Букварик: СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Ч»
учебно-методический материал (старшая группа)
Физиологический слух есть у крохи еще в утробе матери, а вот развитие фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные звуки в дошкольном возрасте.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Можно использовать сказки и рассказы, после прослушивания (прочтения) которых, ребёнок называет слова с заданным звуком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ch.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Ч»
Чашки.
Ниночке подарили (чашки).
На (чашках) были белые горошины.
Ниночка позвала девочек пить чай из новых (чашек).
Девочки наливали чай в новые (чашки).
Черепаха
Антону Чижову купили (черепаху).
У (черепахи) на спине чёрные пятна.
Антон Чижов часто выносит гулять в сад свою (черепаху).
Там (черепаха) ползает и ест листья одуванчиков.
Рассказы с вопросами.
1. Вовочке пять лет. Кому...?
Сестричка Таня учит его читать. Кто...? Что делает...?
Вовочка уже читает слова: мама, папа, чай, туча, мячик.
Кто...? Что делает...? Какие слова...?
5. Миша нашёл под деревом грачонка. Кого...?
Грачонок был чёрный, носатый. Кто...? Какой...?
Летать грачонок не умел. Кто...?
Миша кормил его черняками и личинками. Чем кормил...?
У грачонка отросли крылья, и он улетел. У кого...?
6. Олечка приехала в деревню к бабушке. Кто...? Куда...?
У бабушки жили чёрная овечка Ночка, коричневая тёлочка Дочка, курочки-пеструшки, собачка Жучка и кошечка Мурочка. Кто...?
Внучка помогала бабушке. Кто...? Кому...?
Она пасла овечку Ночку и тёлочку Дочку. Кого...?
Девочка наливала воды курочкам и Жучке. Кто...? Кому...?
Она часто играла с Мурочкой. Как...? С кем...?
Вечером Олечка с бабушкой сидели на крылечке. Когда...? Кто...? Где...?
Бабушка учила Олю читать. Чему...?
Кто живёт в часах?
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны — к горах, а чайники — на кухне. Черепахи живут в песке, червяки — в земле, а чучело — на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок — на чердаке, а в старом чемодане — мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое-то чёрное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.
Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет.
Кто же тогда там тикает?
(Г. Юдин)
Печенье.
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному,— строго сказал Миша. Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки:
— Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку чёрного хлеба...
(В. Осеева)
Умелые Руки.
Поспорили как-то между собой Иголка, Карандаш, Ручка и Мячик: кто из них лучше?
— Я всех лучше,— сказала Иголка,— потому что я самая острая.
— Нет, это я всех лучше! — сказал Карандаш.— На мне надпись золотыми буквами.
— Я гораздо лучше! — крикнула Ручка.— У меня перо блестит, как серебро.
Мячик ничего не сказал, но все поняли, что он тоже считает себя лучше всех. Долго не могли они решить, кто же из них лучше.
И вдруг пришли Умелые руки. Взяли иголку и вышили чудесного петушка. Приуныли Карандаш, Ручка и Мячик: и правда, петушок был очень красив. Но Умелые руки взяли карандаш и в две минуты нарисовали картинку.
Ручка и мячик от зависти ничего сказать не могли. А Умелые руки взяли ручку, обмакнули перо в чернила и написали: «Милая мама, я уже выучила уроки...» Обрадовалась Ручка:
— Конечно, я лучше всех! Ну кто, кроме меня, так напишет!
Тут все согласились. Только Мячик обиделся, надулся и ничего не сказал. И вдруг Умелые руки взяли мячик и пошли с ним в сад, и Мячик запрыгал высоко-высоко.
Пришла мама. Она полюбовалась вышитым петушком, картинкой, прочла записку и выглянула в окно — там Умелые руки играли мячиком. Мама улыбнулась и сказала:
— Славная моя дочка — Умелые руки.
(По В. Сутееву)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД "В гостях у Букварика"
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «В гостях у Букварика». Данный материал будет полезен воспитателям...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»...
Игра "Интернет - букварик"
Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме "Информационная безопасность"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»
Конспект НОД .Развитие речи....
Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Букварика».
Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.Задачи:Формировать умения обобщать, классифицировать;Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и син...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»
Речевая направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....