Воспитание основ толерантности посредством народной сказки детей 4-5 лет.
статья (средняя группа)

Марина Карагашян
   На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых ранних лет.  Развитие толерантности сложный процесс, который необходимо начинать в дошкольные годы и развивать в течение всей жизни. Дошкольное детство — это время достижений. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития толерантности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_tolerantnost.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание основ толерантности посредством народной сказки

детей 4-5 лет.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых ранних лет. Развитие толерантности сложный процесс, который необходимо начинать в дошкольные годы и развивать в течение всей жизни. Дошкольное детство — это время достижений. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития толерантности.

Сказка для ребенка – это особая реальность, которая помогает в «сказочной» форме постигать непонятный мир взрослых. Сказка умеет учить ребенка осторожности и осмотрительности, это великолепный инструмент его адаптации ко многим жизненным ситуациям.

Но наряду со многими сходствами, каждая сказка имеет и свои национальные особенности, обладает местным колоритом, например, в сказках северных народов превалируют птицы, олени, рыбы, деревья, широкие реки, океаны, льды, одежда и жилище из шкур. В сказках Кавказа речь идет о виноградниках, ущельях, ручьях, конях, джигитах, шелках, саклях. Но у всех в сказках есть афоризмы, например, «Мир не без добрых людей»; «Дружба народов – сильнее бури, ярче солнца», «Дружба людей гору сокровищ создает», «Язык дружбы не нуждается в переводе», «Дружба и братство – лучше богатства».

Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга. Имеют одинаковую идейную направленность. Но, несмотря на сходства и различия, принадлежность к разным культурам, сказки заставляют удивляться богатству народной выдумки.

Вместе с тем часто сказка учит отвечать злом на зло. Поэтому я стала нетрадиционным методом менять содержание сказок таким образом, чтобы чуткость, доброта, терпимость, смелость, настойчивость, находчивость, взаимопонимание побеждало зло.

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования,придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации ,смешивать несколько сюжетов в один и так далее.

Например, вспомним сказку «Морозко». Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбы справляли?

Для того, чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, я использую карточки-символы или кружки различных условных цветов:

-красный кружок - радуюсь;

- синий - мне жалко;

- желтый - хочу помочь;

- зеленый - справедливо;

- коричневый - несправедливо.

Вначале выясняю с помощью кружков-символов, как оценивают дети, поступки героев сказки. И сама для себя выбираю желтый кружок, объясняя детям: «Хочу помочь бабе и ее дочке, мне кажется, что слишком жестоко с ними поступил Морозко». После этого предлагаю детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.

При помощи сказок учу детей решать возникшие противоречия. Нас самих постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Конечно, насыщены противоречиями и сказки.

В сказке «Петушок и бобовое зернышко» очень хотел съесть петушок зернышко, но ведь видел, что оно уж очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие - хочется, но нельзя. И дети решали вопрос безопасно для героя: смазать горлышко или раздробить зернышко на мелкие кусочки.

При нетрадиционном подходе я беру на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает, какие моральные установки закладывает в душе ребёнка, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот моя главная задача.

Нетрадиционный подход как раз дает и мне, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

В результате проведённой работы со сказкой я сделала вывод: воспитание у детей чуткости просто необходимо, так современные дети недостаточно чутки к окружающим. Хоть они и могут посочувствовать, хоть различают добро и зло, всё же работы по развитию этих чувств ещё непочатый край!

В работе с детьми я использую следующие приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста:

- сравнение содержания двух или трех сказок;

- сравнение характеров героев двух или трех сказок;

- рассматривание иллюстраций к сказкам и их сравнение;

- придумывание нового сюжета сказки или изменение сюжета сказки;

- моделирование сказочного сюжета;

- изготовление книжек-самоделок по содержанию сказок;

- проведение литературных викторин;

- оформление вернисажа «Мои любимые сказки».

Предлагаю сравнительную подборку сказок, направленных на формирование качеств толерантной личности:

- терпимости «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке»,

- доброты «Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Теремок», «Дюймовочка»,

- смелости «Гуси- лебеди»,

- настойчивости «Иван-царевич и Марья-краса-длинная коса»,

-находчивости («Сивка-бурка,

-смекалки («Волк и семеро козлят»).

Проанализировав некоторые произведения, я хочу показать какие именно ценности раскрываются в них и как, они влияют на жизнь героев:

- В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти, убеждая что оно может погубить человека.

-А в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи.

- В сказке И. Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний, но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми, кто имеет странную внешность – они тоже люди.

- Сказка «Репка» - это сказка про дружную совместную работу.

- Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» учит быть добрым в любой ситуации. Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но несмотря на это он остался добрым и вырос в прекрасного лебедя.

Сказка большой помощник в воспитании толерантности.

- Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые всегда получают по заслугам

- Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

- Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась и побеждает.

- Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб, он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде.

- Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

- Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство "полцарства в придачу”.

- Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

- Сказка учит: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.

- Сказка помогает побеждать зло и жестокость.

Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению.

В заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые в доступной ему форме помогают познавать окружающий мир, узнавать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, знакомят со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ толерантности в музыкально-художественной деятельности дошкольников

Формирование установок толерантного сознания и навыков толерантного взаимодействия, развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста....

Воспитание основ толерантности у дошкольников (Статья)

Воспитание основ толерантности у дошкольников....

Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста

Сотрудничество детского сада с семьей по воспитанию толерантности у воспитанников....

Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния  и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительны...