Что означает "Готовность к школе"?
консультация (подготовительная группа)

Школьная Вера Николаевна

Иногда родители и воспитатели действуют по принципу "чем больше развивающих занятий с ребенком, тем лучше он будет подготовлен кшколе". Это приводит к умственной и физической перегрузке ребенка, что неможет не сказаться на его здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx47.52 КБ

Предварительный просмотр:

Что означает «Готовность к школе»?

Иногда родители и воспитатели действуют по принципу «чем больше развивающих занятий с ребенком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перегрузке ребенка, что не может не сказаться на его здоровье.

Понятие «готовность к школе» включает в себя:

- физиологическую готовность к школьному обучению (фундамент школьной готовности);

- психологическую готовность к обучению в школе;

- социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Все три составляющие тесно взаимосвязаны друг с другом.

Многие родители, закупив пачку развивающих тетрадей, книг, пособий, ежедневно тратят много часов, не щадя своих сил, чтобы память, внимание, мышление ребенка соответствовали необходимому возрастному уровню (или были выше нормы); но далеко не всегда, несмотря на их усердие, результаты соответствуют ожиданиям.

Казалось ребенок научается бойко выполнять предлагаемые ему задания, но к сожалению, впоследствии (в школьной жизни) ему это мало помогает.

В чем же причина?

По мнению Л.И. Айдаровой развивающая и коррекционная работа во многих случаях носит узконаправленный характер: взрослые развивают и корректируют только отдельные компоненты психической деятельности, забывая при этом о целостности психики, о том, что она представляет собой единую систему.

Физиологическая готовность к школьному обучению.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка:

- систематическая учебная работа,

- большой объем новой информации,

- необходимость длительного сохранения вынужденной позы,

- изменение привычного распорядка дня,

- пребывание в большом школьном коллективе.

Все это требует значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.

В 6-7 лет организм ребенка растет и активно развивается

1. Повышаются надежность и резервные возможности сердечнососудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения.

2. Перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринная системы.        

3. Развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми.

Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.

4. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазанье, плавание, катание на коньках.

Движение – главное условие нормального роста и развития организма. У подвижного ребенка, как правило, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более вынослив и меньше устает.

Часто родители, порою даже сознательно, ограничивают подвижность ребенка, считая, что он слишком шумит, наводит беспорядок, пачкает одежду и мебель.

Малоподвижные, пассивные дети отстают от сверстников в развитии, часто болеют, плохо учатся.

В дошкольном возрасте необходимо развивать и поддерживать у детей потребность в движении, формировать навыки ходьбы и бега, лазанья, метания, плавания.

В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.

5. С началом обучения в школе значительно возрастает нагрузка на зрение. Если ребенок мало бывает на свежем воздухе, подолгу сидит у телевизора, играет в мелкие неяркие игрушки, неправильно питается, часто болеет, то склера под влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза.

Одна из причин близорукости – раннее обучению письму и чтению, не соблюдение гигиенических требований.

Учащиеся с не выявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Постепенно они становятся менее активными в учебе и играх, появляется утомляемость, головные боли и боль в глазах.

6. В возрасте 6-7 лет происходят значительные изменения в нервной системе ребенка, прежде всего это касается головного мозга, его строения и работы. И это очень важно, так как именно этот орган играет решающую роль в усвоении новых знаний, обеспечивает деятельность учения. Увеличение массы мозга связано с увеличением размеров черепа. Вес мозга шестилетнего ребенка достигает 90% веса мозга взрослого человека. К 6-7 летнему возрасту созревают наиболее сложные лобные отделы мозга, которые обеспечивают главным образом аналитико-синтетическую деятельностью рассудочное поведение, являются физиологической основой логического мышления.

Отмечая значительные изменения в строении и работе мозга ребенка в конце дошкольного возраста, нельзя забывать, что перестройка мозговой деятельности и развитие мозга еще не завершены. Более того, именно в этом возрасте чрезмерные умственные нагрузки очень вредны и могут оказать негативное влияние на здоровье ребенка и состояние его нервной системы. Это, в свою очередь, может послужить причиной трудностей в обучении.

