Особенности речевого развития детей 3-4 лет
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в форме деловой игры
«Особенности речевого развития детей 3 – 4 лет»
с участием логопеда Потемкиной Н.А. от 27 апреля 2022г
Возраст 3 – 4 лет психологи называют возрастом «почемучек». Детям интересно все, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной особенностью развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: Почему? Как? Зачем? Куда? Что будет, если…? При этом важно помнить, что ответ должен быть кратким и понятным, так как длинный ответ выслушать не способен.
В возрасте 3 – 4 лет дети активно копируют речь взрослого. Поэтому очень важно, чтобы дети слышали правильную речь окружающих его членов семьи. Нельзя «сюсюкать» с ребенком, коверкать слова, говорить и ошибаться как он – это надолго задержит развитие правильного звукопроизношения. Вредным оказывается общение с малолетними детьми.
Что же должно насторожить родителей и быть поводом обратиться к логопеду за помощью?
- Если в 3 – 4 года у ребенка отсутствует фразовая речь (малыш должен пользоваться развернутыми фразами, состоящими из 3,4 и более слов; пока в речи преобладают простые распространенные предложения, состоящие не только из сущ. и гл., но и прил., нар., мест., притяж. прил. с использованием предлогов и союзов).
- Речь ребенка не понятна окружающим (артикуляционная моторика у детей данной возрастной группы улучшается, фонетические нарушения еще возможны, но они быстро корректируются, например, недостаточно четкое произношение шипящих и свистящих (ц, ч); отсутствие или замена л, р; перестановка слогов в слове или сокращение структуры слова ( «масалет», «весипет»).
- Наблюдается заикание или запинки в речи.
- Не выполняет словесные команды.
Показатели очень индивидуальны, но существуют нормы речевого развития детей 3 – 4 лет.
- Ребенок должен знать и проговаривать собственное имя, фамилию и отчество.
- Называть имена близких родственников и друзей.
- Описывать увиденную ситуацию.
- Распределять в речи предметы по группам (посуда - …, одежда - … и т.д.)
- Находить признаки предмета: окно прозрачное; стул деревянный; лимон кислый…)
- Разговаривать громко и тихо.
И несколько полезных и неожиданных советов.
- Читайте стихи и сказки по возрасту, рассматривайте картинки, задавайте вопросы.
- Обязательно поправляйте речевые ошибки ребенка.
- Во время общения приучайте смотреть ребенка прямо на говорящего, так он легче перенимает правильную артикуляцию звуков.
- Обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо, т.к. слабость челюстных мышц задерживает развитие артикуляционного аппарата.
- Не забывайте развивать мелкую моторику – т.е. малыш как можно дольше и чаще должен работать своими непослушными пальчиками ( пусть малыш сам застегивает ботинки, засучивает рукава, помогает одеться куклам). Детские пальчики будут становиться проворнее, а речь понятна не только маме, но и окружающим.
Грамотная и чистая речь ребенка приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов.
Ритмичная чистая речь – это, в первую очередь, правильное произношение звуков. Это обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной (комплексной) работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие о согласованные движения помогает артикуляционная гимнастика. Это упражнения, которые включают отработку положения губ, языка и неба.
Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет быстрее преодолеть речевые дефекты; повысить тонус мышц, щек, губ, языка («убрать кашу во рту»).
Хорошо, если упражнения будут выполняться напротив зеркала, в которое ребенок видит свое отражение и того, кто с ним занимается.
«Вкусное варенье»
«Иголочка»
«Качели»
«Лопата»
«Часики»
«Горка»
«Хоботок»
«Хомячок»
«Улыбка»
«Месим тесто» и др.
Каждое упражнение надо выполнять до 10 раз. Другие упражнения помогают развить силу голоса, речевое дыхание и фонематический слух (он необходим различения звуков и правильного восприятия речи других людей на слух).
Игра «Эхо». Цель: развитие силы голоса. Для игры нужен мяч. Взрослый бросает мяч ребенку и громко произносит сочетание звуком «ау», «уа», «ои» и т.д. – ребенок тихо повторяет и наоборот.
Игра «Пароход». Цель: развитие силы и высоты голоса. Предложить детям погудеть «ду-ду-ду» как большой пароход, маленький, как пароход, который плывет близко, как плывет далеко.
Игра «Хлопни, когда услышишь». Цель: учить выделять заданный звук. Взрослый задает определенный звук «м» и называет медленно цепочку звуков «А», «о», «г», и т.д и когда ребенок слышит заданный звук, должен хлопнуть в ладоши.
Игра «Угадай по звуку». Ребенок сидит спиной или закрытыми глазами. Взрослый создает звуки и шумы, а ребенок называет или показывает услышанные звуки.
Игра «Радисты» Ребенок повторяет отхлопанный ритм. Постепенно ритмический рисунок усложняется.
Артикуляционный или логопедический массаж. Рекомендован для детей с различными речевыми расстройствами для активизации и коррекции речевых дефектов. Этот массаж нормализует работу мышц речевого аппарата, улучшает тонус и состояние голоса.
1 упражнение. Цель: расслабление мышц поднимающих угол рта. Описание: легкое поглаживание (растирание) щек от мочек к крыльям носа
2 упражнение Цель: расслабление скуловых мышц. Описание: легкое поглаживание (растирание, пощипывание), от мочек к середине подбородка.
3 упражнение. Цель: расслабление губ. Описание: легкое поглаживание (описание, разминание, пощипывание, покалывание) губ от углов к центру.
4 упражнение. Цель: расслабление мышц шеи. Описание: поглаживание шеи сверху вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...
«Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни»
Консультация для родителей...
«Особенности речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методы и приемы развития речи в группах общеразвивающей направленности и в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Цель семинара-практикума - повысить компетентность педагогов ДОУ всех возастных групп по развитию речи докольников....