Консультация для родителей. Речевое развитие детей 5-6 лет.
методическая разработка (старшая группа)
Консультация для родителей
«Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу
войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и
детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В
федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную
область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое
развитие включает овладение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с
книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте».
Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека.
Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем
основные характеристики речи детей 5-6 лет.
Словарь детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с
интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу
шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь
обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это
деревья, кустарники, травы, цветы.
В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо
обращать внимание. В каждом конкретном случае следует
искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних
слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.
Грамматический строй речи детей 5-6 лет
На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно
хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют
слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро
накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать
числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна
кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой,
моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте
можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых
существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков,
ботинок, тапочек и т. д.) .
Звуковая культура речи детей 5-6 лет
Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:
- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в
произношении звуков и слов;
- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного
звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок)
;
- овладеть делением слова на слоги.
Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое
дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится
длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-
6 слов. В противном случае может возникнуть
физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится
прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут
перейти в привычку.
Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в
произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности
употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления
(жук жуззит).
Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной
звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и
сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых
имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_roditeley_5-6_let.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу
войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и
детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В
федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную
область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое
развитие включает овладение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с
книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте».
Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека.
Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем
основные характеристики речи детей 5-6 лет.
Словарь детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с
интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу
шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь
обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это
деревья, кустарники, травы, цветы.
В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо
обращать внимание. В каждом конкретном случае следует
искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних
слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.
Грамматический строй речи детей 5-6 лет
На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно
хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют
слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро
накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать
числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна
кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой,
моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте
можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых
существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков,
ботинок, тапочек и т. д.) .
Звуковая культура речи детей 5-6 лет
Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:
- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в
произношении звуков и слов;
- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного
звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок)
;
- овладеть делением слова на слоги.
Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое
дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится
длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-
6 слов. В противном случае может возникнуть
физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится
прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут
перейти в привычку.
Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в
произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности
употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления
(жук жуззит).
Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной
звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и
сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых
имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Речевое развитие детей в общении со сверстниками".
В развитии речи детейведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким - в семье...
Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5 лет"
Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5 лет"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...
Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»
Данна консультация направлена на просвещение родителей в вопросах норм речевого развития детей 2-3 лет. А также предлагаются речевые игры для дальнейшего развития...
Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»
Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок индивидуален...
Консультация для родителей "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"
Консультация для родителей "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"....