Консультация для родителей "Кубики для развития речи детей".
консультация

Лупанова Вероника Васильевна

Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить Вас с интересным дидактическим пособием, которое способствует  речевому развитию ребёнка, и его легко изготовить самостоятельно в домашних условиях -  это «Речевые кубики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_doshkolnikov.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников.

Кубики для развития речи детей.

Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить Вас с интересным дидактическим пособием, которое способствует  речевому развитию ребёнка, и его легко изготовить самостоятельно в домашних условиях -  это «Речевые кубики».

Кубики - это одна из первых игрушек, в которую начинают играть все дети. Именно из кубиков мы начинаем учиться строить башни, замки, гаражи. Но можно проявить немного воображения, и вот кубики уже способствуют развитию речи. Кубики можно сделать из картона или обклеить старые деревянные или пластмассовые кубики. На грани кубиков наклеиваются  знакомые  детям картинки: игрушки, домашние животные, овощи, фрукты, семья, глаголы (действия), предметы дома, цвета, цифры до 6, геометрические фигуры и так далее.

Я приведу пример нескольких игр, которые доступны каждому родителю:

Д/И «Угадай» Бросаем кубик ребенку. Или ребенок бросает кубик и ловит его в ладошки. Не показывая никому картинку, он рассказывает о предмете или персонаже, Задача всех отгадать, что изображено на кубике (например, «волшебная палочка»).

Д/И «Каша-малаша». Игра на развитие умения образовывать существительные в творительном и предложном падежах, учить правильно употреблять предлоги «под», «на». Задание: ребенок берёт картинки и складывает их одним из предложенных способов, при этом проговаривает свои действия. 1) складывает картинки одну под другую (например, под цветком бабочка, под помидором стул, под окном скамейка и т.д.). 2) складывает картинки одну на другую (например, на будке петух, на стуле чайник, на сапоге кот и т.д.)

Д/И «У кого интереснее?». Игра на развитие умения составлять предложения по заданному глаголу.

Также составляем словосочетание из 2х кубиков в разных вариациях: предмет + цвет, предмет + количество, фигура + цвет, фигура + количество, предмет + действие, предмет + форма. Следующий этап игры — сочетаем три признака и три кубика: предмет + количество + форма, предмет + цвет + форма, форма + цвет + количество. Не забываем каждый раз уточнять: «Бывает не-бывает?», когда это бывает? Если «не бывает» — знакомим с вопросительной интонацией, затем можно поиграть и с восклицательной: «Красный банан?» (вопросительно), «Красный банан!» (восклицательное предложение, удивленно, восхищенно, изумленно).

«Кубики  Историй»  Грани кубиков обклеиваются разнообразными детскими картинками. С помощью этих кубиков можно придумывать истории.
«Кубики  Историй»
 помогают детям научиться умственному восприятию и переработке информации, развивают красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике. Это тренажер для тренировки речи, творческих способностей!

Рассказывать истории – зачем это может быть нужно? Если вы задумаетесь над этим, то поймете, что мы постоянно только и делаем, что слушаем или рассказываем истории. Мы принимаем это как само собой разумеющееся, но зачастую недооцениваем всю силу, которую имеет это искусство над нами и над окружающими. В самом деле, хорошо рассказанная история может быть забавной, поучительной, дающей мотивацию. Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в « Кубиках Историй» нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают придуманные приключения какого-то героя, игрок сам может выбрать жанр своей повести - детектив, фантастика, сказка, мир глазами кошки…, да все что угодно! Играя в большой компании не менее весело придумать одну историю на всех, когда каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном им кубике. К тому же, это поможет незнакомым между собой детям, начать общение. Рассказывание историй имеет так же и психопрофилактический эффект, так как позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, молчаливые становятся более разговорчивыми, а робких делает смелее.

Поэтому, «Кубики Историй» - это больше чем игра, это инструмент, дающий возможности.

КАК ИГРАТЬ?

Очень просто!

Выбрасываем все  кубики и придумываем историю, которая объединит все  изображения, выпавших на кубиках. Сначала задачу можно упростить. Сначала составлять историю можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий – взрослый, и так далее. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать  сюжетную линию в нужном направлении. Начать можно со слов «Однажды...», «В некотором царстве...», «Жили – были…» и так далее. С какого кубика начинать рассказ? С любого! Не существует плохих историй, цель игры дать возможность картинкам пробудить ваше воображение.

Структура рассказа истории:

  1. Вступление. Развитие событий. (Герой погружается в ситуацию)
  2. Кульминация (Решение проблемы)
  3. Заключение (Итог)

Варианты игры…

1. Бросить кубики, выбрать один из них как точку старта и рассказать историю, сочетающую все выпавшие элементы. 

2. Раздать кубики всем играющим. Один начинает. По очереди каждый бросает кубик и продолжает историю на основании выпавшего изображения.

3. Выбрать заголовок или тему, бросить кубики и рассказать историю, связав все выпавшие элементы. Например, с кубиками в наборе «действия» сочинить историю: «Хороший день Пети».

4. «Главный герой». Сочинить образ главного героя, выбрав три кубика. Может получиться индейское прозвище или имя и фамилия, и место, откуда герой родом или особенность внешности;

5.  «Что общее?» Бросить два кубика и сравнить две картинки: найдите общее или отличия. Больше общего можно найти, смешав кубики из разных наборов. Что общего между рыбкой и волшебной палочкой?

6. Придумайте рифму к слову, обозначенному картинкой.

7. «Словарь». Собрать  всю информацию о слове, обозначенном картинкой (по возрасту). Например. Что? "фонтан"- существительное, глагол (что делает?) - «плещется, струится», прилагательное (какой?)- «серебристый, шумный, музыкальный» и т.д.

8. Бросить кубик и запомнить картинку. Бросить  кубик снова и рассказать  историю по картинкам, но с точки зрения первого выпавшего лица или предмета.

9. «Реклама». Сочинить рекламную историю с целью похвалить или продать свой "продукт".

10. «Короткая история». Сочинить максимально короткое грамматически правильное предложение, связав все выпавшие картинки, даже если оно будет нелогичным и смешным.

11. Собрать  картинки с кубиков для иллюстрации сказки и перескажите её.

12.«Подвижные кубики». Детям нравится так бросать кубики, что они разлетаются в разные стороны. Используйте этот момент, а заодно и дайте возможность подвигаться! Пусть игроки добираются до разлетевшихся кубиков разными способами (допрыгивают на одной ножке, ползут) – от одного кубика к другому и сочиняют историю!

13.«Что? Где? Когда?». Для игры потребуется дополнительный кубик, на котором нужно написать наводящие вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Почему? Как? Сначала игрок бросает кубик с вопросом, а потом бросает сюжетный кубик и сочиняет историю.

Игры с сюжетными кубиками невозможно сосчитать и легко придумать самим - стоит  только раз попробовать!

У Вас всё получится!  Желаю удачи!

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Показатели развития речи детей раннего возраста( с 1 до 3) (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В консультации для родителей представлена таблица показателей развития речи детей раннего возраста и до 3 лет...

Консультация"Роль родителей в развитии речи детей"

Консультация предназначена для родителей детей младшего дошкольного возраста и детей не посещающих ДОУ...

Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...

Консультации для родителей по развитию речи детей.

Формы коррекционной работы в семьеОбогащение словаря ребенка в домашних условияхОдним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, ...

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....