Инновационный педагогический приём "Кубик Блума"
статья (старшая группа)
Инновационный педагогический приём "Кубик Блума"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kubiki_bluma.docx | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии.
В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
А как развивать в ребёнке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую речь? Предлагается один из приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума».
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. «Кубика Блума».
Методика использования
1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
• Назови.
• Почему.
• Объясни.
• Предложи.
• Придумай.
• Поделись. Всего шесть блоков.
2. Формулируется тема НОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
3. «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или один ребёнок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Например. Блок-Назови.
Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Например, Назови три осенних месяца. Какие осенние праздники ты знаешь?». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Блок-Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему осенью улетают перелётные птицы? Какая перелётная птица улетает первой?
Блок-Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Например.
- Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят осенью?
Блок-Предложи. Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: Предложи игры, в которые можно поиграть осенью? Например: одежда осенью или как дикие животные запасаются на зиму?
Блок-Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай красивые слова об осени. Как её можно описать.
Блок-Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например. «Нравится ли тебе такое время года как осень? За что ты её любишь?
Применение
«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.
Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.
Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.
Можно назвать грани фигуры так:
Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).
Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Но практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная технология "Кубик Блума"
«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление...
Представление опыта для творческой группы по организации психолого-педагогического сопровождения на тему "Формирование у дошкольников системы «мягких навыков» через инновационную технологию «Кубик Блума».
Кубик Блума является инновационной практикой в развитии критического мышления дошкольников и позволяет систематизировать полученные знания.Использование приема "Кубик Блума" только на первый...
«Формирование критического мышления у детей посредством современной инновационной технологии «Кубик Блума»
Мастер-класс способствует повышению профессионального мастерства педагогов, участников мастер – класса, в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критиче...
Мастер-класс для педагогов "Применение инновационного приема "Кубик Блума" на занятиях с детьми дошкольного возраста"
На этом мастер-классе педагоги познакомятся с применением инновационного приема "Кубик Блума" на занятиях с детьми дошкольного возраста для закрепления пройденного материала....
Использование инновационной технологии «Кубик Блума» для развития детей дошкольного возраста
В статье Вы найдете информацию о инновационной технолгии "Кубик Блума", применяемов в работе с дошкольниками. Данную технологи. разработал американский ученый и психолог Бенджамин Блум....
"Использование инновационной технологии "Кубик Блума" в работе с детьми дошкольного возраста"
Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.Кубик "Блума" - это упрощенный способ, который помогает не только собрать все знани...
Применение инновационной технологии «Кубик Блума» на занятиях с детьми дошкольного возраста
В материале содержится описание и варианты работы с кубиком Блума, который можно использовать на занятиях с дошкольниками, школьниками и взрослыми людьми....