«Эмоциональное выгорание у родителей (законных представителей), воспитывающих детей с особенностями развития»
консультация
Цель: ознакомление со способами снижения эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья родителей, имеющих детей с ОВЗ.
Задачи:
- познакомить родителей с некоторыми приёмами релаксации, психологической саморегуляции;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой, способствовать накоплению ресурсных состояний;
- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 67.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №11 «Радуга»
(МБДОУ №11 «Радуга»)
Практикум для родителей в рамках Конференции «Путь к успеху. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями развития в образовательном пространстве и семье»
«Эмоциональное выгорание у родителей (законных представителей), воспитывающих детей с особенностями развития»
.
Подготовил: педагог-психолог
МДОУ №11 «Радуга» Тоюнда О.С.
г. Ханты-Мансийск
2023 г.
Тема: «Эмоциональное выгорание у родителей (законных представителей), воспитывающих детей с особенностями развития»
Форма проведения: Практикум для родителей в рамках Конференции «Путь к успеху. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями развития в образовательном пространстве и семье».
Цель: ознакомление со способами снижения эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья родителей, имеющих детей с ОВЗ.
Задачи:
- познакомить родителей с некоторыми приёмами релаксации, психологической саморегуляции;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой, способствовать накоплению ресурсных состояний;
- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Ход:
- Вступление.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сейчас мы с Вами поговорим о профилактике эмоционального выгорания.
Каждый родитель, воспитывающий ребенка с особенностями развития, рано или поздно сталкивается с эмоциональным истощением (накапливается усталость, возникает желание «все бросить»). Поэтому сегодня мы поработаем над снятием эмоционального напряжения, нахождением внутренних ресурсов и умением понимать и передавать эмоциональное состояние, что так же важно для поддержания внутреннего комфорта.
- Основная часть.
Упражнение «Подари улыбку» (работа с залом)
Цель: настрой на конструктивную работу, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: родители берутся за руки. Каждый дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Данное упражнение способствует снятию психологических барьеров, присутствующих в общении, установлению эмоционального контакта.
Упражнение «Воздушный шар» (работа с залом)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе пол минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух. Одновременно расслабляя мышцы тела, кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполнять это упражнение нужно до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение «Я - молодец!» (работа с вызовом желающих)
Цель: присвоение себе положительных результатов, повышение самооценки, восстановление внутренних ресурсов.
Упражнение выполняется в общем круге. Каждый участник делится своим положительным опытом, тем, про что может сказать про себя «Я - молодец, потому что…!».
Упражнение «Передай эмоцию» (работа с вызовом желающих: те же самые, что в упражнении выше)
Часто люди умалчивают о своих чувствах, не показывают свои эмоции, скрывают, боясь показаться «слабыми». Все скрытые эмоциональные состояния накапливаясь, ведут к состоянию внутреннего дискомфорта. Важно проговаривать, что у вас на душе. Не бояться показать свое эмоциональное состояние.
Инструкция: Сейчас наступило время поработать с нашими эмоциями. Для этого я прошу Вас построиться в колонну друг за другом. Сейчас последний участник получит от меня карточку, на которой будет изображена определенная эмоция. Он должен с помощью мимики и жестов показать указанную эмоцию тому, кто стоит впереди него. И так Вы будете передавать до начала колонны. А последний участник, получивший эмоцию, сообщит нам, какую эмоцию он получил.
Вывод. Порой возникают трудности при приеме и передаче информации. Часто это из-за того, что мы затрудняемся правильно и точно выразить свое эмоциональное состояние, а также правильно оценить состояние своего собеседника. Поэтому иногда для полноценного выражения наших чувств нам необходимы и слова, чтобы наше эмоциональное состояние окружающие смогли понять правильно.
Отслеживайте свое эмоциональное состояние. Если чувствуете, что нарастает раздражение, гнев, выпейте стакан воды, сделайте несколько глубоких вдохов, выдержите паузу в пять-десять минут, если возможно. Скажите себе: «Я справлюсь с этим спокойно». И только после этого приступайте к общению с ребенком. Не нужно воспитывать в гневе.
- Заключительная часть.
Притча «Горчичное зерно»
В конце нашей с вами работы я хочу рассказать притчу.
Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём.
Много позже он встретил её опять - женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного…
Эту притчу я взяла не случайно. В ваших руках возможность создать в семье такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно.
Каждый из вас должен понимать, что жизнь не останавливается с рождением «особенного» ребёнка, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть.
И не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь. Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.
Заключительное упражнение «Счастливая ромашка»
Материалы: ромашка из бумаги с числами на лепестках (1-7).
Важно закрепить позитивное состояние. В этом помогут небольшие добрые предсказания-пожелания, написанные заранее психологом на лепестках ромашки. Попросить родителей в зале поднять руку, на вопрос психолога, какую цифру они выбрали. На каждую выбранную цифру психолог зачитывает пожелание.
