Консультация для родителей "Воспитание заботливости в семье"
статья (средняя группа)

Маклакова Елена Васильевна

Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что это воспитание оуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и организацией всей жизни семьи. Нет таких людей, которые сознательно хотели бы воспитывать своих детях пренебрежительное отношение к окружающим, черствость, себялюбие, эгоизм. Но почему же в некоторых семьях растут черствые, грубые и эгоистичные дети? Принципы воспитания в семье, стиль воспитания  и методы воспитания заботливогого отношения к окружающим людям  я попытаюсь открыть в этой статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 14 «АЛИСА» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА  СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                                             

                                             

                                      Консультация для родителей

 

«Воспитание заботливости в семье»

1676382041_gas-kvas-com-p-otsutstvie-ruk-na-detskom-risunke-35.jpg

                                                                                                Подготовлена

                                                                                                воспитателем:                                                                                                                                              

                                                                                                   Маклаковой Е.В.                                                                                                          

     

                                                     

 

                                                            с. Урожайное

2023-2024 учебный год.

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

                                                                                                       А.С. Макаренко

   Детский сад, школа, институт являются в большей степени образовательными учреждениями. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

      Семейное воспитание - важнейшая составляющая будущей жизни маленького человечка. С самого раннего детства ему надо привить навыки, которые помогут в жизни вынести неудачи и реальную действительность, стать человеколюбивым и смелым, заботливым и внимательным. Конечно, только счастливая семья может дать ребенку полноценное воспитание, уютный теплый дом и бесконечную любовь.

    Первоначальной средой обитания для каждого малыша становится его дом. Хорошее семейное воспитание подразумевает наличие полной семьи, где есть преемственность поколений, удачные дружные браки между бабушками и дедушками, а особенно между родителями.

    Воспитание – это, конечно, непосредственное воздействие старшего поколения на детей, ведь в нем он видит преемственность традиций, и от нем же получает первые нравственные уроки человечности, патриотизма. Именно оно является первой ступенью в формировании личности человека. От того, насколько разумно к этому процессу подходят родители, напрямую зависит адаптация ребенка к детскому, а затем к взрослому коллективу, понимание норм нравственности и поведения.

Мудрость наших предков о воспитании детей сохранилась в пословицах и поговорках.

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

Дитя - что тесто: как замесил, так и выросло.

Водил за ручку – получил белоручку.

Гни дерево, пока гнётся, учи дитя, пока слушается.

Неразумная опека хуже беспризорности.

 К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

 Верная указка – не кулак, а ласка.

Детей наказывают стыдом, а не кнутом.

«Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания, пишет по этому поводу В. А. Сухомлинский. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».

         Главными, определяющими параметрами семьи, являются любовь, но не слепая любовь, создающая из детей кумиров; заботливое отношение родителей к детям, но, ни гиперзабота, лишающая детей самостоятельности и ответственности; дружба, взаимопонимание между родителями и детьми и стремление родителей воспитать сильную и всесторонне развитую личность.  Добрые и светлые чувства, которые испытывает каждый ребенок по отношению к своим родителям, совершенно безусловны и подсознательны.    

       Ребенок проносит эту любовь через всю свою жизнь, для него родители - это единственные люди в мире, на которых он может полностью положиться. Причиной неудач взрослого человека, алкоголизм, наркомания, невозможность реализовать себя в жизни является отсутствие родительской любви и правильного воспитания в детстве. У человека складывается устойчивое ощущение пустоты и одиночества, которое он заглушает любыми доступными ему способами.

       Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

    Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

      Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

«Хороший родитель должен понимать и допускать, что в окружении ребёнка будет много отрицательного. И задача родителя – вовремя объяснить, подсказать, направить, если надо – остановить, но не создавать «парникового воспитания», ребёнок должен учиться противостоять отрицательным воздействиям» - А.С.Макаренко. 

   Между родителями часто случаются конфликтные ситуации – различные подходы к воспитанию детей. Отсутствие единого подхода к воспитанию, отсутствие конкретных требований к ребёнку, разногласие в выборе воспитательных средств и методов – порождает в детях неуверенность, импульсивность и даже агрессию и неуправляемость.  

       Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга, если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.  

     Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, и вообще между взрослыми, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

    Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

   В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Можно выделить 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

     Диктат (в др. источниках – авторитарный, доминирование).

    Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

   Опека в семье (попустительский, индифферентный) – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. «Убирая все камушки с его пути», родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

     Невмешательство (либеральный). Предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Родители убеждены, если их ребёнок одет, обут, накормлен, то их родительский долг выполнен. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так необходима маленькому человечку в этом большом мире отсутствует. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

    Сотрудничество (авторитетный, демократичный, гармоничный) этот тип   в семье сформирован общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями, требуют осмысленного поведения детей, чутко относятся к запросам детей, заботятся о соблюдении дисциплины, что формирует ответственное общественное поведение. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

       Доктор психологических наук М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; эти дети прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. От развития самосознания детей зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Неадекватность обычно проявляется у тех детей, у которых занижена самооценка, они недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное поведение ребёнка в тех семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

      Заботливое отношение к окружающим- ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.

        Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен. Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Поведение и деятельность ребенка более осознанны и эмоционально насыщенны, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим.

     Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей.

     Первый этап – охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим;

затем – проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. При этом учитывается умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других.

   Завершающий этап развития этого качества – проявление заботливости в отношениях к близким людям.

   Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своем детстве, друзьях, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду; стремиться быть полезными для них. Если ребенок активно включен в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих.

   Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребенка. Основы трудолюбия, навыки поведения, уважение и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства. Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы поведения. Если мотивы им понятны, они начинают руководствоваться ими, стремятся поступать, как взрослые. Детям старшего дошкольного возраста свойственно стремление к общению со сверстниками, взрослыми, и родители должны с уважением относиться к их дружбе с другими детьми.

       Воспитание заботливости в семье тесно связано с формированием таких нравственных качеств, как ответственность, организованность. Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Включая дошкольника в активную жизнь в семье, родители должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких. Часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребенком усилий; порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребенок и старался, но у него не хватило умения.

        Говоря о применяемых родителями поощрениях и наказаниях, нельзя не упомянуть и о такой серьезной ошибке, допускаемой в воспитании, как угроза детям, например: «Если не послушаешься и уйдешь на улицу, не пущу потом домой» и т.д. Эти угрозы неразумны, грубы, основаны на страхе и ничего, кроме отрицательного воздействия на ребенка, принести не могут. Самая большая ошибка в семейном воспитании – физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи. Подчас родители без надобности хвалят детей. При этом одни дети зазнаются, а других похвала родителей оставляет равнодушными, что сказывается на направленности характера ребенка Характер, формируясь социально-культурной средой и воспитанием, проявляется в отношениях с другими людьми, образе жизни, воле, привычках, поведении. Все это в ребенке закладывается в семье. И чем больше в семье он упражняется в нравственном поведении, тем легче ему в коллективе сверстников.

              В семейном воспитании применяются разнообразные способы морального поощрения детей: одобрение, создание радостной атмосферы по поводу успехов ребенка, оказание доверия, ласковое внимание и т.д. Поощряя полезную деятельность детей, родители исходят из того, что решающим в формировании личности ребенка является не только правильная организация его деятельности, накопление им опыта заботливого отношения к окружающим, но и развитие мотивов поведения. Родители, часто применяющие физические наказания, не знают, что прежде всего ребенок должен осознать свою вину, переживать из-за нее. Если нет внутреннего переживания, сокрушения, то никакое наказание, тем более физическое, не поможет. Психические состояния, вызванные применением родителями поощрений и наказаний, могут стать чертой характера ребенка. Если подкрепить похвалой то состояние удовольствия, испытываемое ребенком после оказания им помощи родителям, то при повторении этого психического состояния может сформироваться такая черта, как заботливость.

           Помните, для того чтобы ребенок вырос достойным гражданином и имел твердую гражданскую позицию, обладал человечностью и высокой степенью ответственности, нужно просто его любить от всего сердца и относиться к нему с должным уважением.

        Мы с вами родители. И в наших силах помочь своему ребёнку вырасти добрым, честным, умным, активным, сильным, смелым, ответственным, творческим. Одним словом, Человеком. Всем вам счастья, мира и добра. Пусть радость царит в ваших семьях всегда!

   



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 14 «АЛИСА» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА  СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                                             

                                             

                                      Консультация для родителей

 

«Воспитание заботливости в семье»

1676382041_gas-kvas-com-p-otsutstvie-ruk-na-detskom-risunke-35.jpg

                                                                                                Подготовлена

                                                                                                воспитателем:                                                                                                                                              

                                                                                                   Маклаковой Е.В.                                                                                                          

     

                                                     

 

                                                            с. Урожайное

2023-2024 учебный год.

