«Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»
консультация

Мирошкина Светлана Викторовна

        Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном развитии дошкольников вызвана тем, что они играют   важную роль в общем развитии ребёнка. В Федеральном государственном образовательном стандарте  для дошкольных учреждений главный ориентир направлен   на социализацию и индивидуализацию    развития  ребёнка, и пальчиковые игры – это и  есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx19.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»

        Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном развитии дошкольников вызвана тем, что они играют   важную роль в общем развитии ребёнка. В Федеральном государственном образовательном стандарте  для дошкольных учреждений главный ориентир направлен   на социализацию и индивидуализацию    развития  ребёнка, и пальчиковые игры – это и  есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а, в дальнейшем, в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность, эмоциональность.     

          Много пальчиковых игр построено на народном фольклоре. Потешки, заклички – эти небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию,   радуют малышей звуками ласковых напевных слов.   При проговаривании потешки разными голосами (низким, высоким, хитрым,  громким, тихим и т.д.) у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что положительно влияет на развитие певческих навыков. Также развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма,  воображение.  Расширяются представления об окружающем мире, так как каждая потешка несёт в себе полезную информацию. Напряжённый мыслительный процесс происходит тогда, когда ребёнок пытается ассоциировать движения рук с содержанием потешки.  Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актёры – это пальчики ребят.

      В своей работе я придерживаюсь следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр:

  1. перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями;
  2.  для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Только когда ребёнок усвоит упражнение – я сокращаю свою  помощь, но продолжаю выполнять все действия вместе с ним, сидя напротив;
  3. некоторые упражнения мы разучиваем сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе, так, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки;
  4. в ходе игры  слежу за правильной постановкой кисти руки, за точным переключением с одного движения на другое  и обязательно  демонстрирую собственную увлечённость игрой;
  5. все указания даю   доброжелательным тоном, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказываю помощь;
  6. при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
  7.   не ставлю перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
  8.   пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить.

        В своей работе я использую следующие   виды пальчиковых игр:

1)      Активные игры со стихотворным сопровождением;

2)      игры манипуляции;

3)      пальчиковые кинезиологические игры;

4)      пальчиковые игры с элементами самомассажа;

     5)      пальчиковые игры с предметами;

6)      пальчиковые игры с музыкальным сопровождением;

7)      пальчиковые игры на основе сказок.

Игры манипуляции,  такие, как  «Ладушки», «Сорока-белобока» - где  указательным пальцем дети осуществляют круговые движения.  Игра «Этот пальчик хочет спать» –   поочерёдно дети загибают пальчики:

Этот пальчик хочет спать,                                А последний, пятый пальчик.
Этот пальчик лег в кровать,                     Шустро прыгает как зайчик.
Этот пальчик прикорнул,       Мы его сейчас уложим.
Этот пальчик уже уснул.                                    И уснем с тобою тоже.

        Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно  или с помощью взрослого.

         Пальчиковые кинезиологические игры  иначе  их называют «гимнастика мозга».  Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

А сейчас я предлагаю вам проиграть вместе несколько кинезеологических игр:

1.Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» «Кулак - ребро — ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

2.«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

3.   Нарисуй в воздухе одной рукой круг другой квадрат.

Игры с элементами самомассажа. Такие пальчиковые игры развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.  Используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Например,:

 - самомассаж ушных раковин;

 - массаж боковых поверхностей ладоней рук: ребенок стучит ребром правой ладони по внутренней стороне левой   ладони   раз десять, затем меняет руки. Повторяет упражнение несколько раз;                

 - самомассаж головы;

 - массаж с использованием различных предметов, например, с шишками;

                                     

                                    Упражнение с шишками:

                    «Мышцы рук мы укрепляем, шишки по рукам катаем.

                    Левой, правой, левой, правой - вот как весело играем»

 - массаж с использованием массажных мячиков (Су - Джок терапия).

Не менее интересен следующий вид – это пальчиковые игры с предметами. Такие игры стимулируют работу некоторых зон головного мозга, речевых центров, развивают мышление, повышают эластичность мышц. Это игры с использованием: прищепок, палочек, бумаги,шестигранных карандашей, бусинок и орешков. Например, игра:

                        «Бусинки — горошки».

                      «Покатаю я в руках бусинки - горошки.

                     Быть послушными учу, пальчики, ладошки».

Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок (в прямом и обратном порядке).

                                               «Орех»

                    «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех

                    Научусь я два ореха  между пальцами держать

                   Это в школе мне поможет  буквы ровные писать»

         

              Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. 

Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребенка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него могут проводиться на праздниках, на прогулках и дома. На примере применения в музыкальном образовательном процессе пальчиковой игры с музыкальным сопровождением, я бы хотела представить вашему вниманию игру «Две сестрицы две руки». (под звуки музыки предлагаю повторить движения за мной)

И последний, на мой взгляд, самый  интересный  вид – это   пальчиковые игры на основе сказок. Здесь большим помощником будет пальчиковый и варежковый театр, а также театр теней. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает  ещё и эффект массажа фаланг пальцев руки.

Всем известно, что дети любят сказки. И любят их не только смотреть и слушать, но и показывать сами. Для организации пальчикового театра  сначала нужно сделать вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что театр ваш необычный — пальчиковый: «Пальчики — актеры, а мы с вами — режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков можно сделать из бумаги  (колпачки - куколки), из ткани, пряжи или другого безопасного материала, включив в эту работу и родителей.

         Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. В заключение:

Я желаю всем построить дом,

Чтоб  окошко было в нем,                                                                                                    

 Чтоб у дома дверь была,

Рядом, чтоб росла сосна.

Чтоб вокруг забор стоял.

Пёс тот дворик охранял.

Чтоб на травке жил жучок,

Бегал быстрый паучок.

Солнце грело, дождик шёл.

     Чтоб в саду тюльпан расцвёл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»

МАСТЕР - КЛАСС   «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»...

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду

Пальчиковые игры с  музыкальным сопровождением Синтез движения, речи, музыки привлекают и радуют  ребенка и помогают проводить занятия наиболее эффективно.   Можно пропевать...

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду

Cуществует тесная между речевой функцией и общей двигательной системой человека. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, тонкой моторики рук ...

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях как элемент коммуникативной культуры.

Аннотация: В данной статье описывается важность роли пальчиковых игр, способствующих становлению и развитию мелкой моторики, выразительности и эмоциональности речи, артикуляционных, голосовых и мимиче...

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду

КОНСПЕКТМУЗЫКАЛЬНО - ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»...

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях.

Пальчиковые игры помогают в развитии общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики рук, снятии мышечного напряжения, формировании правильной осанки, в формировании сценического мастер...