«Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр»
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему
«Развитие сенсорных способностей детей
посредством дидактических игр»
Актуальность темы.
Данная тема актуальна во все времена, поскольку умственное развитие ребенка и развитие речи напрямую зависят от сенсорного развития ребенка. Особенно актуален этот вопрос для группы детей раннего развития, воспитателем которой я являюсь.
Такую консультацию можно провести как со всеми родителями, с группой родителей, так и при индивидуальном общении.
Данная консультация ориентирована на удовлетворение запросов родителей.
Цель проведения консультации: активизация знаний родителей и повышение их педагогической грамотности в вопросе развития сенсорных способностей ребенка посредством дидактических игр.
Консультация проводится с использованием мультимедийных средств.
- Доклад
Сенсорное развитие – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущать», это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д
Каково же значение сенсорного развития?
Значение состоит в том, что сенсорное развитие является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное развитие способствует усвоению сенсорных эталонов.
Выделяют такие эталоны:
- цвета (красный, желтый, синий, зеленый);
- формы (треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, круг);
- величины (большой, маленький), к концу первой младшей группы – самый маленький;
- вкуса (сладкий, кислый, горький, соленый;
- эталоны обоняния (аромат цветов, духов, запах гари, пищи и другие запахи).
- эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, вправо, влево),
- Эталоны времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето и т.д.);
- ну и эталоны осязания (гладкий, пушистый, колючий и т.д.).
Сенсорное развитие влияет на расширение словарного запаса ребенка. Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире.
Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребенка к предметам окружающего мира. Сенсорное развитие может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
В каждом возрасте перед сенсорным развитием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух, т.е. различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
В семье необходимо создать предметно-развивающее пространство. Игрушки ребенка должны быть изготовлены из различных материалов, нужны игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и проч.
Нужны игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука. Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно и даже вместе с ребенком.
Также необходимо иметь несколько видов мозаике, шнуровок, конструкторов;
Детям необходимы книги с изображением окружающих предметов, животных.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.
Уважаемые родители, перед нами стоит серьезная задача развития детей дошкольного возраста, в частности сенсорное воспитание. Сенсорное развитие – это и развитие у детей мелкой моторики пальцев, и разнообразные движения руки при выполнении любых манипуляций с предметами.
Родители, как вы думаете, какие материалы являются самыми доступными в решении данного вопроса?
(5.7.сек на раздумывания родителями)
Действительно, таким доступным материалом являются песок, вода, крупы и строительные материалы.
Игры с песком и водой не только развлечение, но и естественный способ укрепления здоровья. Такие игры благотворно влияют на эмоциональную сферу детей, успокаивают, создают умиротворенное настроение.
Играя с природным материалом, кубиками, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению, они развивают мелкую моторику, координацию движений, получают представление о понятиях «много-мало», «медленно-быстро», «короткий-длинный» начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги.
Игры с природным и строительным материалами не могут быть одинаковами всегда. Они развиваются, меняются приемы и способы взаимодействия с этими материалами, меняются задачи дидактических игр, поэтому и развивающая среда дома должна быть продуманной с учетом возраста, гендерных и индивидуальных особенностей ребенка. И всегда, я хочу подчеркнуть слово «всегда» ребенка должен ждать сюрпризный момент)) Без этого не бывает занятия или игры.
- Игра – как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста (практикум для родителей)
А сейчас, уважаемые родители, я хочу показать вам, как мы играем с детками на занятиях.
Игра «Собери цветок»
Цели, которые я преследую, предлагая эту игру:
- формирование и развитие сенсорных эталонов,
- правильное соотношение, узнавание и называние цвета,
- развитие зрительно -кинестетических связей,
- развитие мелкой моторики,
- развитие внимания.
Вариант игры:
- «Найди и покажи такой же»,
- «Подбери по цвету»,
- «Составь цветок».
Способы действия ребенка: активно-самостоятельный, активно-целевой.
Игра «Рамки и вкладыши»
Цели, которые я преследую, предлагая эту игру:
- формирование и развитие сенсорных эталонов,
- развитие тактильных ощущений
- развитие мелкой моторики,
- развитие зрительного и произвольного внимания,
- развитие прослеживающей, глазодвигательной функции глаза
Вариант игры:
- «Открой и закрой окошки во всех домиках»
- «На что похоже окошко»
Дидактическая игра «Тактильные дорожки»
Цели, которые я преследую, предлагая эту игру: активизация психических процессов (мышления, внимания, восприятия) путем ощупывания, хождения по дорожкам;
Развитие речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развитие мелкой и общей моторики.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цели, которые я преследую, предлагая эту игру: развитие исследовательских способностей путем, его обследования предмета на ощупь не вынимая из мешка, обучение определению и называнию его формы, размера, тактильных ощущений (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, гладкий и проч.)
Также можно вынуть предмет из мешка и подобрать к нему «Пару» из предложенных вариантов по тождественным признакам.
Дидактическая игра
Цели, которые я преследую, предлагая эту игру: освоение метода мыслительных операций, формирование умения действовать на основе собственного опыта, изучать форму, цвет, размер, учиться сопоставлять пи подбирать предмет «такой же» ил «не такой», «похожий/не похожий».
- Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Игра «песочница» на кухне
Возьмите дома плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким слоем равномерно рассыпьте по нему манную крупу (можно любую мелкую крупу) и предложите ребенку порисовать пальчиком по крупе.
Попробуйте вместе нарисовать пальчиком какой-нибудь сюжет.
Можно поиграть так: ребенок рисует – вы отгадываете или, наоборот, Вы рисуете, а ребенок отгадывает, что нарисовали вы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего ребенка., плюс к этому развивает его фантазию, помогает побороть страх, ведь, если не получилось, легко исправить)
Игра «Мозаика из крышечек»
Следующий стол с крышками.
Для данной игры можно использовать как пуговицы, так и крышки от пластиковых бутылок.
Попробуйте вместе с ребенком выложить какой-нибудь узор. Предложите ему самому придумать узор или рисунок. В таких играх мы закрепляем формирование такого сенсорного эталона, как цвет, при использовании пуговиц, можно закрепить еще форму и размер.
Игры с крупами.
Подхожу ко столам с контейнерами с крупой
Дети очень любят играть с крупами, это не только приятные тактильные ощущения, самомассаж, но и возможность пошалить. В глубокую емкость насыпаем любую крупу и запускаем в нее руки. Можно прятать, а потом отыскивать предметы,
Можно искать одинаково звучащие коробочки;
Если использовать фасоль и горох, то ребенку можно предложить игру «Золушка», отделять фасоль от гороха.
Попробуйте сами, а потом предложите ребенку взять одну фасолинку большим и указательным пальцем, большим и средним, большим и безымянным), большим и мизинцем)) получается? А деткам это выполнить очень трудно!
Теперь, если вы дома будете устраивать такие тренировки и соревнования, то мелкая моторика вашего ребенка будет развиваться гораздо быстрее.
- Подведение итогов.
Наша консультация подходит к концу. Очень надеюсь, что сегодняшний разговор был вам не только интересен, но и полезен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприят...
Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактических игр
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Пери...
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование и развитие у детей раннего и дошкольного возраста сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления). Значение сенсорного раз...
Статья «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».
Идея заключается в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей дошкольников.Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю и...
"Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для...
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр
Родительское собрание в младшей группе...
Консультация для родителей- "Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр"
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрДорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для ...