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

                                                                                                       А.С. Макаренко

   Детский сад, школа, институт являются в большей степени образовательными учреждениями. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

      Семейное воспитание - важнейшая составляющая будущей жизни маленького человечка. С самого раннего детства ему надо привить навыки, которые помогут в жизни вынести неудачи и реальную действительность, стать человеколюбивым и смелым, заботливым и внимательным. Конечно, только счастливая семья может дать ребенку полноценное воспитание, уютный теплый дом и бесконечную любовь.

    Первоначальной средой обитания для каждого малыша становится его дом. Хорошее семейное воспитание подразумевает наличие полной семьи, где есть преемственность поколений, удачные дружные браки между бабушками и дедушками, а особенно между родителями.

    Воспитание – это, конечно, непосредственное воздействие старшего поколения на детей, ведь в нем он видит преемственность традиций, и от нем же получает первые нравственные уроки человечности, патриотизма. Именно оно является первой ступенью в формировании личности человека. От того, насколько разумно к этому процессу подходят родители, напрямую зависит адаптация ребенка к детскому, а затем к взрослому коллективу, понимание норм нравственности и поведения.

Мудрость наших предков о воспитании детей сохранилась в пословицах и поговорках.

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

Дитя - что тесто: как замесил, так и выросло.

Водил за ручку – получил белоручку.

Гни дерево, пока гнётся, учи дитя, пока слушается.

Неразумная опека хуже беспризорности.

 К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

 Верная указка – не кулак, а ласка.

Детей наказывают стыдом, а не кнутом.

«Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания, пишет по этому поводу В. А. Сухомлинский. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».

         Главными, определяющими параметрами семьи, являются любовь, но не слепая любовь, создающая из детей кумиров; заботливое отношение родителей к детям, но, ни гиперзабота, лишающая детей самостоятельности и ответственности; дружба, взаимопонимание между родителями и детьми и стремление родителей воспитать сильную и всесторонне развитую личность.  Добрые и светлые чувства, которые испытывает каждый ребенок по отношению к своим родителям, совершенно безусловны и подсознательны.    

       Ребенок проносит эту любовь через всю свою жизнь, для него родители - это единственные люди в мире, на которых он может полностью положиться. Причиной неудач взрослого человека, алкоголизм, наркомания, невозможность реализовать себя в жизни является отсутствие родительской любви и правильного воспитания в детстве. У человека складывается устойчивое ощущение пустоты и одиночества, которое он заглушает любыми доступными ему способами.

       Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

    Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

      Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

«Хороший родитель должен понимать и допускать, что в окружении ребёнка будет много отрицательного. И задача родителя – вовремя объяснить, подсказать, направить, если надо – остановить, но не создавать «парникового воспитания», ребёнок должен учиться противостоять отрицательным воздействиям» - А.С.Макаренко. 

   Между родителями часто случаются конфликтные ситуации – различные подходы к воспитанию детей. Отсутствие единого подхода к воспитанию, отсутствие конкретных требований к ребёнку, разногласие в выборе воспитательных средств и методов – порождает в детях неуверенность, импульсивность и даже агрессию и неуправляемость.  

       Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга, если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.  

     Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, и вообще между взрослыми, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

    Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

   В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Можно выделить 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

     Диктат (в др. источниках – авторитарный, доминирование).

    Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

   Опека в семье (попустительский, индифферентный) – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. «Убирая все камушки с его пути», родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

     Невмешательство (либеральный). Предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Родители убеждены, если их ребёнок одет, обут, накормлен, то их родительский долг выполнен. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так необходима маленькому человечку в этом большом мире отсутствует. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

    Сотрудничество (авторитетный, демократичный, гармоничный) этот тип   в семье сформирован общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями, требуют осмысленного поведения детей, чутко относятся к запросам детей, заботятся о соблюдении дисциплины, что формирует ответственное общественное поведение. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

       Доктор психологических наук М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; эти дети прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. От развития самосознания детей зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Неадекватность обычно проявляется у тех детей, у которых занижена самооценка, они недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное поведение ребёнка в тех семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

      Заботливое отношение к окружающим- ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.

        Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен. Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Поведение и деятельность ребенка более осознанны и эмоционально насыщенны, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим.

     Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей.

     Первый этап – охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим;

затем – проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно. При этом учитывается умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других.

