Консультация для родителей. Речевое развитие детей 5-6 лет.
методическая разработка (старшая группа)

                                             Консультация для родителей

«Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу

войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и

детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В

федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную

область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое

развитие включает овладение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие

звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с

книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных

жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте».

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека.

Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем

основные характеристики речи детей 5-6 лет.

Словарь детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с

интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу

шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь

обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это

деревья, кустарники, травы, цветы.

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо

обращать внимание. В каждом конкретном случае следует

искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних

слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.

Грамматический строй речи детей 5-6 лет

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно

хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют

слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро

накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать

числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна

кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой,

моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте

можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых

существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков,

ботинок, тапочек и т. д.) .

Звуковая культура речи детей 5-6 лет

Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:

- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в

произношении звуков и слов;

- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;

- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного

звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок)

;

- овладеть делением слова на слоги.

Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое

дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится

длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-

6 слов. В противном случае может возникнуть

физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится

прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут

перейти в привычку.

Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в

произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности

употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления

(жук жуззит).

Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной

звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и

сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых

имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley_5-6_let.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу

войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и

детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В

федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную

область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое

развитие включает овладение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие

звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с

книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных

жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте».

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека.

Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем

основные характеристики речи детей 5-6 лет.

Словарь детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с

интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу

шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь

обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это

деревья, кустарники, травы, цветы.

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо

обращать внимание. В каждом конкретном случае следует

искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних

слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.

Грамматический строй речи детей 5-6 лет

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно

хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют

слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро

накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать

числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна

кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой,

моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте

можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых

существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков,

ботинок, тапочек и т. д.) .

Звуковая культура речи детей 5-6 лет

Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:

- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в

произношении звуков и слов;

- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;

- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного

звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок)

;

- овладеть делением слова на слоги.

Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое

дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится

длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-

6 слов. В противном случае может возникнуть

физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится

прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут

перейти в привычку.

Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в

произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности

употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления

(жук жуззит).

Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной

звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и

сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых

имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Речевое развитие детей в общении со сверстниками".

В развитии речи детейведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким - в семье...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5 лет"

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5 лет"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Данна консультация направлена на просвещение родителей в вопросах норм речевого развития детей 2-3 лет. А также предлагаются речевые игры для дальнейшего развития...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок индивидуален...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"

Консультация для родителей  "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"....