Учимся говорить выразительно.
консультация

Тарасюк Наталья Владимировна

У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются недостатки интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения (мелодики, ритма, тембра). В возрасте 5-7 лет дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, а быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить ребёнка, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль. Качество речи ребёнка будет зависеть от того, как вы будете разговаривать с ним, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь. В норме уже в 5 лет различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может  передавать голосом оттенки чувств, эмоций. Детей, имеющих речевые нарушения, как правило, этому нужно обучать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_logopeda.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

             Учимся говорить выразительно.

У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются недостатки интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения (мелодики, ритма, тембра). В возрасте 5-7 лет дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, а быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить ребёнка, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль. Качество речи ребёнка будет зависеть от того, как вы будете разговаривать с ним, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь. В норме уже в 5 лет различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может  передавать голосом оттенки чувств, эмоций. Детей, имеющих речевые нарушения, как правило, этому нужно обучать.

Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут разнообразные упражнения. Хотелось бы, чтобы дома формировались приёмы интонационных компонентов: дети учились повышать и понижать голос в начале, в середине и в конце фразы, эмоционально окрашивать  голос, выделять голосом наиболее важные по смыслу слова, говорить ритмично. Для этого мы рекомендуем ряд игр и упражнений, которые помогут сформировать    выразительную речь у ребёнка.

 * Прочитайте ребёнку с выражением стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами, при повторном чтении «высказывания»  животных предложить озвучить ребёнку:

- Кто сломал в лесу малину?                          - Кто болото  взбаламутил?

Тонко заяц пропищал.                                       Громко квакнула лягушка.

Ушки зайца шевелились,                                  - Кто таскал наш мёд из улья?-

Он от страха весь дрожал.                                  Дружно пчёлы прожужжали.

*Предложите ребёнку вставлять одну и ту же повторяющуюся фразу в стихотворение, используя разные интонации:

Проснулся утром Вадик и поспешил узнать, на маму хитро глядя:

-Пойдём с тобой гулять?

Когда они поели, то Вадик стал играть. Сказал, закончив дело:

 -Пойдём с тобой гулять!

И мама отвечала: -Ну что ж, не будем ждать. Уж коли обещала

 -Пойдём с тобой гулять!

* Формировать выразительную речь удобно при заучивании стихотворений. При этом ребёнку желательно перед заучиванием давать образец правильной интонации, следует учить широко использовать жесты, мимику, силу голоса.

* Одной из форм работы над выразительностью речи является драматизация литературных текстов. Разыгрывать небольшие литературные произведения можно всей семьёй.

 * Процесс придумывания сказочных задач для детей несложен и интересен, и источником для их создания служат сказки.

Колобок долго катился по лесным тропинкам, прежде чем попасть к лисе на нос.

Как вы думаете, что случилось с лисой, после того, как она съела «грязного» колобка? Спой песенку колобка. Какую песенку спела бы лиса?

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

У маленьких детей иногда можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения  в развитии движений пальцев рук. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

С раннего возраста детям предлагают кубики и пирамидки для перекладывания и конструирования. Постепенно материал становится более мелким: это пуговицы и бусины для сортировки и нанизывания, карандаши, счётные палочки и спички, мозаика для раскладывания по кучкам или составления узоров и фигур. Хорошо активизирует мышцы руки работа с пластилином и глиной.

Особое внимание следует уделить играм с пальчиками, которые сопровождаются небольшим стихотворным текстом. Ребёнок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст.

В логопедической практике часто возникает необходимость придать пальчиковым играм специфическую направленность на то, чтобы ребёнок запоминал и использовал слова, редко употребляемые в обиходе, овладевал обобщающими понятиями и их лексическим содержанием, сложными словами. Тематика пальчиковых игр разнообразна.

Фруктовая ладошка.

