Но наряду со многими сходствами, каждая сказка имеет и свои национальные особенности, обладает местным колоритом, например, в сказках северных народов превалируют птицы, олени, рыбы, деревья, широкие реки, океаны, льды, одежда и жилище из шкур. В сказках Кавказа речь идет о виноградниках, ущельях, ручьях, конях, джигитах, шелках, саклях. Но у всех в сказках есть афоризмы, например, «Мир не без добрых людей»; «Дружба народов – сильнее бури, ярче солнца», «Дружба людей гору сокровищ создает», «Язык дружбы не нуждается в переводе», «Дружба и братство – лучше богатства».
Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга. Имеют одинаковую идейную направленность. Но, несмотря на сходства и различия, принадлежность к разным культурам, сказки заставляют удивляться богатству народной выдумки.
Вместе с тем часто сказка учит отвечать злом на зло. Поэтому я стала нетрадиционным методом менять содержание сказок таким образом, чтобы чуткость, доброта, терпимость, смелость, настойчивость, находчивость, взаимопонимание побеждало зло.
Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования,придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации ,смешивать несколько сюжетов в один и так далее.
Например, вспомним сказку «Морозко». Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбы справляли?
Для того, чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, я использую карточки-символы или кружки различных условных цветов:
-красный кружок - радуюсь;
- синий - мне жалко;
- желтый - хочу помочь;
- зеленый - справедливо;
- коричневый - несправедливо.
Вначале выясняю с помощью кружков-символов, как оценивают дети, поступки героев сказки. И сама для себя выбираю желтый кружок, объясняя детям: «Хочу помочь бабе и ее дочке, мне кажется, что слишком жестоко с ними поступил Морозко». После этого предлагаю детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.
При помощи сказок учу детей решать возникшие противоречия. Нас самих постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Конечно, насыщены противоречиями и сказки.
В сказке «Петушок и бобовое зернышко» очень хотел съесть петушок зернышко, но ведь видел, что оно уж очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие - хочется, но нельзя. И дети решали вопрос безопасно для героя: смазать горлышко или раздробить зернышко на мелкие кусочки.
При нетрадиционном подходе я беру на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает, какие моральные установки закладывает в душе ребёнка, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот моя главная задача.
Нетрадиционный подход как раз дает и мне, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.
В результате проведённой работы со сказкой я сделала вывод: воспитание у детей чуткости просто необходимо, так современные дети недостаточно чутки к окружающим. Хоть они и могут посочувствовать, хоть различают добро и зло, всё же работы по развитию этих чувств ещё непочатый край!
В работе с детьми я использую следующие приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста:
- сравнение содержания двух или трех сказок;
- сравнение характеров героев двух или трех сказок;
- рассматривание иллюстраций к сказкам и их сравнение;
- придумывание нового сюжета сказки или изменение сюжета сказки;
- моделирование сказочного сюжета;
- изготовление книжек-самоделок по содержанию сказок;
- проведение литературных викторин;
- оформление вернисажа «Мои любимые сказки».
Предлагаю сравнительную подборку сказок, направленных на формирование качеств толерантной личности:
- терпимости «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке»,
- доброты «Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Теремок», «Дюймовочка»,
- смелости «Гуси- лебеди»,
- настойчивости «Иван-царевич и Марья-краса-длинная коса»,
-находчивости («Сивка-бурка,
-смекалки («Волк и семеро козлят»).
Проанализировав некоторые произведения, я хочу показать какие именно ценности раскрываются в них и как, они влияют на жизнь героев:
- В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти, убеждая что оно может погубить человека.
-А в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи.
- В сказке И. Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний, но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми, кто имеет странную внешность – они тоже люди.
- Сказка «Репка» - это сказка про дружную совместную работу.
- Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» учит быть добрым в любой ситуации. Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но несмотря на это он остался добрым и вырос в прекрасного лебедя.
Сказка большой помощник в воспитании толерантности.
- Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые всегда получают по заслугам
- Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
- Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась и побеждает.
- Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб, он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде.
- Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
- Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство "полцарства в придачу”.
- Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
- Сказка учит: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.
- Сказка помогает побеждать зло и жестокость.
Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению.
В заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые в доступной ему форме помогают познавать окружающий мир, узнавать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, знакомят со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание основ толерантности в музыкально-художественной деятельности дошкольников
Формирование установок толерантного сознания и навыков толерантного взаимодействия, развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста....
Воспитание основ толерантности у дошкольников (Статья)
Воспитание основ толерантности у дошкольников....
консультация для воспитателей"Воспитание основ толерантности посредством народной сказки".
Интересный материал....
Воспитание основ толерантности посредством народной сказки
Консультация для воспитателей...
"Воспитание основ толерантности посредством народной сказки"
Консультация для родителей...
Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»
Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительны...
Конспект занятия по воспитанию основ толерантности и добра с помощью сказок на тему: « Истоки русской народной культуры» в подготовительной группе
Конспект занятияпо воспитанию основ толерантности и добра с помощью сказок на тему: « Истоки русской народной культуры»в подготовительной группе «Алые паруса»...