Буклет "Консультация логопеда для заботливых родителей"
консультация по развитию речи
Если ребёнок вовремя не заговорил? На что нужно обратить внимание родителям, чем и как заниматься с ребёнком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь у ребенка развивается нормально на фоне общего здоровья всего организма. Первые слова появляются к окончанию первого года жизни. Первые предложения – к полутора годам. К трем годам ребенок обучается рассказывать о происходящем и услышанном. Правильное звукопроизношение и овладение грамматическим строем языка должно заканчиваться к пяти годам. Отклонение от данных норм свидетельствует о наличии патологии в становлении речи ребенка.
ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК НЕ НАЧАЛ ВОВРЕМЯ ГОВОРИТЬ
Достаточно ли Вы разговариваете со своим ребёнком?
Если да, то просто ли Вы говорите с ним?
Надо говорить с ребёнком простыми короткими предложениями, указывая на предмет, о котором идет речь, с многократными повторениями его названия в одной и той же форме слова.
Не «сюсюкаете» ли Вы или другие близкие, ухаживая за ребёнком?
Проговариваете ли Вы достаточно чётко окончания слов?
Не слишком ли хорошо Вы понимаете своего ребёнка?
Нуждается ли он в выражении своих желаний словами?
Если это так, то делайте вид, что вы не поняли своего ребёнка, просите его сказать, назвать как–нибудь то, что он хочет получить. Пусть пытается повторять за Вами название предмета доступными ему сочетаниями звуков, и только после этого дайте ему желаемое.
СТИМУЛИРУЙТЕ РЕЧЬ РЕБЁНКА
Хорошо ли слышит ваш ребёнок?
Если нет, необходимо обратиться к ЛОР врачу или к сурдологу. Малейшее нарушения слуха, даже временные, у маленького ребёнка мешают нормальному развитию речи.
Умение услышать и понимать слышимое предшествует появлению самостоятельной речи.
Может ли ваш ребёнок показывать указательным пальчиком правой руки тот предмет, который Вы назвали?
Необходимо развивать у ребёнка слуховое внимание и память.
Хорошо ли видит Ваш ребёнок?
Смотрит ли он на Вас, когда Вы с ним говорите?
Ребёнок учится говорить, слыша Вас и подражая движениям ваших губ и других видимых органов артикуляции: языка, щёк, выражении Ваших глаз.
Необходимо развивать у ребёнка зрительное внимание, умение находить глазами называемый предмет, видеть детали интерьера, предмета.
Необходимо развивать пространственные представления ребёнка: умение найти части целого предмета и составить его из разрезной картинки, дать почувствовать ребёнку смысл предлогов, научить правильно собирать пирамидки и давать аналогичные предметы и задания.
Хорошо ли развиты движения у Вашего ребёнка?
Умеет ли крепко хватать предмет? Умеет ли переложить его из одной руки в другую, постучать им по столу, бросить, покатать мячик, схватить шарик двумя руками? и т. д.
Достаточно ли развиты мелкие движения кисти рук, пальцев рук? Необходимо развивать у ребёнка мелкую моторику пальцев рук, так как это способствует растормаживанию работы моторных речевых отделов головного мозга, где представлены рядом рука и орган артикуляции.
Развивая руку, Вы помогаете ребёнку учиться говорить.
Развиты ли у Вашего ребёнка мимические движения? Умеет ли он широко улыбаться, поднимать брови при удивлении, показывать зубки, надувать щёки, чмокать вытянутыми вперёд губками, облизывать губки язычком? Эти умения во многом зависят от того, достаточно ли Вы эмоциональны при общении с ребёнком, учите ли Вы его шутя всем этим движениям, которые в будущем послужат базой для легкого усвоения артикуляционных движений.
Нет ли нарушений дыхания у ребёнка?
Ведь речь – это озвученный выдох. Ребёнка надо учить долго и спокойно выдыхать воздух, дуть на вертушку, через трубочку в бутылочку с водой – чем дольше, тем лучше, извлекать звуки из детских музыкальных инструментов, свистков.
Развитию дыхания способствует гимнастика дыхательных мышц, быстрая ходьба, бег, прыжки, болтание ногами лёжа на спине и прочее. Плечи при нормальном дыхании не должны подниматься. Двигаться должна только брюшная стенка и нижние рёбра.
Достаточно ли развито осязание у Вашего ребёнка?
Может ли узнать предмет, не видя его, а только ощупывая?
УПРАЖНЕНИЯ
- Собрать все пальцы в кулак, прижать все пальцы большим. Освободить.
- Собрать все пальцы в кулачок, придерживая их большим.