Этот пальчик- апельсин, он, конечно не один.     (Загибают пальчики)

Этот пальчик- слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик- абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик- груша, просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик- ананас                  (Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

Фрукт для вас и для нас.            (Показывают ладошками вокруг себя)

Ягоды

Ягоды- это крыжовник, клюква, черника, брусника, малина, клубника, шиповник, смородина и земляника.  (Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.)

Запомнил ягоды  я,  наконец. Что это значит?

                                                                      (Приподнимают плечи, удивляются)

Я- молодец! (Большой палец вытягивают вперёд)

Хлеб

Муку в тесто замесили (Сжимают и разжимают пальчики)

А из теста мы слепили (Ладошками «лепят»)

Пирожки и плюшки, сдобные ватрушки, булочки и калачи- всё мы испечём в печи.   (Поочерёдно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!    (Гладят живот)

О правильном дыхании.

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет  правила проще этого. Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что  более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ренит, гипертрофия нёбных миндалин). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребёнок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребёнка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всём организме. Ведь в минуту ребёнок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких- либо препятствий через «входные ворота»- нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.

Почему вредно дышать через нос? Во- первых, воздуха в лёгкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во- вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожёвывать пищу. обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не всё. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети,  которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеяны и вялы.

Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием маленьких детей. Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами- это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребёнок дышит ртом? Прежде всего проконсультироваться с врачом.  Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом.

Вот простейшее упражнение- закрывание рта «на замок»: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребёнка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на всё более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы.

Для укрепления мышц носа, рта глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно чётко, понятно. Ребёнок может контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки б, в, ж, м, п, т, ф, ш, следя за дыханием при выполнении данного упражнения. Очень полезно следующее упражнение: 5-6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.

Предлагаем комплекс  упражнений при нарушении носового дыхания.

Во время занятия дышать только через нос.

  1. Встать, рот закрыть. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочерёдно (4-5 раз) через каждую половину носа.
  2. Встать, поставить ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперёд и вверх ладонями внутрь- вдох, опустить руки вниз- выдох (до 5 раз)
  3. Встать, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую (5-6 раз через каждую половину носа)
  4. Встать, ноги поставить вместе, нос зажать пальцами. Не спеша, громко считать до 10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох (5-6 раз)
  5. Закрыть рот, вдохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук М (до 8 раз)
  6. Встать, подняться на носках- вдох, присесть- полный выдох.
  7. Встать, поднять руки вверх и оставить одну ногу назад- вдох, вернуться в исходное положение- полный выдох.
  8. ходить в течение 2-3 мин. постепенно удлинять фразу выдоха (на счёт раз- два- вдох, на три- четыре-пять- шесть- выдох; на счёт 1-2- вдох, на 5-6-7-выдох, выполнять 2-3 мин.)

Во время занятия дышать только через нос.

1. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпятить, выдыхать медленно через   рот, живот втянуть.

2. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), живот выпятить. Задержать дыхание. Затем наклониться вперёд, руки опустить- выдох

3. Сидя, глубоко вдыхать носом, выдох через нос.

4. Раскрыть рот,  напряжённый кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по нёбу в направлении маленького язычка («маляр»)

5. Раскрыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончиком языка скользить  к нижним зубам, затем поднять  на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку.

6. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.

7. Осторожно выдвигать вперёд нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята)

8. Двигать нижней челюстью вправо- влево.

9. Вытянуть губы как можно дальше («трубочка»)

10.Оскалиться, губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы («улыбка»)

Речевое развитие ребёнка

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворённые самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого    будет зависеть всё его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируются психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребёнка, формированию его личностных качеств.

Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно- это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, даже умиляет. Когда же  плохо говорит школьник- это уже серьёзная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжёлого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма.

Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребёнка? Как не упустить время,  когда следует бить тревогу? В логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой.

От 1,5 до 3 мес.- «гуление» (а-а-а, гууу-гууу);

от 6-9 мес.- «лепет» (па-па-па, м-ма-ма);

от 9 мес. до 1 года- первые слова и звукоподражания (дай, ав-ав);

с 1 года 6 мес. до 1года 9 мес. – первые предложения: «Ляля бух! Мама дай!»

