Консультация для родителей "10 идей развития речи малыша 3-4 лет"
консультация (младшая группа)
В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша. У детей четвертого года жизни на первое место снова выходят отношения с другими людьми, как это было в возрасте от рождения до года. Больше всего малышей этого возраста занимают сюжетно-ролевые игры, а значит, умение общаться с помощью языка, чтобы играть со сверстниками, превалирует.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_idey_razvitiya_rechi.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
10 ИДЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ
1. Чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.).
2. Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал — воспроизводил мысли взрослых.
Например, бесполезно заучивать, что «свекла и морковка – это овощи, а яблоко и груша – фрукты». Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.
Вопрос к ребенку, который нам поможет: «Чем похожи друг на друга все овощи?» (растут на огороде на земле или в земле, их выращивают люди, они съедобные — из них готовят супы, пюре, рагу и т.д.). Тот же вопрос поможет объединить и другие предметы, объекты по сходным существенным признакам в одно родовое понятие.
3. Чаще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом (их детали, форму, размер, цвет, материал).
Например, можно сравнить свою куртку и комбинезон ребенка; стул и кресло… Такие упражнения в повседневной жизни – мощный ключ к развитию мышления и речи малыша.
4. Помните: развивается то, что тренируется - чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, интересных случаях из его опыта.
Например, по дороге к бабушке спросите ребёнка, чем он хочет заняться, как будет играть, с какими игрушками, какие игрушки ему больше нравятся и почему, а какие – меньше. Утром – попросите рассказать сон, который ему снился, вечером – придумать интересный сон. Обсудите, как он хочет провести выходные, какие игрушки ему понадобятся на прогулку.
После садика обязательно поинтересуйтесь не тем, что он ел, а тем, как прошел день, что было интересное, что его огорчило, что порадовало, что удивило, с кем и во что он играл, что узнал и чему научился.
5. Очень полезно вслух при малыше комментировать свои действия, называя точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства.
6. Сочиняйте сказки прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте (помогите наводящими вопросами или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит)
7. Играйте с малышом в загадки. Это весьма увлекательное развивающее занятие. Вы просто общаетесь с ребёнком, предлагая ему разгадать хорошо знакомый ему предмет или объект по косвенным признакам. А если подбирать задания в стихотворной форме и читать их с выражением, то можно научить малыша более чётко и ясно выражать свои мысли.
8. Помните, что у самых маленьких детей развитие речи связано с развитием мозжечка. Мозжечок отвечает за артикуляцию звуков. А развивается мозжечок только в активных действиях самого малыша. Полезны любые занятия, развивающие координацию движений – велосипед, скакалка, прыжки, школа мяча, спортивные игры.
9. Помните, что с детьми нужно говорить спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки. Иначе малыши не могут выделить отдельные слова и звуки из потока речи взрослых, и развитие активной речи задерживается.
10. В общении с детьми чаще используйте народные потешки.
Развитие речи малышей — это интересно, весело и очень важно для того, чтобы ребенок научился свободно пользоваться речью для выражения своих мыслей и чувств, мог достигать своих целей в общении и налаживать отношения с другими людьми.
Игра для развития речи и памяти «Мой — твой»
Шаг 1. Взрослый раскладывает игрушки (шесть – восемь штук), раздавая поровну: одну — ребенку, а другую – себе. Ребенку и взрослому нужно запомнить, где чья игрушка.
Шаг 2. Все игрушки складываются в коробку или в мешочек. И начинается игра!
Шаг 3. Ведущий игры — взрослый — достает из мешка первую игрушку и спрашивает про нее: «Это чей котенок?». А ребенок быстро отвечает: «Это мой котенок», если это его игрушка. Если малыш не ответит, замешкается, то игрушка остается у ведущего. Задача ребенка – успеть получить все свои игрушки, не пропустить их.
Вариант «Как зайчонок и лисенок игрушки делили»
Сначала рассматриваем игрушки – какие из них принадлежат лисенку, а какие зайчонку. А затем рассказываем историю о том, как зайчонок и лисенок гуляли на улице, а мамы позвали их домой. Но вот беда – игрушки перепутались и растерялись! Надо их найти и разложить правильно.
Мы собираем игрушки, а затем начинаем их делить. Для этого берем одну игрушку и спрашиваем зайчонка и лисенка: «Чья это лодочка?». Игрушки держит ребенок в своих руках животных и отвечает за них: «Это моя лодочка! Дайте мне ее, пожалуйста».
Вариант «Угадай на ощупь»
Мы даем ребенку 3-5 игрушек нужных нам названий, он их гладит, запоминает, называет. Затем мы их перемешиваем с другими игрушками в коробке. Далее ребенок закрывает глаза, а взрослый кладет в непрозрачный мешочек одну из игрушек: «Что это за игрушка?».
Ребенок ощупывает игрушку в мешке, не вынимая ее, и отгадывает, что это. Если это его игрушка, он должен ее назвать так: «Это мой мишка».
Как видите речевое упражнение можно превратить в игру, увлекательную
для ребенка и для взрослого!
При нормальном развитии внимание ребенка всегда сосредоточено на предметной деятельности или эмоциональном общении. Это доказал в своих трудах советский психолог Д. Эльконин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Игры и упражнения для развития речи малышей"
Чтобы развивать способность понимать речь окружающих людей, расширять ориентировку в пространстве помогают коррекционные игры, направленные на активизацию чувственного познания и речи....
Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр в развитии речи малышей"
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? ...
20 идей для развития речи малышей
Речь ребенка прекрасно развивается в интересном для малыша общении, которое можно организовать дома по ходу обычной жизни без лишних затрат денег, времени и сил....
20 идей развития речи малышей для занятых мам.
20 идей развития речи малышей для занятых мам....
Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"
Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"....
Консультация для родителей "Как развивать речь малыша". Консультация для воспитателей "Методика работы по развитию речи детей 2-3 лет. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Из размещённого материала вы сможете почерпнуть теоретические и практические знания о развитии речи детей младшего дошкольного возраста....
КОНСУЛЬТАЦИЯ «НАЙДИТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫША»
Подготовила: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Фролова Лариса Васильевна...