Консультация для родителей «Как развивать музыкальный слух ребенка в домашних условиях. Советы родителям.»
консультация

Морозкина Елена Олеговна
Вопреки распространенному мнению, что одни люди рождаются талантливыми, а другие лишены врожденного дара, развить музыкальный слух можно в любом возрасте.
Считается, что человек с рождения талантлив, нужно только создать подходящие условия.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_kak_razvivat_muzykalnyy_sluh_rebenka.doc155 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как  развивать  музыкальный слух ребенка

в домашних условиях»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Морозкина Е.О.

         

     Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.

Если вы хотите развивать интеллект ребенка - начинайте не с математики или чтения, а с музыки, ведь развитие музыкальных способностей у детей дает возможность более гибкому и глубокому восприятию ими любой другой информации. 
        
Творческое развитие поможет ребенку увидеть красоту окружающего мира, вырасти добрым и справедливым, искренним и отзывчивым. Именно занятия музыкой способствуют лучшему раскрытию внутренних качеств ребенка, избавлению от многих комплексов и приобретению уверенности в себе. Немузыкальных детей не бывает! Помните, что ваш ребенок талантлив и имеет достаточные способности для занятий музыкой. Организовать простые занятия с малышом дома вполне могут даже родители, не имеющие музыкального образования.

           Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали  для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Занимаясь музыкой с ребенком, придерживайтесь следующих принципов:

  • Родительское участие в занятиях музыкой - непременное условие!
  • Основой музыкальной деятельности ребенка должно быть движение.
  • Необходимо дома использовать фонограммы.

     Используйте традиционные мелодии, которые легко узнаются ребенком, не забывайте и о том, что малыш должен получать удовольствие от прослушивания записей. Познакомьте малыша с каким-нибудь музыкальным инструментом и разучите вместе с ним легкую песенку. 

  Используйте в занятиях музыкально-ритмические игры. Это подражание или жестовые игры, игра на шумовых инструментах и пальчиковые игры. Музыка становится понятней и интересней для ребенка именно в движении: через танец, игру. Музыкально ритмические игры в условиях семьи являются эффективным средством для профилактики неврозов, а также прекрасной подготовкой малыша для дальнейшего обучения.

Вначале был звук.

      Даже самые маленькие дети любят исследовать звуки. 
Малыш бросает на пол игрушку и зажмуривает глазки, ожидая громкий стук, с упоением гремит ложкой в чашке и прислушивается к звукам с улицы. 
Положите перед крохой разные предметы - стакан, металлическую кружку или кастрюлю, деревянную коробочку и постучите по ним палочкой или ложкой. Малыш быстро освоится в игре и будет сам искать новые звуки. 
     Если дома есть гитара или пианино, исследуйте звук по «толщине».

Какая струна поёт толстым, низким голосом? Может быть, это медведь рычит? А здесь, где звук тоненький и высокий, мышка пищит или чирикает птичка. Меняйте прикосновение. Звук может быть резким и отрывистым,  а может мягко и протяжно петь. Такая игра стимулирует не только слух, но и воображение. 

  Отличным дополнением станут карточки с изображением разных животных и птиц. Загадывайте друг другу загадки: а это чей голос?
  Рассказывайте малышу небольшие 
сказки и иллюстрируйте их звуками разных предметов. Например, «Кто живет в лесу?». Постучим карандашом по столу - это дятел стучит по дереву, а потом кулачками - медведь идёт. Шелестим листом бумаги - сова крыльями захлопала. Подуем в пластмассовую бутылку - это шумит ветер. А теперь шуршим пакетом - ёжик забрался в куст. 

КАК РАЗВИВАЕТСЯ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ У РЕБЕНКА?

      Музыкальный слух включает чувство ритма, тембра, способность узнавать высоту ноты, обладание музыкальной памятью. Игнорирование музыкальных способностей ведет к их угасанию. Развивать мировосприятие посредством музыки нужно независимо от того, видите вы малыша музыкантом в будущем или нет.

    Развитие музыкального слуха происходит постепенно. По мере взросления малыша меняется его отношение к природе звука. Сначала он обращает внимание на шум, вздрагивает, учится подражать. В год малыш понимает, что если бить по клавишам игрушечного пианино, раздается звук. К 3 годам он пытается сам «играть». В 4 года ребенок танцует, поет, на детском пианино он пробует играть приятную для слуха мелодию, а не просто стучать по клавишам.  

