«Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»
консультация
Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном развитии дошкольников вызвана тем, что они играют важную роль в общем развитии ребёнка. В Федеральном государственном образовательном стандарте для дошкольных учреждений главный ориентир направлен на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка, и пальчиковые игры – это и есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx | 19.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»
Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном развитии дошкольников вызвана тем, что они играют важную роль в общем развитии ребёнка. В Федеральном государственном образовательном стандарте для дошкольных учреждений главный ориентир направлен на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка, и пальчиковые игры – это и есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а, в дальнейшем, в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность, эмоциональность.
Много пальчиковых игр построено на народном фольклоре. Потешки, заклички – эти небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию, радуют малышей звуками ласковых напевных слов. При проговаривании потешки разными голосами (низким, высоким, хитрым, громким, тихим и т.д.) у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что положительно влияет на развитие певческих навыков. Также развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма, воображение. Расширяются представления об окружающем мире, так как каждая потешка несёт в себе полезную информацию. Напряжённый мыслительный процесс происходит тогда, когда ребёнок пытается ассоциировать движения рук с содержанием потешки. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актёры – это пальчики ребят.
В своей работе я придерживаюсь следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр:
- перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями;
- для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Только когда ребёнок усвоит упражнение – я сокращаю свою помощь, но продолжаю выполнять все действия вместе с ним, сидя напротив;
- некоторые упражнения мы разучиваем сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе, так, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки;
- в ходе игры слежу за правильной постановкой кисти руки, за точным переключением с одного движения на другое и обязательно демонстрирую собственную увлечённость игрой;
- все указания даю доброжелательным тоном, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказываю помощь;
- при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
- не ставлю перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
- пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить.
В своей работе я использую следующие виды пальчиковых игр:
1) Активные игры со стихотворным сопровождением;
2) игры манипуляции;
3) пальчиковые кинезиологические игры;
4) пальчиковые игры с элементами самомассажа;
5) пальчиковые игры с предметами;
6) пальчиковые игры с музыкальным сопровождением;
7) пальчиковые игры на основе сказок.
Игры манипуляции, такие, как «Ладушки», «Сорока-белобока» - где указательным пальцем дети осуществляют круговые движения. Игра «Этот пальчик хочет спать» – поочерёдно дети загибают пальчики:
Этот пальчик хочет спать, А последний, пятый пальчик.
Этот пальчик лег в кровать, Шустро прыгает как зайчик.
Этот пальчик прикорнул, Мы его сейчас уложим.
Этот пальчик уже уснул. И уснем с тобою тоже.
Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого.
Пальчиковые кинезиологические игры иначе их называют «гимнастика мозга». Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
А сейчас я предлагаю вам проиграть вместе несколько кинезеологических игр:
1.Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» «Кулак - ребро — ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
2.«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
3. Нарисуй в воздухе одной рукой круг другой квадрат.
Игры с элементами самомассажа. Такие пальчиковые игры развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Например,:
- самомассаж ушных раковин;
- массаж боковых поверхностей ладоней рук: ребенок стучит ребром правой ладони по внутренней стороне левой ладони раз десять, затем меняет руки. Повторяет упражнение несколько раз;
- самомассаж головы;
- массаж с использованием различных предметов, например, с шишками;
Упражнение с шишками:
«Мышцы рук мы укрепляем, шишки по рукам катаем.
Левой, правой, левой, правой - вот как весело играем»
- массаж с использованием массажных мячиков (Су - Джок терапия).
Не менее интересен следующий вид – это пальчиковые игры с предметами. Такие игры стимулируют работу некоторых зон головного мозга, речевых центров, развивают мышление, повышают эластичность мышц. Это игры с использованием: прищепок, палочек, бумаги,шестигранных карандашей, бусинок и орешков. Например, игра:
«Бусинки — горошки».
«Покатаю я в руках бусинки - горошки.
Быть послушными учу, пальчики, ладошки».
Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок (в прямом и обратном порядке).
«Орех»
«Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех
Научусь я два ореха между пальцами держать
Это в школе мне поможет буквы ровные писать»
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребенка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него могут проводиться на праздниках, на прогулках и дома. На примере применения в музыкальном образовательном процессе пальчиковой игры с музыкальным сопровождением, я бы хотела представить вашему вниманию игру «Две сестрицы две руки». (под звуки музыки предлагаю повторить движения за мной)
И последний, на мой взгляд, самый интересный вид – это пальчиковые игры на основе сказок. Здесь большим помощником будет пальчиковый и варежковый театр, а также театр теней. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает ещё и эффект массажа фаланг пальцев руки.
Всем известно, что дети любят сказки. И любят их не только смотреть и слушать, но и показывать сами. Для организации пальчикового театра сначала нужно сделать вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что театр ваш необычный — пальчиковый: «Пальчики — актеры, а мы с вами — режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков можно сделать из бумаги (колпачки - куколки), из ткани, пряжи или другого безопасного материала, включив в эту работу и родителей.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. В заключение:
Я желаю всем построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом, чтоб росла сосна.
Чтоб вокруг забор стоял.
Пёс тот дворик охранял.
Чтоб на травке жил жучок,
Бегал быстрый паучок.
Солнце грело, дождик шёл.
Чтоб в саду тюльпан расцвёл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР - КЛАСС «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»
МАСТЕР - КЛАСС «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»...
Конспект игры-занятия в области познавательного и речевого развития 1 группа детей раннего возраста
Игра – занятие «Соберем кубики»...
Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением Синтез движения, речи, музыки привлекают и радуют ребенка и помогают проводить занятия наиболее эффективно. Можно пропевать...
Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду
Cуществует тесная между речевой функцией и общей двигательной системой человека. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, тонкой моторики рук ...
Пальчиковые игры на музыкальных занятиях как элемент коммуникативной культуры.
Аннотация: В данной статье описывается важность роли пальчиковых игр, способствующих становлению и развитию мелкой моторики, выразительности и эмоциональности речи, артикуляционных, голосовых и мимиче...
Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду
КОНСПЕКТМУЗЫКАЛЬНО - ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»...
Пальчиковые игры на музыкальных занятиях.
Пальчиковые игры помогают в развитии общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики рук, снятии мышечного напряжения, формировании правильной осанки, в формировании сценического мастер...