- Освобождать все пальчики из кулачка по одному, придерживая остальные большим.
- Растопырить напряжённые пальцы на обеих руках, упереть подушечками в стол, упруго покачать, как бы испытывая крепость стола.
- Указательный и средний пальцы «бегут» по столу. Остальные прижаты большим.
- Все пальцы поочерёдно «здороваются» с большим.
- Щелкать пальцами по шарику, пуговицам, спичкам, сбивая их со стола, а потом собирать с пола, сочетать разные пальцы.
- Крутить в пальцах карандаш, соединяя поочередно каждый с большим.
- Сделать «козу». Освобождая указательный палец и мизинец из кулака,
- «Кулачок на бочок» и хлоп.
- Сложить ладони и соединить пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т. д. Похлопать поочерёдно каждой парой пальцев.
- Растопырить напряжённые пальцы, а потом расслабить кисть и потрясти её, как бы отряхивая воду после мытья рук в плоскости груди.
- Учиться играм: подбрасывать и ловить камешки, кидать и ловить маленький мячик, лепить из пластилина, складывать узоры из мелкой мозаики и т. д.
РАЗВИТИЕ ПАССИВНОЙ РЕЧИ – РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ
К ребёнку обращаются с вопросом, а он отвечает, показывая указательным пальцем правой руки на ту картину, которая является ответом на поставленный вопрос.
- Покажи, где шапка, бабочка, молоток, роза и т. д.
- Покажи, из чего пьют? Кто летит? Что надевают на голову?
- Где миска? Маленькая? Синяя? Жёлтая? Что деревянное? Кто живой? Кто хвостатый? Что меховое? Что круглое? и т. п.
- Что красное с зелёными листочками?
Такого рода вопросы помогают ребёнку накапливать пассивный словарь существительных, прилагательных, глаголов, знакомит с функциями предметов. Ребёнок получает представление о количестве и величине, цвете и материале, о форме.
Если ребёнок в процессе работы начинает не только показывать пальцем, но и повторять за Вами отдельные слова, то это прекрасно.
Ежедневно повторяйте за ребёнком, как кто кричит, обращая его внимание на то, как Вы складываете губы, используете язык, с чем и как соединяете зубы.
Корова – мму (губы сомкнуты и вытянуты трубочкой).
Волк – у – у (губы трубочкой, но не смыкаются).
Лошадь – и-го-го (губы растянуты в улыбке, зубы видны, смычка задней стенки глотки и корня языка. Можно дать ребёнку пощупать напряжение подъязычных мышц).
Гусь – га – га – га. (То же напряжение мышц под языком и широко раскрывающийся рот).
Цыплята – пи – пи – пи (Губы растянуты в улыбку, смыкаются и размыкаются с показыванием зубов).
Петух ку – ка – ре – ку. (Напряжение под языком без голоса перемыкается с вытягиванием губ трубочкой, широким открыванием рта, сужением просвета между губами и опять трубочкой, на гласных – голос).
Гусь – шипит – ш – ш – ш.
Жук – жужжит – жжж (по подражанию на слух, можно показать, что широкий язык поднимается за зубами, ш – ш – ш – нет голоса, ж – ж – ж – голос).
Индюк – болбочет – бл, бл, бл (широкий язык часто бьёт по верхней губе, это подготовка к звуку «Р»).
Собака – аф – аф (Рот сначала открывается широко и подаётся голос, а потом верхние зубы открываются и смыкаются с нижней губой).
Кошка – мяу, коза – ме –е –е, свинья хрю – хрю утка – кря – кря, птичка – цвирк – цвирк, дятел носом – тук – тук и т. д.
И почувствовав на себе положение органов артикуляции при произношении криков животных и научив ребёнка смотреть на свой рот и вслушиваться в свою речь, родители научат ребёнка УЧИТЬСЯ РЕЧИ.
Затем также показывают ребёнку произношение коротких слов: дай, на, я (и-а – крик ослика), ам, вот и т.п. и начинают требовать от него просьб, выраженных словами: «Дай, му!», «Дай, мяу!» при показывании пальчиком предмета: «Вот аф – аф!» и т. д.
Работать с ребёнком надо упорно, терпеливо, так, чтобы ему всегда было интересно и приятно с Вами играть. Никогда не надо перепрыгивать через ступеньки заданий и умений ребёнка, а переходить к новому только тогда, когда хорошо усвоено предыдущее.
Чтобы не скучать, меняйте наглядные пособия и формы работы. По сути дела, весь день взрослого, который он проводит с ребёнком – это сплошной урок. Все дела надо сопровождать словами, понятными ребёнку.
