Консультация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание детей»
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_hudozhestvenno-esteticheskoe_vospitanie_detey_.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Художественно-эстетическое воспитание детей»
«То, что упущено в детстве, никогда не возместиться в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребёнка и особенно эстетического воспитания».
В. А. Сухомлинский.
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели - это значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности. Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с вами, дорогие родители!
«Два берега одной реки» - главный принцип, по которому строится взаимоотношения ДОУ и семьи по всем вопросам, в том числе и по художественно-эстетическому развитию детей. Основной целью художественно-эстетического воспитания детей является: -развитие способности художественного видения мира;
-приобщение к миру искусства;
-развитие художественно-творческих способностей.
Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности ребёнка, но и духовный объект наслаждения, объект, в котором ребёнок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонию и дисгармонию.
Первоосновой профессионального искусства является народное искусство. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой. Рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о том что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, использует их в процессе игр с куклами (колыбельные песни, потешки, приговорки, в результате чего обогащается их собственное творчество и образнее становится речь.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительного искусства активизирует сенсорное развитие ребёнка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействует на формирование речи, игры, а в целом помогает ребёнку подготовиться к школьному обучению.
В дошкольный период у ребёнка формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического и художественного развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатления, яркость в выражении и проявлении воображения.
Наша задача состоит в том, чтобы внимательно относиться к желанию детей рассматривать или прослушивать то или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребёнка вопросами и собственным творческим примером, бережно относиться к первым росткам детского творчества.
Консультация для родителей
«Развитие творческих способностей дошкольников».
Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Детское художественное творчество – деятельность ребенка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, лепных поделок, художественных композиций и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребенка.
Изобразительное детское творчество является массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребенка со взрослым, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Любые задатки прежде, чем превратить в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
В каком возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?
Изобразительное творчество развивается с 1,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет начинает изображать узнаваемые предметы.
Как развивать творческие способности?
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их психологи определили или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
1) Развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет.
2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать на что это может быть похоже.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют 6 основных условий успешного развития творческих способностей детей.
1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка. Затем раннее чтение, счет, знакомства с различными инструментами и материалами.
2. Второе – создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Что бы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.
3. Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
4. Четвертое заключается в предоставление ребенка большой свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.
5. Но предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых – это пятое условие. Главное – не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.
6. Необходимы комфортная обстановка и наличие свободного времени. Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Материалы и консультации для родителей в области художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Литература:
1. Актуальные проблемы психологии в образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 1–3 апреля 2013 года / отв. Ред. И. А. Синкевич. — Мурманск: МГГУ, 2014. — Т. 2. – 240 с.
2. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. — 2004. — № 4. — С. 23–35.
3. Бехтерева Е. Н., Баер Н. Н. Использование инновационных форм работы дошкольной образовательной организации с семьей // Развитие современного образования: теория, методика и практика. — 2013. — № 4. — С. 232–237.
4. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. — М.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2003.
5. Бутенко Н. В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2014. — № 4. — С. 23–32.
6. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное / Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2011. — 244 с.
7. Гаспринская А. А. Взаимодействие социальных институтов в развитии детей младшего дошкольного возраста // Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика». — 2014. — № 9. — С. 64–67.
8. Гладкова Ю. А. Общаемся с родителями. Детско-родительский клуб / Ю. А. Гладкова, Н. А. Баринова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2009. — № 1. — С. 66–71.
9. Дергачева О. М. Проблема взаимодействия детского сада и семьи /Дергачева О. М., Хозяинов Г. И. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. — М., 1998. — С. 26–30.
10. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / Авт.-сост. Глебова С. В. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 – 111 с.
11. Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы [Текст] / И. А. Лыкова. — М.: Издательский дом «Карапуз», 2010. — 160 с.
12. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений». – М., 2002. — 120 с.
13. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Т. Н. Доронова. 2–е изд. М.: Просвещение, 2008. — 189 с.
14. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении: методическое пособие. — М.: Новая школа, 1995. — 128 с.
15. Дубровина Н. И. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Н. И. Дубровина // Научные исследования: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 198–200.
16. Журавлева Е. С., Горбунова Н. Е. Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Педагогический опыт: теория, методика, практика. — 2013. — С. 2–5.
17. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 80 с. (Библиотека руководителя ДОУ).
18. Иваненко М. А., Королева С. В. Акмеологический подход к организации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с семьей // Образование и саморазвитие. — 2015. — № 1. — С. 47–52.
19. Изучение. Эксперимент. Практика: сборник статей. Вып. 5 / И 395 сост. Л. В. Вохминова, отв. ред. А. П. Савченко; Поморский гос. Ун-т им. М. В. Ломоносова. — Архангельск: Поморский университет, 2010. — 256 с.
20. Карман М. М. Актуальные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей по гармонизации родительско-детских отношений // Современные дети — какие они?: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22–24 декабря 2010 года. — 2012. — Т. 4. — С. 273–277.
21. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 112 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».)
22. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др. — М.: Просвещение, 1977. — 253 с.
23. Леонтьев А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2007. — 144 с.
24. Майер А. А., Богославец Л. Г. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ: учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. и перераб. — 2012. — 176 с.
25. Насибова З. Л. кызы Проблемы и перспективы взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников // Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. — 2014. — С. 178–181.
26. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://elibrary.ru/ (дата обращения: 20.02.2017).
27. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
28. Петрикова С. К., Шибеко Ю. А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Современные дети — какие они?: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22–24 декабря 2010 года. — 2012. — Т.3. — С. 8–12.
29. Профессиональное образование. Словарь / Под ред. С. М. Вишнякова. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. 30. Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2010.
31. Родионова, А. В. Педагогический глоссарий, 2010.
32. Современные дети — какие они?: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22–24 декабря 2010 года / отв. Ред. А. А. Смага. — Мурманск: МГГУ, 2012. — Т. 4. — 307 с.
33. Соснина Н. В., Старобина Е. М. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей // Человек и образование. — 2010. — № 4. — С. 25–29.
34. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. [Текст] / Б. М. Теплов. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
35. Тимиреева М. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста. — 2015. — С. 642–645.
36.Турченко В. И. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие / В. И. Турченко. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. — 256 с.
37. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. — Москва, 1980 // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное пособие / [и др.]; Ред. М. Ф. Шабаева; Сост. Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко. — Москва: Просвещение, 1980. — С. 303–307.
38. Чумичева Р. М. Детско-жизненное пространство, освоение ребенком индивидуальной модели поведения [Текст] / Р. М. Чумичева // Мир детства и образования: сборник материалов III Международной научно-практической конференции — Магнитогорск: МаГУ, 2009. — С. 13–19.
39. Шацкая В. Н. Эстетическое воспитание детей в семье. — М.: Издательство Знание, 1954. — 24 с.
40. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»
Знакомство с искуством...
Консультация для родителей «Художественно - эстетическое воспитание детей через нетрадиционные техники рисования»
«Изобразительное творчество детей – один из самых ранних видов художественной деятельности,...
Консультация для родителей «Художественно - эстетическое воспитание детей в семье»
Художественно - эстетическое воспитание детей в семье...
Консультация для родителей "Художественно-эстетическое воспитание детей раннего возраста"
Эстетическое воспиание - это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира....
Консультация для родителей "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье"
В консультации даны советы родителям по развитию у детей восприимчивости к окружающему нас миру, умения видеть...