В поведении детей нарушения в работе нервной системы проявляются рассеянным и неустойчивым вниманием; заторможенностью умственной и двигательной деятельности или, напротив, чрезмерной двигательной активностью и неусидчивостью; нарушениями памяти, речи и мышления; повышенной утомляемостью, вялостью. К сожалению, взрослые не всегда обращают внимание на эти симптомы, считая их индивидуальными особенностями ребенка или результатом недостатков в воспитании.

Социальная (личностная) готовность к обучению в школе.

Дети 6-7 летнего возраста с отставанием в личностном развитии характеризуются не критичностью в оценке себя и своих действий. Они считают себя самыми хорошими (красивыми, умными), в своих неудачах склонны обвинять окружающих или внешние обстоятельства и не осознают свои переживания и побуждения.

Под словом «самосознание» имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представление о самом себе.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

В одних случаях завышенная самооценка обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем умения анализировать. В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

На седьмом году жизни появляются способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка 6-7 летнего возраста становится уже более реалистичной, приближается к адекватной.

Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальные особенности и возможности.

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека.

В зависимости от того, как оцениваются ребенком собственные качества и возможности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, той или иной уровень притязаний.

Тот или иной уровень притязаний и потребность в достижениях не являются врожденными, они формируются в дошкольном детстве. Дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успеха, обычно добиваются в учении больших результатов, чем те, у кого развито противоположное стремление – избегать неудач.

Что оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка о себе?

1. Опыт общения ребенка со взрослыми.

Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. 

Образ себя, внушаемый ребенку взрослыми, может быть как положительный (ребенку говорят о том, что он добрый, умный, способный), так и отрицательным (груб, неумен, неспособен). Негативные оценки закрепляются в детском сознании, оказывают неблагоприятное воздействие на формирование его представлений о себе.

Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Родители формируют у него определенные личностные ценности, идеалы и эталоны, на которые следует равняться; намечают планы, которые необходимо выполнить, определяют стандарты выполнения тех или иных действий; называют общие и частные цели.

Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики со стороны взрослого (вседозволенность) и чрезмерная строгость, когда замечания взрослого в адрес ребенка носят исключительно негативный характер. В первом случае к концу дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная самооценка, а во втором – заниженная. И в том и другом случае не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки.

Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания. Использование этой схемы педагогами и родителями обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свои действия и поступки.

Опыт общения с чужими взрослыми (не родителями и бабушками), приобретенный в дошкольном детстве, с поступлением в школу переносится на ситуацию школьного обучения и определяет характер отношений маленького ученика к учителю. 

Если этот опыт имеет негативную окраску и ребенок испытывает страх и недоверие в отношении чужого взрослого, то и к учителю он будет относиться с опаской. На уроках такие первоклассники малоактивны, не поднимают руку, боятся отвечать у доски и задавать вопросы учителю.

Будущего школьника необходимо готовить  к принятию специфической роли учителя как человека, «который учит». Доверие к педагогу, желание сотрудничать с ним и готовность обсуждать с ним результаты своей деятельности и свои учебные трудности – одно из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе.

2. Опыт общения со сверстниками.

В общении и в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей, снижается детский эгоцентризм.

Учебная деятельность в школе – это совместная деятельность, в которой взаимодействуют не только учитель и ученик, но и учащиеся всего класса, на уроках активно используются коллективные формы работы.

Благополучие в отношениях учащегося с одноклассниками (на уроках и во внеурочное время – на переменах, на прогулках, во время экскурсий и т.д.) также является одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе. 

Если имеют место трудности в общении со сверстниками, то ребенок постоянно находится в состоянии напряженного ожидания насмешек или других недоброжелательных проявлений в свой адрес. Это приводит к повышенной нервозности и утомляемости, постоянным конфликтам с одноклассниками, и в конечном счете к формированию негативного отношения к школе и учению в целом.