    К 5 годам дошкольник отличает на слух звучание широкого круга музыкальных инструментов.

    Занятия музыкой стимулируют работу обоих полушарий мозга: развивают память, концентрацию внимания, логическое мышление. Дошкольный возраст – лучшее время для начала музыкальных занятий. Как помочь ребенку развить музыкальный слух в домашних условиях?

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

    Таких упражнений – немало, и все они преподносятся в игровой форме. Это понятно и объяснимо: дети легче усваивают навыки и информацию, преподнесенные им именно в таком виде. Неверно считать, что слух либо есть от рождения, либо его нет, потому что абсолютный музыкальный слух имеет лишь один человек из десяти тысяч.

    В остальных случаях музыкальные способности успешно развиваются в любом возрасте. Легче всего обучение проходит в детстве — малыши открыты для новой информации и хорошо ее усваивают в игровой форме.

  Приведем несколько простых и эффективных упражнений по развитию детского музыкального слуха.

1.Игра «Низкий – высокий».

   Его цель – научить ребенка отличать низкие звуки от высоких. Это может быть звучание каких-либо музыкальных инструментов, человеческих или звериных голосов, звуков природы и т. д.

    Главное – научить малыша различать эти звуки. Можно, например, показывать ему картинки с изображением какого-то животного, играя с игрушками или карточками, объясняйте малышу, что у родителей и детей голоса звучат по-разному.

    Попросите показать, какие звуки издают животные и их детеныши.

Объясните, что когда говорят детки-животные, их звуки как бы летят из горлышка вверх, а когда говорят взрослые, их голос тяжелый, низкий.

   О различии голосов расскажет сказка «Волк и семеро козлят». Обсудите с ребенком, почему сначала козлята не пускали волка на порог, а потом поверили ему.

2.Игра «Чей это голос». 

   Наполняем непрозрачные коробочки разными крупами (пшеном, гречкой, горохом и пр.). Трясем по очереди каждую коробочку, а малыш должен определить по звуку, какая именно крупа находится в той или иной коробочке.

3.Игра «Угадай музыкальный инструмент».

   Если у вас есть несколько музыкальных инструментов (например, гитара, барабан, ложки). Сначала поиграйте на инструментах вместе с малышом, дайте ребенку самостоятельно изучить звук каждого их них. Затем попросите карапуза отвернуться или закрыть глаза. Поиграйте только на одном из этих инструментов и спросите кроху: «Что звучало?». Если малышу трудно угадать, то в этом случае поиграйте, чтобы ребенок видел, затем переложите инструмент и спросите, на чем вы сейчас играли.

   В дальнейшем можно предложить ребенку по очереди прослушивать отрывки музыкальных пьес и пытаться самостоятельно определить, какой инструмент звучит в том или ином отрывке.

4.Ритмические упражнения. Умение двигаться под музыку, попадая в ее такт, прекрасно развивает музыкальный слух. При этом не надо стараться, чтобы ребенок научился танцевать вальс или румбу. Пускай он двигается, как хочет сам – лишь бы его движения соответствовали музыкальному ритму. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни.

   Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.

  Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут.

Помимо развития музыкального слуха, малыш таким способом развивается физически. Двигайтесь вместе с ним, так ребенку будет интереснее. 

Примеры «Сказок-шумелок»:

Зима в лесу

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.(трещотка)

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.(ложки)

И вот с неба стали падать снежинки.(металлофон)

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок.(треугольник)

Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.

Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.(шуршать бумагой)

У всех было много еды. Белки грызли орешки (ксилофон)

Мышки грызли зёрнышки (расческа / гофрированный картон )

В лесу шумел холодный зимний ветер(дуть)

Но белочкам было тепло в гнёздах (цокать языком)

И мышкам было хорошо в своих маленьких норках.(пищать)

Глупая лисичка

Бежала лисичка по лесу. Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит.(колокольчик)

Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка. Не возьму тебя! И побежала лисичка дальше. (звенеть колокольчиком)

Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит(дуть в бутылку).

- Напугать меня хочет! – сказала лисичка.

А я её сейчас утоплю!

Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке.(барабанить пальцами)

Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду.

(дуть через трубку в воду)

Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.(кастаньеты)

Бежит лисичка, вдруг видит – а на дороге капкан.

- Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка.

Посижу - ка я на ней, отдохну.

Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост!(тарелка)

Уж лисичка его царапала – царапала,

стучала – стучала…(стучать по барабану)

Еле вырвалась! И скорей домой побежала (барабанить пальцами).

«Идет коза рогатая…»

Идет коза рогатая, ШУМЕЛОЧКА

Идет коза богатая: ПОГРЕМУШКА

Ножками топ,топ! БАРАБАН

Глазками: хлоп! хлоп! ТРЕУГОЛЬНИК

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет, УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ

Того забодает, забодает. ПРОВЕСТИ ПО МЕТАЛЛОФОНУ

Осенняя сказка

Тихо бродит по дорожке

Осень в золотой одежке ТИХО БЬЮТ ЛАДОШКАМИ ПО БАРАБАНУ

Где листочком зашуршит МАРАКАСЫ

Где дождинкой зазвенит КОЛОКОЛЬЧИК

Раздается громкий стук

Это дятел - тук да тук! ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ, КУБИКИ

Дятел делает дупло

Белке будет там тепло КСИЛОФОН

Ветерок вдруг налетел,

По деревьям пошумел ШУРШАЛКИ (ЦЕЛОФАННОВЫЙ ПАКЕТИК)

Громче завывает

Тучки собирает ТРЕМОЛО  БУБНОВ

Дождик - динь, дождик - дон!

Капель бойкий перезвон ТРЕУГОЛЬНИК

Все звенит, стучит, поет

Осень яркая идет!

                                             СЛУХ ЕСТЬ, А ГОЛОС?

     Вместе с музыкальным слухом нужно с детства развивать вокальные навыки у ребенка. Хорошо поставленный голос и дыхание важны не только для красивого пения, но и для выразительной речи. Вспомните, как стихи в прочтении некоторых одноклассников вызывали зевоту на уроках литературы. Даже если ваш ребенок не станет певцом, красивая речь ему не помешает.

   Одним детям легче дается музыка, другим – пение, но оба эти таланта успешно поддаются тренировке. Развивать дыхание и голос дома можно с помощью несложных упражнений:

 Дыхательная гимнастика. Тренировка дыхания никогда не бывает лишней, особенно для детей с логопедическими проблемами. 

    Дыхание – это энергия, на которой держится речь. Дуйте вместе с ребенком на перышко, флюгер, свечу, сдувайте с ладони конфетти, толкайте кораблики в миске с водой. Дыхание должно быть однородным, медленным, выходящим из глубины тела.

Чтение вслух. Если ребенок знает стихи, пусть он рассказывает их с выражением. Ненавязчиво корректируйте малыша, если он невыразителен.

Распевайте звуки и слова. Это значит, нужно тянуть звуки «И», «Э», А», «О», «У» на одном выдохе. Это полезно также в качестве артикуляционной гимнастики. Пойте слова, которые можно петь.

Разрешайте ребенку кричать. Не всегда и не везде, конечно. Там, где это не помешает другим. Пусть малыш слушает свой голос, чувствует его силу. Иногда даже взрослые не знают, что имеют сильный голос, потому что никогда не пробовали петь «на полную катушку».

    Этих упражнений хватит для домашних тренировок, а вот научить ребенка профессионально петь смогут  в музыкальной студии, где с детьми занимается педагог, умеющий находить индивидуальный подход к своим подопечным.

   Музыкальному воспитанию уделяется не так много времени, как хотелось бы, и талант, заложенный природой, может угаснуть. Далеко не все дети сохраняют интерес к музыке в школьном возрасте.

   Многие идут в музыкальную школу лишь по настоянию родителей и не получают удовольствия от обучения.

    Может быть, домашние занятия с рождения помогут ребенку полюбить свои способности, а в дальнейшем –  осознать всю ценность природного дара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Экологическое воспитание в домашних условиях"

laquo;Любовь к природе, впрочем,как и всякая человеческая любовь,несомненно, закладываетсяу нас с детства»И.Соколов-Микитов...

Консультация для родителей "Как можно развивать слух в домашних условиях"

Консультация для родителей "Как можно развивать слух в домашних условиях"...

Консультация "развитие музыкального слуха в домашних условиях"

Как можно у ребенка развивать музыкальный слух в домашних условиях...

Консультация для родителей "Развитие музыкального слуха в домашних условиях"

Консультация музыкального руководителя для родителей...

Консультация для родителей. «Развиваем музыкальный слух в домашних условиях»

Консультация для родителей на тему «Развиваем музыкальный слух в домашних условиях»...