Консультация для родителей "Роль пальчиковых игр для развития речи детей 2-3 лет"
консультация

Толстякова Анна Сергеевна

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Стимуляция детских пальчиков ведет к развитию и совершенствованию мелкой моторики руки, что в свою очередь влияет на развитие речи малыша, его интеллекта в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_rod_palchik_igrymicrosoft_word_2.docx60.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр для развития речи детей 2-3 лет»

https://dou1-usolie.ru/wp-content/uploads/2022/12/palchiki.jpg

   Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания.

  Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

   Стимуляция детских пальчиков ведет к развитию и совершенствованию мелкой моторики руки, что в свою очередь влияет на развитие речи малыша, его интеллект в целом.

   Ученые выявили, что пальчиковые игры развивают фантазию, координацию движений, способствуют выработке детьми схемы своего собственного тела, а так же служат в целях расслабления и релаксации, подготавливают руку к письму.

Таким образом, польза пальчиковых игр заключается в следующем:

  • В игре с участием пальчиков развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика, а с ними и речевые навыки.
  • Улучшается координация движений.
  • Развивается память, внимание и воображение.
  • Становится богаче словарный запас.
  • Идет подготовка руки к рисованию, письму.
  • В ходе игры малыш успокаивается, сбрасывает эмоциональное и физическое напряжение.

   У детей до 2 лет в пальчиковых играх в основном пассивная роль. Взрослый складывает ладошки малышу, сгибает, разгибает, массирует ему пальчики и так далее. На первый план в игре в этом возрасте выходит массаж и эмоциональный контакт.
   Чем старше становится ребенок, тем активнее он включается в пальчиковую игру. Начинает сам повторять движения и слова.
В два года малыш способен выполнить по просьбе и показу взрослого простые действия, например, похлопать в ладошки, сложить кулачки. Некоторые дети в этом возрасте уже могут повторить слова сопровождающей игру потешки: полностью или частями.
   Пальчиковой игры для детей 2 лет должны быть короткими, понятными для ребенка, с несложным сюжетом и ритмичным сопровождением. Пример такой игры – пальчиковая игра «Капуста». Сначала взрослый помогает малышу выполнить движения. Потом показывает их, а ребенок повторяет:
“Мы капусту рубим, рубим (движения прямыми ладонями вверх-вниз, имитация движения лезвия ножа).
Мы капусту трём, трём (малыш трет кулачки друг о друга).
Мы капусту солим, солим (пальцы сложены в щепотку, ребенок изображает, как солят).
Мы капусту жмём, жмём (малыш сжимает и разжимает кулаки).
А потом и в рот кладем. Ам! (пальцы снова в щепотку, воображаемую капусту нужно поднести ко рту)”.

   К возрасту 3 лет пальчиковые игры продолжают усложняться. В игре можно использовать не только движения руками и пальцами, но и сочетать их с другими физическими упражнениями: приседаниями, наклонами, махами руками и ногами.
Выбирая игру, ориентируйтесь на возможности малыша. Если игра будет для ребенка сложной, он быстро потеряет к ней интерес, а не по возрасту простая – сразу же наскучит.
   Играйте, когда ребенок в хорошем настроении. Постарайтесь, чтобы его не отвлекали посторонние звуки. Если видите, что малыш не справляется с заданиями, не настаивайте и не ругайте его. Игра не должна превращаться в скучный урок. Как только заметите, что ребенок устал или стал отвлекаться, заканчивайте играть и переключите внимание крохи на другую деятельность.
  Пример классической пальчиковой игры для детей 3 лет – “Рыбка”. В ней ребенок самостоятельно выполняет движения под слова взрослого:
«Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть (Сложенными вместе кистями показывают движение рыбки).
Рыбка, рыбка, озорница (погрозить пальчиком),
Мы хотим тебя поймать (развести ладошки и схлопнуть их хватательным движением).
Рыбка спинку изогнула (Согнуть кисти пальчиками вниз),
Крошку хлебную взяла (показать пальчиками как рыбка открывает и закрывает рот),
Рыбка хвостиком махнула (сложить ладошки вместе, подвигать их вправо-влево),
Рыбка быстро уплыла (спрятать ручки за спину).

   Таким образом, можно выделить следующие рекомендации при использовании пальчиковых игр:

  1. Играйте чаще и с личной вовлеченностью.
  2. Пальчиковые игры для детей 2 лет должны быть простыми и короткими, что бы ребенок мог из запомнить без труда и повторить.
  3. Выполняйте все движения совместно, проговаривая слова.
  4. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала правой рукой, а затем левой.
  5. Сначала выучите и используйте 2-3 пальчиковые игры и повторяйте их, а уже потом можно добавлять новые.
  6. Не заставляйте ребенка играть если он в данный момент этого не хочет. Поддержите интерес ребенка переключая внимание.
  7. Важно обращать внимания на то, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

ВЫВОДЫ:

- Пальчиковые игры помогают создать эмоциональный контакт со взрослым, развлекают ребенка, развивают мелкую моторику, координацию движений, речь, память, внимание, воображение.

- Развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Малыш во время игры узнает и запоминает новые слова, учится воспринимать ритм, различать интонацию.

1ды:

  1. Пальчиковые игры развлекают малыша, помогают создать эмоциональный контакт со взрослым, развивают мелкую моторику, речь, память, воображение, координацию движений.
  2. Пальчиковые игры для детей 2 лет должны быть достаточно простыми и короткими, чтобы ребенку легко было их запомнить и повторить.
  3. Пальчиковые игры для детей 3 лет могут сочетаться с физическими упражнениями, включать манипуляции с игрушками и предметами.
  4. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Кроме того, во время игры ребенок узнаёт и запоминает новые слова, учится воспринимать ритм, различать интонацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей»

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо, как каша во рту. Ребёнок говорит мало слов. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, ра...

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи детей"

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – ...

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

«Пальчиковая гимнастика для развития речи детей младшего дошкольного возраста». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития моторики рук, которая оказывает благопр...

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей»

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей»...

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей»

quot;Пальчиковая гимнастика для развития речи детей"...