Трудности в общении со сверстниками проявляются уже в дошкольном возрасте и могут оказать достаточно сильное влияние на формирование взаимоотношений с одноклассниками.

Нередко причиной конфликтов в детском коллективе является неумение детей понимать и учитывать переживания и чувства других людей.

Поэтому один из способов оптимизации общения ребенка в группе сверстников – научить его понимать эмоциональные состояния других и свои собственные и правильно на них реагировать. 

Для этого используют специальные упражнения, игры, этюды на развитие эмоционально-коммуникативных умений. Но не стоит ограничиваться только играми и упражнениями, необходимо постоянно обсуждать и анализировать вместе с ребенком его поступки в тех или иных жизненных ситуациях (особенно конфликтных), обращать его внимание на свои собственные переживания и переживания других, находить вместе с ним правильные способы реагирования.

3. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка.

Индивидуальный опыт накапливается в системе «ребенок – физический мир предметов и явлений», когда ребенок действует самостоятельно вне общения с кем либо.

Путем проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей, есть или нет у него те или иные способности.

Индивидуальный опят – главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самосознания.

Для того, чтобы представления ребенка о себе были более полными и разносторонними, не следует чрезмерно ограничивать его активность: бегая, прыгая, забираясь на высокие горки, дошкольник познает себя.

Необходимо предоставить ему возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности: рисовании, конструировании, танцах, спортивных занятиях.

Роль взрослого в формировании индивидуального опыта ребенка заключается в том, чтобы обратить внимание дошкольника на результаты своих действий; помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности.

В 6-7 летнем возрасте ребенок начинает стремится к новому, более взрослому положению в жизни и к новой, общественно значимой деятельности, в частности – к социальной роли школьника и учению в школе.

Появление в сознании ребенка стремления быть школьником и учиться в школе, является показателем того, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. Это означает, что ребенок в своем социальном развитии перешел в новый возрастной период – младший школьный возраст.

Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок теряет интерес к дошкольному образу жизни и видам деятельности и проявляет активную заинтересованность в школьно-учебной действительности, к тому, что непосредственно связано с учением.

Такая положительная направленность ребенка на школу как особое учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения в школьно-учебную действительность, принятия школьных требований, полноценного включения в учебный процесс.

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

- готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности.

Большой вес в структуре готовности занимают базовые учебно-важные качества:

- мотивы учения;

- зрительный анализ (образное мышление);

- уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

- способность принимать учебную задачу;

- вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

- графический навык;

- произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);

- обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Психологические качества и свойства, определяющие психологическую готовность к школе, существуют не изолированного, а образуют сложные взаимосвязи.

Так например, для того чтобы ребенок принял задачу, поставленную педагогом, необходимо, чтобы он захотел это сделать, чтобы данная задача отвечала его интересам и потребностям; в то же время принятие задачи предполагает необходимый для этого уровень развития мышления (понимания того, что надо делать), некоторых знаний и умений, произвольности, т.е. способности удерживать внимание на выполнении задания.

Уровень развития психологических качеств прежде всего следует учитывать при определении школьной готовности ребенка и подготовке его к школе.

В учебном процессе, под руководством учителя, в результате усвоения знаний и умений, и самой учебной деятельности в исходной структуре индивидуально-психологических качеств учащегося (стартовая готовность к обучению в школе) происходят значительные изменения, которые можно назвать настройкой на учебную деятельность и усвоение знаний в условиях школьного обучения.

 Успешность обучения во многом зависит от «организации» учебных качеств учащегося, т.е. от того, насколько хорошо они взаимодействуют, обеспечивая необходимое качество усвоения знаний. Таким образом формируется вторичная готовность к обучению в школе.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.

Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок (учащийся) принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения.

Основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности (учению)».

Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения: в последние годы мы все чаще сталкиваемся с тем, что любознательные и активные первоклассники, имеющие разнообразные знания в самых разных областях, испытывают трудности в обучении и в школу ходят без желания.

1. Мотивы учения.

Можно выделить 6 групп мотивов:

- Социальные – основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»). На занятиях этот ребенок занимается, потому что это важно и нужно.

Социальные мотивы учения формируются в старшем дошкольном возрасте на основе потребности быть взрослым, выполнять взрослые виды деятельности и воспроизводить взрослые образцы поведения.

- Учебно-познавательные – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Такой ребенок занимается лишь тогда, когда ему это интересно.

Один из основных путей развития познавательной активности ребенка – расширение и обогащение его опыта (чувственного, эмоционального, практического), развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования.

- Оценочные мотивы – стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать пятерки»). Такой ребенок занимается на занятии, потому что его за это хвалит взрослый.

Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого являются одним из наиболее эффективных стимулов активности ребенка. Могут формироваться нежелательные способы учебной деятельности: низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий. Эти учащиеся постоянно спрашивают у педагога правильно ли они делают задание.

- Позиционные – связаны с интересом к внешней атрибутике школьной жизни («Я хочу в школу, мне купят портфель»). Ребенок занимается тогда, когда на занятии много пособий. У таких учащихся интерес к школе угасает достаточно быстро из-за отсутствия других стимулов к учению, формируется стойкое нежелание учиться.

- Внешние – Ребенок занимается тогда, когда на этом настаивает воспитатель. («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»). Велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.

- Игровые –  Ребенок хорошо занимается лишь тогда, когда занятие построено в виде игры. («Я пойду в школу, потому что там можно играть с друзьями»). Отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности.

В игре ребенок сам определяет, что и как он будет делать. В учебной деятельности учащийся действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом, при этом успешность его деятельности зависит от того, на сколько он принял и понял задачу педагога, насколько правильно выполняет его инструкции.

Стандартная беседа Нежновой.

2. Принятие учебной задачи.

- означает, что задача педагога приобрела для учащегося «личностный смысл», стала его собственной задачей.

Включает два момента:

1) желание выполнять задачу, поставленную педагогом;

2) понимание задачи, т.е. понимание того, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания.

Чтобы определить причину недостаточного развития способности принимать задачу, нужно обратить внимание на развитие мотивов учения (принятие задачи) и мыслительных способностей: уровень обобщения и обучаемость (понимание задачи).

Непринятие и (или) непонимание задач, преимущественная ориентация на скорость выполнения задания, без учета качества, рассматриваются как показатели неготовности к учению.

Нежелание выполнять задание взрослого свидетельствует о социальной негативности ребенка к школьному обучению. Причины:

- Острое протекание кризиса 7 лет, стремление к самоутверждению.

- Отсутствия опыта общения с чужими взрослым, непонимание специфической роли учителя как «человека, который учит», негативный опыт общения со взрослыми.

- Доминирование игровых мтивов в структуре мотивов учения, недостаточное развитие опосредованной мотивации, когда ребенок не приучен делать то, что «надо», а не то, что «хочется».

- Негативное отношение к школе и учению, высокий уровень школьной тревожности.

Тревога по поводу начала школьного обучения во многом обусловлена тем, что дошкольники плохо представляют себе, что их ожидает, чем они там будут заниматься. Оказывают свое влияние и негативный школьный опыт старших детей, и педагогические ошибки взрослых в семье (обсуждение в присутствии ребенка трудностей обучения в начальной школе; высказывание сомнений по поводу его школьных успехов; нервозность родителей, связанная с зачислением ребенка в первый класс, и т.д.)

Ставя перед ребенком задачу, взрослый должен очень четко обозначить:

1. Что надо делать (постановка цели).

2. Как надо делать (задаются способы действий).

3. Что должно получиться (задаются параметры результата).