На первом этапе обучения речи мы принимаем у ребёнка без поправок любые высказывания, как бы мало они ни соответствовали нашей речи, так как наша цель – АКТИВИЗИРОВАТЬ РЕБЁНКА!
Очень помогает в активизации речи ребёнка игры всей семьёй в лото: «У меня есть яблоко. У кого лошадка?» - «У меня лошадка». В картинное домино: «Я кладу ёлку и шарики. Что пропало со стола?» «Со стола пропала ложка» (при этом на столе находятся два – три предмета, в зависимости от обучения). Эта игра активизирует речь и развивает внимание одновременно.
Когда появиться элементарная фразовая речь, надо переходить к пополнению словаря по следующим темам:
- Существительное – части тела у себя, у куклы; посуда, мебель, еда, одежда, обувь, принадлежности для туалета, уборки, стирки, растения, животные, постепенно усложняя классификацию: посуда: кухонная, столовая, чайная; животные: дикие, домашние,; птицы: перелётные и т. д.
- Глаголы идут в связи с проработанными существительными и подчёркиваются окончанием, произношением, падежными окончаниями существительных.
- Прилагательные по темам: цвет, форме. Материал, величина, противоположные понятия: большой – маленький, длинный – короткий, толстый – тонкий.
- Наречия: где? когда? сколько? зачем? почему?
- Числительные количественные и порядковые (до десяти)
- Соединительные и противительные союзы: и, а, но, где и т. д.
Когда словарь достаточно богат, можно перейти к сравнению предметов по форме, величине, цвету, материалу, назначению и другим параметрам, что является активизирующим средством для развития речи.
Обучение рассказыванию можно начать с тренировки и формирования вопросов к картинке. Вопросительные слова взрослый сначала подсказывает ребёнку. Для развития логического мышления очень полезно раскладывать по порядку происходящего серии картинок с разными сюжетами.
Параллельно идёт чтение книг с обязательной проверкой понимания всех слов текста перед чтением, чтобы прочитанный материал был понят и усвоен эмоционально.
Заучивание стихов с малышами начинается с договаривания последнего слова строки, потом последнего слова, потом – целая строка. Идём от простеньких, доступных по содержанию и словарю стихов к стихам великих поэтов. Заучивание стихов, кроме развития эмоций и формирования определённого мировосприятия, способствуют развитию памяти.
Для развития логического мышления очень полезно отгадывание загадок. Родители должны постоянно вести беседы с детьми об увиденном в жизни и по телевидению, о прошедшем дне в саду и т.д., с тем, чтобы быть в курсе дел, событий, формирующих детскую душу, чтобы помочь ребёнку советом в нужный момент, указать на его правоту и вину.
Работа с ребёнком обязательно принесёт Вам много радости, удовлетворение и много новых знаний.
Вашим следующим детям Вы уже не позволите отставать в развитии речи, а уж внукам – тем более.
Составитель - Рыбина Елена Васильевна. (учитель-логопед высшей квалификационной категории)
Консультация
Логопеда
Для
Заботливых
родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей-логопедов, заинтересованных воспитателей и заботливых родителей на тему : "Секреты успешной автоматизации звуков у ребёнка ".
Предлагаю вашему вниманию небольшую статью из личного опыта работы по теме как быстро и эффективно автоматизировать звуки у ребёнка дошкольника....
Заботливым родителям о работе логопеда в детском саду в условиях логопункта
Уважаемые родители! С детьми старших и подготовительных групп работает учитель - логопед Зюляева Марина Сергеевна....
Консультация для родителей «Советы логопеда для заботливых родителей»
Родителям, которые заботятся о правильном развитии речи своих детей, предлагаются советы и рекомендации, способствующие полноценному развитию речи их малышей на разных возрастных этапах....
Памятка для родителей "Советы логопеда заботливым родителям"
Предлагаемая памятка поможет педагогам рассказать родителям о необходимости коррекции речи...
Советы логопеда для заботливых родителей.
Советы логопеда для заботливых родителей....
Консультация для родителей "Советы логопеда для заботливых родителей"
Родителям, которые заботятся о правильном развитии речи своих детей, предлагаются советы и рекомендации, способствующие полноценному развитию речи их малышей на разных возрастных этапах....
Советы логопеда для заботливых родителей» (для родителей детей старшей группы)»
Зачем ребенку нужен логопед??? Логопед — специалист, занимающийся развитием и коррекцией речи (устной и письменной).Логопед проводит диагностику уровня речевого развития ребенка, исправляет...