Консультация "Роль семейного микроклимата в развитии личности ребёнка-дошкольника"
консультация (младшая группа)
В материале родители найдут ответы на вопросы: "Что такое безусловная родительская любовь?", "Почему нельзя потакать детским капризам?", "Какой вред "безграничие" мамы может нанести ещё несовершенной детской психике?". Советы, которые окажутся полезными как для мам, так и для пап, помогут им обрести уверенность в собственных силах, научат проявлять любовь правильно, не вредя развитию и воспитанию своего ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semeynogo_mikroklimata_v_razvitii_lichnosti_rebyonka-doshkolnika.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Роль семейного микроклимата
в развитии личности ребёнка-дошкольника
Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируются в дошкольном детстве. От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба. В этом возрастном периоде складываются важнейшие психологические условия внутренне свободного действия. Почему же так важно в этом плане семейное воспитание?
Все дело в том типе общения, который отличает семью. Известно, что ребенок как личность существует и развивается в общении с другими, в первую очередь близкими ему людьми. С этой позиции развитие личности предстает как развитие общения.
Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, общение должно быть полноценным, универсальным. Качеством универсальности обладает только общение, которое ребенок имеет в семье.
Именно по этому качеству общения можно судить о полноценности семьи, а вовсе не по количеству ее членов, как это обычно делается. Возможна неполная семья, состоящая только из матери и ребенка, вполне полноценная с позиций психологии общения. Правда, достичь этого намного труднее, чем в большой полносоставной семье с бабушками и дедушками, где это происходит естественно и как бы само собой в силу существующих в семье традиций и жизненного уклада. В то же время нередки случаи выраженного недоразвития детей по причине ущербности общения в семье, несмотря на ее, казалось бы, исчерпывающее благополучие, образованность родителей и т. д.
Сейчас психологи все чаще говорят о депривации общения в широкой социальной среде. Депривация ‒ неудовлетворение потребности ребенка в общении ‒ может иметь место и при интенсивной коммуникации. Дело здесь не в количестве, а в качестве общения.
Воспитатели детских домов и домов ребенка, а также медицинский персонал детских лечебных учреждений хорошо знают, что такое депривация общения и связанные с ней явления госпитализма, многообразные показатели психофизического недоразвития детей. Чтобы избежать этого, работники детских учреждений принимают все меры, но в целом проблема остается нерешенной. Несмотря на всю заботу и внимание со стороны взрослых, дети в этих учреждениях не получают каких-то «витаминов» общения.
Что же есть такое в семье, что так трудно воспроизвести в государственном учреждении? Что обеспечивает универсальность семейного общения? Безусловно, первое место в этом плане занимает бескорыстная любовь родителей к своему ребенку. Ребенок всем своим существом чувствует, что он беспредельно дорог родителям, причем дорог таким, каков он есть, со всеми его особенностями и недостатками, и всегда будет оставаться таковым, несмотря ни на что.
Абсолютность семейных уз, абсолютность родительской любви дает ребенку нужную ему как воздух защищенность в этом мире. Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. Это центральное условие гармоничного развития личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем значимее для него непосредственное обнаружение родительской любви.
Но и на протяжении всего дошкольного возраста ребенок не перестает нуждаться в постоянном подкреплении этой уверенности в любви со стороны родителей. К сожалению, родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку.
Родителям не следует бояться, что ласки, поцелуи и другие эмоционально-физические контакты могут быть чрезмерными и сделают из малыша разбалованного неженку. Это как раз то, в чем ребенок больше всего нуждается, особенно если по каким-то причинам он испытывает психологический дискомфорт, например во время болезни или в каких-то незнакомых, непривычных условиях.
Правда, следует учитывать, что всему свое время ‒ и ласкам тоже. Поэтому важно донести до родителей, что не нужно отрывать ребенка от заинтересовавшего его занятия, всегда следует учитывать его состояние и настроение.
В то же время не зря говорилось о бескорыстной любви, так как любовь тоже бывает разная, в том числе эгоистическая, неистинная. Бывает так, что любят не ребенка, а свои чувства к нему. Это значит, что любят самого себя, отраженного в ребенке, свои замыслы и пристрастия, в которые как-то включен ребенок. Такая любовь может принести много зла.
