Консультация для родителей «Игры с песком или песочная терапия»
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры с песком или песочная терапия»
В настоящее время значительно возрос интерес к занятиям с детьми с использованием песка. И это не случайно, при взаимодействии с песком ребенок учится проявлять чудеса фантазии и одновременно с этим происходит процесс развития самосознания. Казалось бы все просто, но именно это просто хранит уникальную «Тайну бытия». Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает равновесия во внутреннем пространстве, уменьшается доля тревоги и страха.
В песочных картинах есть важнейший ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к игре с песком. Однако уделяя внимание песочной терапии, не будем забывать о мощных ресурсах для корекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. Именно песок создает дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. С одной стороны, повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
Как должен вести себя взрослый во время совместных игр с песком?
1. Присоединение к ребенку:
Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире. Понять ребенка и его проблемы, почувствовать ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения.
2. Искренняя заинтересованность:
Рассматривая картину ребенка, взрослый проявляет любопытство путешественника, которому интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок.
3. Строгое следование общечеловеческой этике:
Взрослый не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное мнение. Внутренний мир ребенка хрупок и только строгое соблюдение этического кодекса могут защитить ребенка от психических травм.
Пять шагов организации игрового процесса
1 Демонстрация песочницы.
Посмотри, наша песочница заполнена песком. У нее есть один секрет: если мы с тобой раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. А с помощью воды сухой песок легко превращается во влажный. Мы можем создать любой ландшафт: и горный, и холмистый, и равнинный, здесь все во власти нашей фантазии.
2 Демонстрация фигурок.
Посмотри здесь много фигурок, мы можем их рассмотреть, подержать в руках.
3 Правила игры на песке:
Очень часто задают вопрос: Как научить ребенка играть с песком аккуратно? Как запретить кидать песок в глаза товарищу? Как объяснить, что нельзя рушить созданное другим? Чтобы избежать нравоучений, надо познакомить ребенка с правилами и постоянно проговаривать их перед началом игры. Этот ритуал правил создается вместе с детьми.
Пример: Вредных нет детей в стране
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
В дальнейшем повторяя ритуал входа в страну песка, дети запоминают эти простые правила и игры проходят без происшествий.
4 Формулировка темы:
Это шаг осуществляет сказочный герой песочной страны. Он задает тему игры, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и контролирует весь игровой процесс.
5 Завершение занятия. Ритуал выхода.
Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, убирают игрушки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносятся слова благодарности сказочному герою песчаной страны, например:
В ладошки наши посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Как вы понимаете, мы прошли лишь первые шаги по дороге песочных игр. Подробнее вы можете ознакомиться с этим методом в книгах:
1 .Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. ; Грабенко Т.М «Практикум по песочной терапии», «Тренинг сказкотерапии»,
2. М.Монтессори «Мир ребенка»
3.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»
Консультация для родителей на тему «Развивающие игры с песком и водой».
Цель: расширить представления родителей о детском экспериментировании, познакомить с разнообразными приемами работы с водой и песком.
Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества.
И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развивать мелкую моторику, координацию движений. Различные упражнения с песком и водой дают представление о таких понятиях, как “много - мало”, “быстро - медленно”, “короткий - длинный”, “высокий - низкий”. При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы.
Для игр в песке (песочнице) и воде вам потребуются различные игрушки, например: лейка, ведерко, совок, грабли, сито, формочки и др. Все эти предметы можно купить в магазине, но при желании можно сделать самим. Бутылки от воды, стаканчики от йогурта, крышки от бутылок, ведерки из под майонеза. Всѐ это вам пригодится для игрушек- самоделок. Надо сказать, что с такими игрушками дети играют с большим удовольствием.
Играя с ребенком, проявляйте больше фантазии и выдумки, тем самым вы стимулируете развитие творческих способностей ребенка. Вот несколько дидактических игр - упражнений, которые можно провести вместе с ребенком:
1.Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики и лесенки). Ребёнок должен нарисовать такой же узор внизу на песке.
Такие же узоры на песке изготавливаются путём выкладывания в заданной последовательности предметов (камешков, желудей, пуговиц и т.д.).
2.Упражнение «Здравствуй водичка».
Цель: создание позитивного настроения.
Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая.
Давай с ней поздороваемся.
Приготовь ладошки и нежно прикоснись к ней. Правой ладошкой, левой ладошкой. Приговариваем: «Здравствуй, водичка! Погладь водичку.
А теперь давай поздороваемся пальчиками. Приговариваем: «Здравствуй, водичка!
Сжимание кулачков в воде с напряжением и поочерёдно.
Потереть в воде пальчики поочерёдно словно перетирать (указательными, средними, безымянными, мизинчиками).
Пальцы бегут по воде, шагают.
-Вот бегут босые ножки,
-Прямо по дорожке.
3.Упражнение «Дождик капает».
Цель: развивать тактильно - кинестетическую чувствительность.
Малыш, вынь руки из воды, опусти пальчики вниз, что это капает с пальчиков? (Вода).
Как она капает? Кап-кап-кап - это дружок «Капельки» – капли.
А давай сделаем дождик на воде пальчиками. Ударяем пальчиками о поверхность воды.
-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,
-Тучки собираются
-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,
-Дождик начинается
-Дождик, дождик перестань,
-Отдохнуть немного дай!
Вытираем руки полотенцем.
4.Игра «Собиратели морских сокровищ».
Цель: развивать тактильно - кинестетическую чувствительность
А, теперь мы достанем со дна бассейна морские сокровища, и положим их в коробочку- это наши морские сокровища. Вытереть ручки полотенцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Игры с песком или песочная терапия"
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с пе...
Консультация для родителей "Игры детей с песком в домашних условиях"
Данная консультация предназначена для родителей, любящих своих деток....
Консультация для родителей «Игры с кинетическим песком» .
Консультация для родителей«Игры с кинетическим песком» ....
Консультация для родителей "Игры детей с песком в домашних условиях"
quot;Игры детей с песком в домашних условиях"....
Консультация для родителей "Игры с кинетическим песком"
Консультация для родителей...
консультация для родителей "Игры с кинетическим песком"
Игры с кинетическим песком дают ребенку незабываемые тактильные ощущения, развивают мелкую моторику, усидчивость, способствуют развитию творческих способностей. Проявив немного фантазии,...
Консультация для родителей «Игры с кинетическим песком».
Кинетический песок- потрясающий развивающий материал и игрушка. Он настолько необычен, притягателен и удивителен, что никого не оставляет равнодушным. В...