После того как задание выполнено, обязательно вместе с ребенком нужно определить, соответствует ли результат заданному эталону, использованы ли те способы, которые были предложены взрослым, дать общую оценку работы.

3. Вводные навыки.

Достаточный уровень вводных навыков облегчает адаптацию ребенка к школе и усвоение более сложных и навыков и рассматривается как один из основных показателей готовности к школе.

Речевые знания и умения:

- знание букв,

- звуковой анализ слова,

- построение фразы,

- словарный запас,

- звукопроизношение.

Математические знания и представления:

- счет в пределах 10 (прямой и обратный),

- состав числа, решение арифметических задач с «+» и «-»,

- представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал), умение устанавливать сходство предмета с геометрической фигурой.

- пространственные представления (вверх – вниз, право – лево).

Навыки учебной работы:

- посадка за столом (партой),

- правильный способ удерживания ручки и карандаша,

- ориентация на странице в тетради, книге,

- умение слушать и выполнять задание педагога,

- знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии).

Причиной трудностей, с которыми встречаются первоклассники при решении задач, является отсутствие ясных временных и пространственных представлений, бедность жизненных наблюдений.

Многие начинающие школьники неотчетливо представляют, что означает: одинаково, столько же, поровну, больше, меньше, старше, моложе, раньше, позже, глубже, мельче, короче, длиннее и т.д.

Путают правую и левую стороны.

Не могут даже приблизительно определить расстояние в шагах от стола до двери и т.п.

Не имеют представления, какими мерами пользуются при продаже молока, крупы, фруктов, материи на одежду.

4. Графический навык.

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.

Во время занятий рисованием и штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш.

5. Слуховая память.

6. Зрительный анализ геометрических фигур (образное мышление).

Специфика мышления старших дошкольников, его образно-схематический характер проявляется в том, что дети 6-7 лет достаточно легко понимают схематические изображения реальных объектов и явлений (например, план комнаты или местности; схематическое изображение соотношения целого и части; различные условные знаки) и активно используют их в игровой и изобразительной деятельности.

 На интуитивном уровне они уже могут находить сходства и различия сложных графических изображений, группировать их, порою даже не осознавая принципа классификации. Задача педагогов и родителей на этом этапе – научить ребенка осознанному анализу графических изображений.

Способности анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – называются зрительным анализом.

Недостаточное его развитие у учащихся начальной школы является причиной специфических ошибок при чтении и письме: зеркальности; замене букв, сходных по написанию, и др., серьезных затруднений в усвоении математики.

7. Уровень обобщений (предпосылки логического мышления).

8. Произвольная регуляция деятельности.

Условием успешности усвоения знаний в этот период является четкое и правильное выполнение ребенком инструкций обучающего взрослого.

Недостаточное развитие этого учебно-важного качества с первых же дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний и формирования учебной деятельности. Эти учащиеся неорганизованны, невнимательны и неусидчивы; плохо понимают объяснения учителя; допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения на уроке и в школе; постоянно забывают дома учебные принадлежности; не успевают за темпом работы в классе. Чаще всего уровень усвоения знаний у них невысокий.

Причины:

- недостаточное развитие социальных мотивов,

- функциональные нарушения в работе центральной нервной системы и головного мозга,

- несформированность психологических механизмов произволной регуляции деятельности и отдельных действий.

Формирование произвольности как одного из важнейших условий успешности школьного обучения:

- формирование учебных мотивов;

- обеспечение условий для нормального развития и функционирование нервной системы ребенка и укрепление его здоровья,

- организация детской деятельности.

9. Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость).

В основе понятия «обучаемость» лежит положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка», которая определяет его возможности в сотрудничестве со взрослым усваивать новые знания, поднимаясь таким образом на новую ступень умственного развития.

Детям с высоким уровнем обучаемости достаточного одного объяснения или небольшой подсказки, чтобы выполнить задание правильно. Детям с низким уровнем обучаемости приходится объяснять несколько раз, и тем не менее они могут выполнить задание неправильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...