Довольно распространенным является тип матерей, сверх всякой меры опекающих своего ребенка. Чаще всего это бывает единственный, субъективно трудно доставшийся, выстраданный ребенок. Мать искренне считает, что так, как она, наверное, никто не любит свое чадо. Для нее он - свет в окошке. Отсюда постоянная тревога за ребенка, неуменьшающееся беспокойство за него.
Все помыслы матери устремлены на ребенка, однако ему самому нет жизни от этой любви и заботы. Плотная опека со стороны матери не оставляет никакого места его собственной активности, личной инициативе и самостоятельности. Например, в разговоре с такой матерью невозможно получить при ней ответ от ребенка на любой самый обычный вопрос. Мать тут же перехватывает инициативу и сама отвечает за него. Даже прямые просьбы помолчать обычно не помогают. Мать отождествилась со своим ребенком, забрав у него при этом все права суверенной личности.
Последствия такого типа отношений между матерью и ребенком бывают самые печальные. Происходит все большая обоюдная невротизация. На формировании личности ребенка это сказывается трагическим образом. Наиболее пагубное влияние на развитие личности ребенка оказывает «золотая клетка» эгоистических материнских чувств. Иногда дети становятся не просто малоинициативными или несамостоятельными, но дело доходит до распада важнейших психологических способностей и функций.
Другой вариант ложно понятого родительского долга можно охарактеризовать как чрезмерную требовательность к детям. Эти родители не считают, что их взыскательность, доходившая порой до садистских издевательств над ребенком, непомерна и бесчеловечна. Они убеждены, что так и надо воспитывать детей, читая им нотации, выговаривая за малейшие нарушения и отклонения поведения детей от должного, применяя наказания как традиционные, так и собственного изобретения.
Часто за таким «воспитанием» стоят психологические комплексы и ущербность самосознания сверхтребовательных родителей: «У меня нет высшего образования, но из сына я сделаю образованного человека», «Я не умею играть на рояле, но моя дочь будет знаменитой пианисткой». Из ребенка стремятся что-то сделать. Желая ему вроде бы только лучшего, только добра, такие родители превращают жизнь ребенка в ад.
Специальное изучение влияния семьи на психическое развитие ребенка показало, что решающее значение здесь имеет тип отношений между родителями и ребенком. Занимаемая родителями, в первую очередь матерью, позиция, отношение к ребенку в семье во многом определяют весь ход его психического развития, формирующиеся у малыша способности и черты характера.
При всем разнообразии этих отношений, зависящих от семейных традиций, образованности родителей, их ценностных установок, мировоззрения, общего культурного уровня и многих других факторов, все же можно выделить два основных типа отношений к детям.
В одном случае главным ориентиром является ребенок, а в другом ‒ взрослый, его жизненные принципы, установки и предрассудки. Только при первом типе отношений оказывается возможным настоящее взаимопонимание между ребенком и взрослым, только в этом случае устанавливается эмоциональная атмосфера, необходимая для полноценного развития ребенка.
Какие же установить эмоциональный контакт со своим ребёнком? Как избежать трудностей в воспитании детей? Что нужно делать сейчас, пока дети еще маленькие, чтобы не упустить чего-то самого важного? Вряд ли когда-то найдётся универсальный ответ на этот вопрос. Главный секрет воспитания в том и состоит, что для этого как раз ничего специально делать не нужно. Напротив, мамам и папам следует довериться естественному ходу жизни, прислушиваясь к глубокому внутреннему чувству, позволяющему безошибочно распознавать, где ими движет бескорыстная любовью, а где ‒ себялюбие и предрассудки. Естественный ход событий таков, что ребенок становится центром всей жизни семьи до своего рождения. С самого начала плод начинает определяющим образом влиять на всю физиологию организма матери. Он является ведущей инстанцией изменений, происходящих в организме будущей матери и в ее психике.
Новорожденный выглядит крайне слабым и беззащитным. Он ровным счетом ничего не умеет, все его потребности и запросы ‒ младенческие, однако именно он ‒ полновластный диктатор в семье.
С его рождением изменяется весь уклад жизни взрослых членов семьи. Теперь все вращается вокруг него, маленького властителя, царящего над всем, что есть в космосе семейной жизни. Так обычно всегда бывает, так и должно быть. Это как раз то, в чем больше всего нуждается ребенок и что крайне трудно воспроизвести в условиях учреждения, где воспитываются дети без семьи.