От 2 до 3 лет ребёнок практически усваивает грамматический строй родного языка.

От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду.

Итак,  к 4-5 годам ребёнок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука (Р,Л,С,Щ), то это не страшно. А вот,  если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да ещё запас слов крайне мал, это уже серьёзно, и следует немедленно обратиться к логопеду.

Что же можно посоветовать? Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребёнка, приговаривайте ласковым голосом какой- нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой моё личико»

С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Ведь сначала ребёнок  неправильно воспринял, затем неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника.

И ещё один очень важный момент- стремительность  речевого развития. Этот

вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза.

В этом случае первые слова детей опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребёнок, едва «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развёрнутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, читают, показывают видеофильмы. И он все понимает, с интересом слушает. и казалось бы всё идёт прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. Это происходит потому, что ещё слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребёнка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того чтобы предотвратить  развитие невроза, нужно больше гулять с ребёнком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.  

Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. А главное- руководствоваться принципом «Не навреди».

Речь ребёнка- важная черта его личности. от её развития зависит, каким он вырастет. Пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

Речевые игры: что это такое и как в них играть

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшими в гости приятелями, со знакомыми ребятами в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми.

Я предлагаю вам- мамы, папы, бабушки и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным и интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослыми делает её полезной  и желанной.

Что же такое « речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.

Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. В стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например,  это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин»).

Где же взять такие стихи? Вы их найдёте на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских поэтов. Если вы обладаете способностью рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.

А в чём же польза этих игр? Играя и примеряя на себя самые разные роли, ребёнок самовыражается, у него появляется желание придумывать и фантазировать, умение чувствовать ритм стиха. Речевые игры помогают развивать мышление  и речь ребёнка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.

Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чём говорю, то и показываю. Начните с того, что  после прочтения детям выбранного стихотворения, поговорив о его содержании, придумайте удобный и соответствующий тексту  стиха жест. Часто в речевых играх используется приём звукоподражания. Если в стихотворении речь идёт о бабушке- текст произносится по- старушечьи, о мышонке- тоненько, высоким голоском. Элементы звукоподражания вносят в игру оживление и веселье.

А теперь пришло время познакомить вас с речевыми играми.

«Аты- баты, шли солдаты»

Аты- баты,                             Дети маршируют. Прикладывают правую руку к  

Шли солдаты.                        голове- «отдают честь»   

 Аты- баты,                            Маршируют. Указывают левой рукой в сторону               

На базар.                               базара- «вон там базар».

Аты- баты,                        Маршируют.  Разводят руки в стороны-            

Что купили?                     вопросительная интонация- «спросить руками»

Аты- баты,                       Маршируют. Расставляют ноги, слегка приседают, руки 

Самовар.                           упирают в бёдра, локти в стороны- «я самовар»  

«Музыканты»

Я на скрипочке играю, тили-тили-тили.              Изображают игру на скрипке

Скачут зайки на лужайке, тили-тили- тили.       Скачут, как зайчики.

А теперь на барабане, бум-бум-бум,           Изображают игру на барабане. 

Трам- трам- трам! В страхе зайки разбежались по кустам.  Дети убегают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Учимся говорить выразительно"

Советы логопеда родителям по развитию выразительности речи дошкольников...

Учимся говорить выразительно

Дети шестого года жизни четко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение,...

Учимся говорить выразительно

Дети шестого года жизни четко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение,...

Учимся говорить выразительно

Консультация для родителей...

Консультация "Учимся говорить выразительно"

Советы родителям "Учимся говорить выразительно"...

Учимся говорить выразительно. Консультация для родителей.

Упражнения для развития дикции и интонационной выразительности....

Учимся говорить выразительно!

От того, как Вы будете разговаривать с ребенком, насколько эмоционально окрашена будет Ваша речь, зависит и качество речи  малыша....