Пожелания:
1. Вам сегодня особенно повезёт;
жизнь готовит приятный сюрприз;
2. наступило время сделать то, что Вы постоянно откладываете;
3. любите себя такими, какие Вы есть – неповторимым!
4. сделайте себе подарок, Вы его заслуживаете;
5. сегодня с Вами и радость, и спокойствие;
6. сегодня Ваш день, успех с вами!
7. верьте в себя, все ваши планы и мечты реализуются.
Для дополнения: Другие способы противостоять выгоранию:
1. Обеспечьте себе достаточное количество сна хотя бы через день.
2. Принимайте витамины для укрепления нервной системы (после консультации врача).
3. Давайте себе физический и психический отдых еще до наступления сильного утомления. Ребенку для гармоничного развития нужен родитель оптимистичный и полный сил.
4. Постарайтесь выделить себе в течение дня час времени, чтобы побыть без ребенка, наедине с самим собой.
5. Общайтесь в онлайн или оффлайн группах родителей, где можно получить психологическую поддержку, поделиться своими переживаниями и обменяться опытом воспитания ребенка (соцсети, родительские форумы).
6. Не отказывайтесь от дозированной помощи друзей или родственников.
7. Обеспечьте себе и ребенку смену обстановки в течение дня. По возможности проводите дни с ребенком по-разному. Ходите в разные места. Не допускайте длительного однообразия, одинаковости дней.
8. Приведите свой режим дня в соответствие со своими психофизиологическими возможностями. Не загружайте себя избыточными делами и планами. День должен быть сбалансированным по нагрузке. Ориентируйтесь на свое самочувствие.
9. Отслеживайте свое эмоциональное состояние. Если чувствуете, что нарастает раздражение, гнев, выпейте стакан воды, сделайте несколько глубоких вдохов, выдержите паузу в пять-десять минут, если возможно. Скажите себе: «Я справлюсь с этим спокойно». И только после этого приступайте к общению с ребенком. Не нужно воспитывать в гневе.
10. Проводите на свежем воздухе максимально возможное время. Лучше, если это будет парк, сквер, так как природа замечательно приводит эмоции в равновесие.
11. Выделяйте время для физической активности, которая отлично снимает и профилактирует стресс. После 30 минут активной физкультуры (зарядка, активная ходьба, пробежки, йога, танцы и т.д.) в организме выделяются эндорфины – гормоны радости, снимается избыточное эмоциональное и физическое напряжение.
12. В течение дня включайте любимую музыку. Потанцуйте спонтанно вместе со своим ребенком под музыку.
13. Заведите хобби (рисование, вязание, рукоделие, цветоводство).
14. Выбирайте эмоционально положительные, вдохновляющие книги для чтения и художественные фильмы для просмотра.
15. Учитесь переключать свои мысли. Не стройте мрачные картины, усилием воли старайтесь размышлять о хорошем и приятном.
16. Постарайтесь создавать возможности чтобы побыть с партнером по браку или отношениям наедине (сходить вместе в кино, посидеть в кафе, погулять в парке).
17. Работайте над своими убеждениями, если замечаете в себе склонность к перфекционизму, стремлению быть хорошим, правильным родителем. Ребенку нужен не правильный родитель, а, прежде всего, любящий и психологически благополучный.
18. Осознайте, что не ребенок является причиной вашего плохого самочувствия, а негармоничный баланс вашей активности и отдыха. Снимите с ребенка вину за то, как вы живете. Это целиком ваш выбор, а, следовательно, вы можете этим управлять, наладить жизнь в ваших силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка занятий с применением современных психолого-педагогических технологий инклюзивного образования в ДОО, в том числе в рамках консультативных центров для родителей (законных представителей) и детей с задержкой психического развития
В проекте подобраны занятия для детей с задержкой психического развития и их родителей....
«Вовлечение родителей (законных представителей) в решение психологических особенностей конфликтных отношений у старших дошкольников»
Это проект, который позволит построить совместную работу по решению психилогических особенностей конфликтных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста, а также создать единое образовательное прос...
«Модели дистанционного консультирования родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста, в условиях консультационного центра дошкольной образовательной организации»
Распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы не только в обычный график нашей жизни, оно заставило нас в корне изменить режим общения. Это не могло не сказаться и на проце...
Практикум для родителей по теме "Эмоциональное выгорание у родителей, воспитывающих детей с особенностями развития"
Представляю вашему вниманию конспект пратикума для родителей по теме "Эмоциональное выгорание у родителей, воспитывающих детей с особенностями развития". Данный практикум направлен на ознако...
Особенности консультирования родителей (законных представителей) неговорящих детей.
Презентация, раскрывающая особенности консультирования родителей неговорящих детей. В ней указаны примерные нормы речевого развития детей в 21 веке, возможные причины нарушения речевого развития, даны...
Опыт организации просветительской работы для родителей(законных представителей), воспитывающих детей раннего, младенческого и дошкольного возраста.
Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. В Законе «...