Следует подчеркнуть, что младенец в семье ‒ это не просто предмет главной заботы ухаживающих за ним взрослых. Каким-то непостижимым образом он оказывается центром их собственного существа. Взрослые к нему обращаются, с ним разговаривают, хотя известно, что он еще не только не понимает речи, но вряд ли вообще слышит их слова. Ему демонстрируют такую нежность, чуткость и внимание, которые явно не соответствуют сознанию младенца.
Эта избыточность общения со стороны взрослых создает ребенку необходимую зону развития. Атмосфера семейного тепла лежит в основе доверия малыша к миру, открытости в общении с людьми, последующего принятия им самого себя.
Физическая пуповина, связывающая ребенка с матерью, рвется при его рождении, однако эмоциональная связь между ними сохраняется еще долгое время. Во всяком случае, на протяжении дошкольного возраста она обязательно должна быть.
Все, что ведет к ослаблению связей с семьей, в первую очередь с матерью, пагубно сказывается на развитии ребенка.
Из того факта, что ребенок закономерно оказывается в самом центре жизни семьи и занимает исключительное положение в системе жизненных отношений родителей, никак не следует вывод о вседозволенности и безнаказанности поведения детей.
Не следует потакать всем прихотям и капризам своих чад, правильнее должным образом реагировать на их проказы и проступки. В противном случае можно принести детям много вреда. Ведь есть совершенно недопустимые вещи, которые должны немедленно пресекаться. Есть ситуации, когда правильней и по-человечески понятнее, в том числе и самому ребенку, будет непосредственная эмоциональная реакция на его проступок, даже сопровождаемая наказанием, чем попустительская отстраненность взрослого или нравоучительная нотация родителя. Нельзя не реагировать на действия детей, унижающие достоинство другого человека, намеренно причиняющие кому-либо боль или вред.
Попустительствуя детям, идя на поводу, когда они просто капризничают и даже намеренно испытывают терпение окружающих, взрослые не только не предоставляют им необходимую для становления личности внутреннюю свободу, но, напротив, способствуют черному делу порабощения ребенка его же желаниями и страстями. Не может быть внутренней свободы без нравственных ориентиров, как не может быть формирования гармоничной личности без нравственного воспитания.
Ещё один очень важный момент заключается в том, что при всей универсальности и независимости семейного общения все же современная семья не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка. Детям крайне нужно общение с другими детьми. Дошкольное образовательное учреждение может и должно восполнить эту сторону жизни ребенка.
Общение детей между собой, особенно в разновозрастных коллективах, позволяет на деле реализовать потенциал личностной свободы ребенка, воплотив его в самостоятельность детей, в умение общаться, в навыки собственной инициативной деятельности, в творческие способности и приобщение к ценностям общечеловеческой культуры.
Надо отдать должное общественному дошкольному воспитанию в плане всесторонности и полноты общения, которое дети могут иметь в детском саду. Однако, чтобы эта возможность стала действительностью для всех детей, необходимо лозунг о единстве общественного и семейного воспитания сделать реальной жизнью. Первый шаг в этом направлении состоит в том, чтобы нам, взрослым, суметь взглянуть на мир глазами наших детей и сделать их интересы нашими собственными.
Воспитание не требует каких-то специально организованных занятий с детьми, хотя ребенок как личность развивается и тогда, когда взрослые учат его строить и рисовать, и когда читают ему книгу. Важно, чтобы это было общим делом, понятным и близким ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие личности ребёнка – дошкольника в процессе проведения сюжетно – ролевой игры»
Материал для родителей и воспитателей...
развитие личности ребёнка дошкольника на основе генднрного подхода в воспитании
Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойч...
Методический семинар "Развитие личности ребёнка – дошкольника через использование технологии исследовательской деятельности".
Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффекти...
Игры для успешного развития личности ребёнка дошкольника.
Игры,которые представлены в материале станут хорошими помощниками воспитателям и родителям....
Проект "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка-дошкольникал"
Дошкольный возраста - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить доброе и светлое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их бо...
Презентация проекта "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка-дошкольника"
В презентации представлена вся работа с детьми по проекту....
ЗНАЧЕНИЕ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. В ...