   Завершающий этап развития этого качества – проявление заботливости в отношениях к близким людям.

   Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своем детстве, друзьях, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду; стремиться быть полезными для них. Если ребенок активно включен в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих.

   Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребенка. Основы трудолюбия, навыки поведения, уважение и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства. Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы поведения. Если мотивы им понятны, они начинают руководствоваться ими, стремятся поступать, как взрослые. Детям старшего дошкольного возраста свойственно стремление к общению со сверстниками, взрослыми, и родители должны с уважением относиться к их дружбе с другими детьми.

       Воспитание заботливости в семье тесно связано с формированием таких нравственных качеств, как ответственность, организованность. Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Включая дошкольника в активную жизнь в семье, родители должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких. Часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребенком усилий; порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребенок и старался, но у него не хватило умения.

        Говоря о применяемых родителями поощрениях и наказаниях, нельзя не упомянуть и о такой серьезной ошибке, допускаемой в воспитании, как угроза детям, например: «Если не послушаешься и уйдешь на улицу, не пущу потом домой» и т.д. Эти угрозы неразумны, грубы, основаны на страхе и ничего, кроме отрицательного воздействия на ребенка, принести не могут. Самая большая ошибка в семейном воспитании – физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи. Подчас родители без надобности хвалят детей. При этом одни дети зазнаются, а других похвала родителей оставляет равнодушными, что сказывается на направленности характера ребенка Характер, формируясь социально-культурной средой и воспитанием, проявляется в отношениях с другими людьми, образе жизни, воле, привычках, поведении. Все это в ребенке закладывается в семье. И чем больше в семье он упражняется в нравственном поведении, тем легче ему в коллективе сверстников.

              В семейном воспитании применяются разнообразные способы морального поощрения детей: одобрение, создание радостной атмосферы по поводу успехов ребенка, оказание доверия, ласковое внимание и т.д. Поощряя полезную деятельность детей, родители исходят из того, что решающим в формировании личности ребенка является не только правильная организация его деятельности, накопление им опыта заботливого отношения к окружающим, но и развитие мотивов поведения. Родители, часто применяющие физические наказания, не знают, что прежде всего ребенок должен осознать свою вину, переживать из-за нее. Если нет внутреннего переживания, сокрушения, то никакое наказание, тем более физическое, не поможет. Психические состояния, вызванные применением родителями поощрений и наказаний, могут стать чертой характера ребенка. Если подкрепить похвалой то состояние удовольствия, испытываемое ребенком после оказания им помощи родителям, то при повторении этого психического состояния может сформироваться такая черта, как заботливость.

           Помните, для того чтобы ребенок вырос достойным гражданином и имел твердую гражданскую позицию, обладал человечностью и высокой степенью ответственности, нужно просто его любить от всего сердца и относиться к нему с должным уважением.

        Мы с вами родители. И в наших силах помочь своему ребёнку вырасти добрым, честным, умным, активным, сильным, смелым, ответственным, творческим. Одним словом, Человеком. Всем вам счастья, мира и добра. Пусть радость царит в ваших семьях всегда!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Заботливый родитель - внимательный водитель"

Консультация о необходимости наличия в машине детского кресла....

Консультация для родителей «Заботливый родитель- примерный водитель!»

Материал для педагогов и родителей детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Заботливый родитель- примерный водитель!»

Гарантия безопасности наших детей только одна — специальное автокресло.«Мама, папа не забудь меня в кресле пристегнуть. Берегите нашу жизнь! Не забывайте о нашей безопасности при езде в ав...

Буклет "Консультация логопеда для заботливых родителей"

Если ребёнок вовремя не заговорил? На что нужно обратить внимание родителям, чем и как заниматься с ребёнком....

Консультация для родителей "Заботливым родителям о детской хореографии"

Родителям о значении детской хореографииАвтор: Титова Ольга Игоревна , воспитатель средней группы 7 "Кузнечики". МБДОУ "Детский сад 52 "Аленький цветочек" г. Смоленск Опи...

Консультация для родителей на тему "Семья и книга"Консультация для родителей на тему "Семья и книга"

quot;Семья и книга"Жизнь семьи сложна и многогранна. В процессе воспитания человека, в развитии его духовного богатства, большая роль принадлежит книге, которая дает силу для нравственного созре...

Консультация для родителей на тему: «Семья – мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребёнка»

Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В ...